Бердяев о динамике русской души. Этюд 3

Любовь Царькова
  Реферативно. Изложена личная точка зрения.

  Продолжение http://www.proza.ru/2013/08/14/436               

                «У русской  души есть обаяние»
                (Николай Бердяев)
   «…Русские душевны и сердечны. Душа русского народа – дарящая, великодушная, бескорыстная... Она преодолевает национальное самодовольство – сверхнациональна. Русский признаёт человека любой национальности самобытным религиозным началом…

...Истинная национальная политика может быть лишь творческим созданием лучшей жизни, а не кичащаяся своей статичной жизнью. Видеть общую перспективу человеческой жизни – это проявление творчества личности, раскрывающегося в истории…

 …Всякий истинно русский человек интересуется вопросами о смысле жизни и ищет общения с другими искателями смысла… Другие народы русские ощущают как равные перед Богом.
…Русский человек мало способен к презрению, не любит давать чувствовать другому человеку, что он ниже его.

…В русском духе славянская безмерность и безгранность. Он неистощим. Русский чувствует себя свободным на вольном воздухе. В России духи природы ещё не скованы человеческой цивилизацией. И в русской душе осталась иррациональность, неорганизованность, неупорядоченность…».

 Душа русская открыта новому: остроумные идеи, изобретения, отсутствие скуки, искренность.
«…Душевная жизнь Запада более закрыта и придавлена цивилизацией. Франция закупорена в своём типе культуры (считая себя наследницей греко-римской цивилизации), отсутствует интерес к другим культурам… Русский рассматривает проблему по существу, а не в культурном отражении (как психологию чужих переживаний – так делают в Западной Европе, для которой характерен культурный скепсис, отсутствие свежести души). И – парадокс: на Западе преобладает интеллект и чувственность, нежелание вторгаться в личную жизнь.

 Русский же в споре проявляет меньше уважения к самой мысли, легко переходит на личности, задевает самолюбие других; готов стать нравственным судьёй над ближними. Всё это потому, что у русских нравственное мышление преобладает над чистым интеллектом. Русские люди любят настоящее общение – соприкосновение душ. Резко выражены симпатии и антипатии, в том числе и по отношению к самому себе.

…У русских есть открытость духа, свобода от мещанской морали…
…Основное препятствие соединения Востока и Запада – притязания западного духа воли к власти над миром, восприятие мира как беспорядка, а себя как носителя порядка и организации. Такие притязания эстетически не привлекают».

Николай Бердяев считал, что история соединяет людей и высшие силы в духе, это не механическое сцепление. Что нации – историческая ценность, каждый народ в нужное время выполняет своё предназначение в истории. Что история – это отражение метаистории – глубинных трансцендентных процессов, которыми ведает Провидение.

«…Историческая эпоха требует органичного соединения национального сознания с универсальностью определения мирового признания национальностей… признания вечных прав за всякой национальной индивидуальностью... Идея космического братства...

 Бердяев верил в созревание самостоятельной общественной мысли в России. «…Демократия зависит от внутренней способности к самоуправлению. Демократия есть превращение хаотического количества в некоторое самодисциплинированное качество... Человек должен овладеть самим собой, своими стихиями, мораль личной и общественной дисциплины – приоритет...».


О политике философ сказал: «…Истинная политика – интуитивна, прозорлива; чуткость, гибкость, пластичность, живая реакция на жизнь. Вся обязанность политических деятелей - быть изнутри одухотворенными высшими целями и абсолютными ценностями. За политикой должно стоять духовное возрождение, перерождение личности и народа».
А доныне  "...власть над людьми глумится всласть" (http://www.proza.ru/2013/06/06/752).

Николай Бердяев: «Самобытный тип русской души уже выработан и навеки утверждён... Русская культура теперь может твориться лишь из глубины русской души её самобытной творческой энергией. Русская самобытность должна проявиться в творчестве, в мощи, в свободе, в свободной общественности...

…Императив христианства и буддизма – быть сильным духом, не бояться испытаний жизни, принимать неизбежные и очистительные страдания, бороться против зла.

...Мы устали от лжи и политиканства и хотели бы дышать вольным воздухом правды. Такая правда есть в природе русского человека... Религиозное чувство потерявшего веру человечества направлено на социальность. Ориентация жизни сделалась социальной по преимуществу».

 Рационалистические иллюзии делают людей игрушками внушений. По большому счёту человек становится одинок... Утончённость и испорченность мещанского довольства, расслабление наслаждением приводят к духовному истощению.

"…Русский человек ищет правды: религиозной, моральной, социальной, он ищет спасения. В этом есть что-то характерно русское. Но правда недостижима без честности, равно как и без личной ответственности, подтянутости, организации души, закала личности. Преодоление рабски обособленного сознания, духовное самосовершенствование, - первостепенные задачи для того, кто чувствует себя ответственным за свою судьбу и судьбу России".


Русским необходимо духовное воодушевление на почве осознания своей древнейшей истории и великих исторических задач в борьбе за новые ценности нашего бытия в мире, за наш дух.
И как современны его слова: «…сейчас в народе идёт подземная духовная работа. Скоро этот поток прорвётся для сознания общества». Ведь мысли Бердяева были обращеныв будущее – нам, потомкам.

Элита молодых людей делает русскую культуру образом жизни. Они изучают нашу древнейшую дохристианскую историю, общаются, самоорганизуются. Здоровый образ жизни –девиз этих крепких душой ребят. Послушайте как Светозар из «АурыМира» поёт «Живу» (ударение на первом слоге, древнерусская Жива – энергия жизни) -  http://vk.com/event49425046. Это настоящая русская песня, исполненная душевного веселия и трансцендентной мощи.

«…Истинный центр народа в глубине каждой личности. Без великой дерзновенности личного духа не может осуществляться развитие духа народного. Величайшие русские гении боялись этой ответственности личного духа и с духовных вершин падали вниз, припадали к земле, искали стихийной народной мудрости. Так было у Толстого и Достоевского. Сердце преобладает над умом и над волей, ко всему на свете применяются исключительно моралистические оценки.

Но этот морализм не создаёт закала духа. Расплывчатая душевность не предполагает ответственности, самодисциплины, твёрдости характера. На этой почве рождается давно известная слабость русской воли, русского характера. Поэтому правда тонет в расплывчатой душевности и неспособности, во вражде к творческой  мысли, в которой есть свет.
Поэтому не только народ, но и русская интеллигенция - идейно бедная и идейно отсталая. Многим кажутся «передовыми» очень отсталые идеи. Сторонники «научного миросозерцания» отстали от движения науки на столетия… Материализм – направление полуграмотное…

...Когда раскрываются новые перспективы космического мироощущения и миросознания,  ителлигентная и полуинтеллигентная масса живёт старым хламом, давно уже сданным в архив. Упрощённое мышление не желает знать иррациональные космические силы, оторвано от жизни космической, от энергий, которые проливаются на нас со всех планов Космоса. Духовный поворот к космическому – способ преодоления уныния людей, отброшенных назад в слепоте к высшим задачам человечества.
Широкий кругозор не позволит сбить с точек зрения на жизнь.
Солнце должно засветиться внутри нас и привести к новому дню. Борьба идёт на духовных вершинах человечества, там определяется судьба человеческого сознания… а в середине клочья старого мира мысли влачат жалкое существование.

В России неотложен призыв к повышению человеческой активности, творчества, ответственности.

Власть должна опираться не на силу, а на народ, на самые недра земли русской. Государство должно стать внутренней силой русского народа его собственной положительной мощью, а не внешним над ним началом".

Продолжение http://www.proza.ru/2013/08/10/1209