Русские идут!

Морской Профсоюзный Телеграф
То, что русские моряки не лыком шиты, факт известный и не подлежащий сомнению. Но вот как они однажды умудрились поставить на уши весь мир, сами того не зная, история, надо сказать, почти никому неизвестная, но, вместе с тем, заслуживающая отдельного повествования. В общем, как говаривал герой одного кинофильма: «Хотите - верьте, хотите - нет, а дело было так».
Вот что писала новозеландская газета «Southern Cross» от 17 февраля 1873 года:
«15 февраля 1873 года пароход «Wonga Wonga» вышел из новозеландского порта и взял курс на Австралию. На борту, как и положено, пассажиры, сопутствующий груз. Ближе к ночи на горизонте показался русский броненосец доселе невиданных размеров, шедший на всех парах к «Wonga Wonga». Корабль-загадка назывался  «Касковиский», а в сохранившихся иностранных письменных свидетельствах того времени он значился как «Сaskowiski». Судно олицетворяло в себе силу и мощь русского флота, и несмотря на то, что его изображение не дошло до наших дней, тем не менее, как мог выглядеть «Сaskowiski», догадаться нетрудно. Представьте себе эскадренный броненосец «Петр Великий», спущенный на воду в 1871 году: длина 103,5 м, ширина - 19,2 м, осадка - 8,28 м. Добавьте к этому артиллерию и минно-торпедное вооружение. А потом мысленно умножьте на два по всем техническим параметрам, в том числе по толщине брони, которая на «Петре Великом» доходила до 365 мм. Запасы провизии на борту «Касковиского» хватало, чтобы обеспечить бесперебойным питанием экипаж в 953 человека в течение целого года. Вот как-то так и выглядел русский броненосец, больше походивший на монстра.
«Сaskowiski» построили в строжайшей секретности на Аляске, подальше от любопытных глаз и ушей. Причем фактически на территории иностранного государства: Аляску к этому времени уже продали США. Совершенно определенно можно сказать, что строили корабль в период с 1867 по 1873 г., и это было одним из условий сделки по продаже Аляски Америке.
Но вернемся в Новую Зеландию. Когда бабахнула одна из двенадцати тридцатитонных пушек «Касковиского», «Wonga Wonga» ничего не оставалось, как замедлить ход и остановиться. Затем к нему подошла шлюпка c «гостями». Поинтересовавшись на прекрасном английском, чей это пароход, куда держит путь, что за груз везет, гости вынесли оторопевшим пассажирам приговор: «Вы захвачены российским военным кораблем!»
Неожиданное и удивительное спасение пришло в лице одного из морских офицеров, находившихся на «Wonga Wonga». Он и несколько других пассажиров сняли с креплений также имевшуюся на борту парохода пушку, затем подняли её и перекинули за фальшборт прямо туда, где находилась лодка. Точное попадание в цель! Пушка разнесла лодку в щепки. И пока русские моряки, оказавшиеся в воде, беспомощно барахтались, «Wonga Wonga» дал деру, стараясь уйти под покровом темноты.
Но предательская луна и семнадцать узлов разъяренного «Сaskowiski», пустившегося вдогонку, делали бессмысленным начавшееся соревнование в скорости. Поэтому капитан «Wonga Wonga» принял решение уходить на мелководье в район Махерейнджи, к западной части Новой Зеландии, и далее добраться до реки, где находился быстроходный буксир «Volunteer».
Капитан буксира понял, что основная мишень «Сaskowiski» - Окленд, крупнейший портовый город, до которого рукой подать, который остается практически без прикрытия, если не считать ничего не догадывающегося о вероломстве русских британского корабля в Гавани Уэйтмата. Надо попробовать предупредить своих! Однако помчавшийся на всех парах «Volunteer», как ни старался, все равно не успел.
Русские моряки захватили британский корабль без шума и пыли. Выключив сигнальные огни, «Сaskowiski» коварно подкрался к гавани. С броненосца спустили на воду последнее чудо техники - подлодку с химическим оружием на борту. Она незаметно прошла на глубине шести футов почти под самым носом у ничего не подозревающего британского корабля, тихонько всплыла на расстоянии одного кабельтова от него, и далее в дело вступило химическое оружие: распыленный ядовитый газ в сторону противника.
Задыхающийся от ядовитых паров вахтенный заметил приближающиеся шесть лодок, и подал сигнал тревоги, но было слишком поздно. В результате отравления британские моряки не могли оказывать сопротивление. Поднятый на захваченном корабле флаг с ненавистным для новозеландцев двуглавым орлом означал, что защищать британскую колонию больше некому! Выходит Россия объявила «Царице морей» войну?
Отправленные с «Сaskowiski» на берег несколько вооруженных до зубов отрядов действовали очень быстро и тактически грамотно, взяв почту, телеграфные станции в радиусе сорока километров от Окленда и арсеналы с оружием. Большинство жителей города спали и даже не догадывались, что происходит. Целый город в мгновенье ока оказался не только у русских в руках, но и отрезанным от внешнего мира. На телеграфных станциях уже сидели прошедшие спецподготовку моряки, которые не пропускали ни одного подозрительного сообщения с намеком на случившийся захват.
После того, как первая часть вероломного замысла была выполнена, на сцене появился вице-адмирал Херодшкоф собственной  персоной - он, собственно говоря, и спланировал всю эту операцию. Под угрозой расправы с близкими и родными к нему привели мэра, местных чиновников, банкиров, в общем, первых лиц города, которым он предложил  в обмен на свободу заплатить выкуп в размере полтора млн. рублей или 250 тыс. фунтов стерлингов. На сбор денег дали час, иначе Окленд сожгут. Неслыханное даже по военным меркам дело, поскольку все это больше смахивало на самый банальный грабеж!
Озвученная сумма оказалось неподъемной. С Херодшкофом попробовали договориться и сбавить назначенную цену. Но тот ничего не хотел слушать, дескать, в России за такую дерзость всех мигом отправили бы в места не столь отдаленные, то есть в Сибирь. Больше того, не поверив испуганным новозеландцам на слово, русские моряки отправились в банки, где выгребли все хранившееся там золото и серебро, которые вместе потянули примерно на 130 тыс. фунтов. Разозленный Херодшкоф объявил стоявшим перед ним заложникам: «Пойдете сейчас со мной на «Сaskowiski»: нам еще с «Wonga Wonga» надобно разобраться. Если там золота наберется достаточно, так и быть, отпущу вас - ссажу на Фиджи».
Заложников под конвоем отвели на броненосец, который, не мешкая, покинул гавань, оставив Окленд под присмотром пушек захваченного британского корабля. Нетрудно догадаться, что Новой Зеландией «Сaskowiski» не ограничится, и скорее всего возьмет курс на Австралию, которая  представляет куда больший интерес, учитывая недавно обнаруженные там крупными залежами золота. Куда смотрит британский флот и обещание, данное политиками с Туманного Альбиона защищать колонии до последнего солдата, шиллинга и корабля?!»
Надо ли говорить, что после того, как проснувшиеся утром 17 февраля 1873 года жители Окленда прочитали свежий выпуск с этим трагическим сообщением, редакцию «Southern Cross» стали осаждать толпы напуганных людей, требуя разъяснений. По городу со скоростью звука распространились слухи, что русские взяли город. Жители принялись прятать деньги и драгоценности. Лодочники отказывались перевозить пассажиров ни за какие деньги, боясь попасть под обстрел. Народ валом повалил к гавани, чтобы увидеть захваченный корабль. Одна очень энергичная дама призывала пойти и дать бой врагу!
В общем, русские натворили дел. Вы об этом ничего не слышали? И неудивительно, потому что… все вышесказанное - не более чем плод фантазий редактора новозеландской газеты «Southern Cross» мистера Дэвида Луки. Именно он придумал эту историю с единственной целью - привлечь внимание общественности к шаткому положению Новой Зеландии в разгар борьбы мировых держав за передел колониальных империй. Без береговых фортификаций, связи, которая в то время была налажена только между Веллингтоном и Оклендом, без военного прикрытия со стороны британского флота, эта колония действительно представляла собой легкую мишень. Так что фантазии Луки для читателей газеты выглядели очень даже правдоподобно, если учесть внезапные появления военных кораблей, в том числе и под русским флагом, у австралийских берегов.
Как бы то ни было, редактору, явно не ожидавшему такой бурной читательской реакции, пришлось, конечно же, объяснятся на страницах газеты. Он пояснил, что это просто розыгрыш, но с благими намерениями. А рассчитывал мистер Лука на то, что читатель поймет, что это шутка (вернее, «утка»), когда увидит явные несостыковки и откровенные ляпы в придуманной им истории. Например, название русского корабля «Сaskowiski» - просто набор из составляющих слов «cask of wiski» (бочка виски). А название парохода «Wonga Wonga» переводится как «деньги-деньги» - поэтому якобы русский вице-адмирал Херодшкоф и решает, что на нем есть золото. Но самый главный указатель, что статья – липовая, это дата под ней, набранная петитом:  «15 мая 1873 года», то есть читатель должен был понять, что ничего подобного на самом деле еще не было.
Сослать бы редактора в Сибирь за такие шуточки, да только его задумка достигла цели. Вскоре после той статьи нашлись деньги и на строительство фортификаций, и на прокладку подводного кабеля, связавшего линии коммуникации Новой Зеландии как с Австралией, так и со странами Азии и Европы. Так что приплывшие на бочке виски русские моряки оказали Новой Зеландии огромную услугу.

P.S. А вот это уже не «утка». Когда жена местного новозеландского торговца, полностью полагаясь на слухи, рассказала мужу, что случилось, тот попросил её три раза повторить сказанное, после чего, потирая руки, произнес: «А это очень неплохо, что Окленд теперь - российский город!»


Первым европейцем, увидевшим берега Новой Зеландии в 1642 году, был голландец Абел Тасман. Английский капитан Джеймс Кук посетил и обследовал острова в 1768 году. Его путешествие положило начало периоду активного освоения островов европейцами, первыми из которых стали китобои, миссионеры и торговцы, обустраивавшие свои поселения в основном вдоль береговой черты. В 1840 году, в связи с усиливавшимся интересом Франции к колонизации Новой Зеландии, Великобритания назначила в стране своего первого лейтенант-губернатора. В феврале того же года при его участии был заключён договор, получивший по месту его подписания название Договор Вайтанги,  который стал основой создания нового государства и соблюдается до настоящего времени. В соответствии с договором, Новая Зеландия перешла во владение Британской монархии.