Сердце матери

Иван Гейгер 2
   
   Около билетных касс,на железнодорожном вокзале Новосибирск-Главный,были длинные очереди.Отстояв два часа,я наконец купил билет до Могилёва.Через время ко мне подошел мужчина лет пятидесяти: „Извените,я покупал билет вслед за вами, и тоже еду в Могилёв“-приятным голосом обратился ко мне мужчина. „Значит мы попутчики,какой у вас номер вагона?“„Девятый“-последовал ответ.„И у меня тоже,будем держаться вместе.“Мы познакомились.Оказалось он живёт и работает в Бердске,а родом он из Могилёвской области.Анатолий Сергеевич,так звали моего нового знакомого,оказался очень приятным собеседником.С ним можно было поговорить на любые темы.Мне нравилось,что на всё у него своё мнение,которое он готов отстаивать в самых жарких спорах.Чем ближе мы подъезжали к Могилёву,тем грустнее становился Анатолий Сергеевич.Меня удивили перемены в этом жизнерадостном человеке.Я подумал,что эти перемены связаны с предстоящей встрече с Родиной.Когда мы приехали в Могилёв,он спросил:„Где вы собираетесь остановиться.“„Как обычно в гостинице“-ответил я.Я знаю здесь хороший и недорогой Отель“-обрадовался мой попутчик.В гостинице нас поселили в один номер.Время было позднее и мы,поужинав,легли спать.Утром,когда я проснулся, Анатолия Сергеевича уже небыло.Я тоже отправился по своим делам.День пролетел в делах и заботах очень быстро,в гостиницу я приехал уже поздним вечером.Анатолий Сергеевич сидел за столом,перед ним стояла пустая водочная бутылка и стакан.В комнате было сильно накурено.На моё приветствие он даже не шолохнулся.Я, молча,пошёл в душ,оделся,чтобы сходить в буфет поужинать.В дверях меня остановил Анатолий Сергеевич: „Постой друг, извени меня пожалуйста,я тут немного расслабился,ты только ни о чём не спрашивай,сам потом всё расскажу.Если ты в буфет,то купи мне пожалуйста что-нибудь поесть и бутылку водки.“Я купил в буфете кое-что из съестного,а так же,так как водки не было,бутылку коньяка.Своего постояльца я застал в том же положении,что и уходил. „Мой друг,извените пожалуйста,но я открою окно,надо немного проветрить,а то накурили хоть тапор вешай. Поставив еду и коньякна стол,я подсел к нему.Налил себе и ему немного коньяка,предложил выпить.Он взял свой стакан и,молча выпил.„Давай помолчим,что-то я сегодня не  расположен  разговаривать.“„Хорошо,я не буду вам мешать,только по возможности курите поменьше,а то мы здесь задохнёмся.“Я лёг спать,а когда утром проснулся,Анатолий Сергеевич лежал на своей кровати и спал.Коньяк он весь выпил,и только пустые бутылки стояли под столом.„Во даёт,а с виду нормальный мужик“-про себя подумал я.Наспех перекусив,я поехал работать.За день переделав все дела,я купил билет на обратную дорогу.Мой поезд отправлялся на следущий день.Побродив немного по городу,вернулся в гостиницу.В номере меня ждал сюрприз,стол был богато накрыт.„По какому поводу банкет?“-удивился я.„Я чувствую себя перед вами виноватым,поэтому решил немного сгладить свою вину“-виновато моргая глазами,с грустью сказал Анатолий Сергеевич. „Да ладно с кем не бывает.“-миролюбиво произнёс я. Вы  меня простите за вчерашнее,я вообще непьющий,а тут вдруг понесло.Это всё тяжёлые воспоминания,я об этом никому не рассказывал,а вам расскажу.Говорят если выговоришься,на душе легче будет.Ну,а пока давайте вместе поужинаем.“После ужина он пересел на кресло,закурил,немного помолчал,собираясь с мыслями,затем заговорил тихим голосом.

 „Расскажу вам всё с самого начала,только вы меня пожалуйста не перебивайте.Когда мне было шесть лет мы с мамой и папой жили в небольшом посёлке,возле которого располагались склады Облпотребсоюза.Отец работал на этих складах в качестве товароведа-экспедитора. Когда началась война папа находился в командировке,где в первый  же день попал в плен. Через время его и других пленных освободила какая-то часть Красной армии.Мы с мамой остались в посёлке ждать отца.Вскоре фашисты захватили наш посёлок,так мы с мамой оказались в окупации.Немцы устроили на складах свою продуктовую базу и обьявили, что в услуге рабочей силы не нуждаются.Когда запасы продуктов у жителей посёлка закончились,наступил голод.Люди потихонько стали покидать насиженные места,в поисках лучшей доли.Многие дома стояли стояли пустыми,и в соседний,с нами, дом поселились два немца-интенданта.Когда они видели во дворе мою маму,то делали приглашающие жесты и громко,нагло хохотали.Как-то к вечеру мама нагрела воды в казане,а затем долго мылась за перегородкой.Когда она оттуда вышла я стал просить кушать.У мамы слёзы текли по щекам,но она тут же решительно вытерла их.Мне строго наказала  лечь спать,а сама одела праздничное платье и ушла.Ночью я проснулся от того,что кто-то толкнул меня,это была мама.При свете луны я смог заметить,что она голая и только  прикрывала себя спереди.Она прошептала,что еда там на столе и ушла за перегородку.Там,  я слышал,она долго плакала и мылась.Так продолжалось некоторое время,как только заканчивались продукты,мать ночью уходила,а утром у меня было что поесть.Это позже я понял,что происходило,а тогда был рад,что могу кушать.Не знаю сколько это могло бы продолжаться,но наконец наши войска освободили наш посёлок.Жизнь стала потихонечку налаживаться,многие,которые ранее уехали,стали вовращаться в свои дома.И вот однажды  получили письмо от отца,где он писал,что находился в госпитале после тяжёлого ранения и через неделю приедет домой.Прочитав письмо, мама сильно побледнела,а ночью я слышал,как она горько плакала.За неделю она побелила весь дом,перестирала всё,что можно было,до бела вымыла полы.Отец пришел домой после обеда.Так получилось,что дома я оказался один. В начале я даже сомневался,что это мой отец.С фотографий довоенных лет на меня смотрел молодой,полный жизни человек,а теперь передомной стоял худой,осунувшийся,постаревший мужчина.Инстиктивно я понимал,что это и есть мой отец.Он обнял меня и крепко прижал к своей груди,а когда он отстранился ,я увидел,как большие капли слёз катились по его щекам.Мне стало жалко этого усталого человека,и я тоже заплакал.Немного успокоившись,он спросил где мать.Я ответил,что недавно она была здесь,а теперь видимо куда-то вышла,Только сейчас отец заметил листок бумаги на столе,он взял его в руки и стал читать.Во время чтения егобледное лицо вдруг приобрело сероватый оттенок.Прочитав письмо,он разорвал его на мелкие кусочки.С каменным выражением лица протянул низким, грудным голосом„та-а-к“и помолчав,прощипел„Овчарка“.Позже я узнал,что мать он нашёл в сарае повешенной.Вместе с соседкой они снялиеё с петли и занесли в дом.На другой день маму похоронили под большой раскидистой сосной,на краю небольшого лесочка.Через несколько дней,собрав кое-что из вещей,мы с отцом уехали в Сибирь,к фронтовому другу папы.Обосновались в небольшом райцентре Ордынское,который находится недалеко от Новосибирска.Отец работал сапожником,а я учился в средней школе,по окончании которой, поступил в Новосибирский энергетический институт. Там я и познакомился со своей будущей женой,теперь мы оба работаем на Бердском Радиозаводе.Отец умер десять лет тому назад,сказались тяжёлые ранения.За все эти годы я ни разу не приезжал на Родину,меня не покидало чувство тяги к родным местам.И, вот три года тому назад, я впервые приехал сюда.Кое-как нашёл местозахоронения матери.Долго плакал на могиле,но чувство горечи уступило чувству ненависти к матери за её связь с фашистами.Вечером,вернувшись в гостиницу,я основательно напился,чтобы ни о чём не думать.Домой я ехал с твёрдым намеринемсюда больше не возвращаться,но год спустя,опять затосковал по Родине и матери.В этом году решил опять приехать сюда вновь,и представте себе,эти чувства повторились опять.Я весь измучился,наверно сюда больше никогда не приеду,нет сил больше терпеть. Может вы мне что-нибудь посоветуете.“

Анатолий Сергеевич,не сесняясь,громко зарыдал.Я не стал ему мешать,а когда он успокоился,стараясь не раздражать его,сказал: „Не понимаю,почему вы относитесь к матери с такой ненавистью,вы должны испытывать к ней благодарность.То,что произошло много лет назад,закономерно.У вашей матери сработал простой материнский инстинкт.Чтобы выжил ребёнок,мать не задумываясь,идет на всё,что угодно и благодаря её поступку,вы выжили, Отцу,видимо,она всё обьяснила в своём письме, он её не понял.Это тоже понятно,как фронтовик всем сердцем ненавидел врага,и все те кто имел связь с фашистами,становился в один ряд с ним.Изменив,ваша мать не потеряла чувство гордости и порядочности,она просто не смогла бы посмотреть в глаза мужу,поэтому  и покончила с собой.А то,что вас тянет к матери,тоже закономерно.При родах ребёнка отделяют от матери,обрезая пуповину,но остаётся незримая пуповина,которая соединяет на всю жизнь.Она может растягиваться на бальшие расстояния и время.В семье эти связки сплетаются в нечто вроде кристаллической решётки,чем  плотнее эта решётка,тем крепче и дружнее семья.Если по той или иной причине разрывается эта связь,то её можно лечить только пониманием и добрым отношением друг к другу.Я бы посоветовал вам,всё внимательно проанализировать,а по приезду домой,рассказать своим детям и внукам,какая замечательная у вас была мать.Этим вы востановите утерянное звено в вашей семейной связи.Вот и всё,что я могу вам посоветовать.Выводы делать только вам“.

Анатолий Сергеевич неподвижно сидел на своём кресле и молчал.Через некоторое время он встал,закурил и,молча,прошёлся по комнате.Затем он подошёл к окну и глухим голосом тихо сказал:Спасибо,я всё понял.“И он снова замолчал.Чтобы не мешать ему,я оделся и вышел погулять по городу.Когда через время вернулся Анатолий Сергеевич лежал в постели, укрывшись сголовой.Стараясь не шуметь,я тоже лег спать.Когда я проснулся Анатолия Сергеевича в номере не было.Собрав свои вещи,я уехал на вокзал.Больше я этого человека не видел,но надеюсь,что у него всё хорошо.