ТЕМА ОГНЯ В ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА
ГЛАВА 5. ДЕМОКРИТ И КРУГЛЫЕ АТОМЫ ДУШИ
Демокрит описал материю как совокупность атомов - твердых частиц, движущихся в пустом пространстве. Атомы Демокрита чисто материальны, и все происходящие с ними события сводятся к перемещениям, столкновениям и возможным зацеплениям. Каждый атом вечен и неизменен, однако атомы не предполагаются одинаковыми: в частности, они могут отличаться размером и весом. Первоначальный хаос был смесью атомов, находившихся в вихревом движении. Когда он разделился, более легкие частицы поднялись наверх и образовали небо, огонь и воздух, а более тяжелые остались внизу и образовали землю и воду. Огонь, наиболее подвижная изо всех стихий, состоит из мельчайших круглых атомов, которые всюду проникают и все наполняют сложным и многообразным движением.
Таким образом учение Демокрита вполне вписывается в ту же уже неоднократно встреченную нами парадигму «всепроникающего огня». Однако огненная стихия получает здесь чисто атомистическую интерпретацию, которая не только неплохо объясняет её свойства, но и создает четкий зрительный образ. Атомы огня, мелкие, круглые и гладкие, проникают без зацепления в остальные вещества, состоящие из более крупных и, как правило, несферических атомов.
Хотя Демокрита считают материалистом, в его учении фигурируют и боги и души, причем духовное начало так же тесно связано с огненным, как и у других досократиков. Родственность огня и души объясняется просто: души также состоят из круглых атомов огня. У Аристотеля читаем: «Демокрит утверждает, что душа есть огонь и теплота: признавая бесконечное множество атомов и их схем, он называет круглые атомы огнем и душою; таковы те воздушные пылинки, которые видны в солнечных лучах, падающих через окна /1/. ... Подобно тому учит и Левкипп. Из этих атомов они признают душою шаровидные, вследствие того, что атомы подобного строения могут легче всего проницать через все, а также потому, что они, будучи сами в движении, движут и все остальное. По их мнению, следовательно, душа есть то, что сообщает движение живым существам /2/.» Дыхание способствует притеканию в живой организм круглых огненных атомов, которые поддерживают жизнь. После их вытеснении из тела наступает смерть.
В отличие от атомов грубой материи, атомы духа имеют совершенную круглую форму. Поэтому и и сам дух более совершенен, чем материя. Атомы духа более подвижны, поэтому и душевные движения быстрее и сложнее материальных. Душа есть лишь результат временного соединения движущихся «душевных» атомов; она не бессмертна. Боги, также состоящие из круглых атомов, не вечны, а лишь долгоживущи. Вечным, абсолютным, является лишь полная совокупность атомов, движущихся в пустом пространстве. Хотя души смертны, составляющее их божественно-огненное духовное вещество вечно и неуничтожимо.
Атомизм Демокрита замечателен тем, что он примиряет неизменный абсолют элейцев (неизменные атомы) с вечным движением Гераклита (движение атомов). Основной проблемой атомизма является полное удаление всего идеального. «Живая стихия», интерпретированная как совокупность хаотически движущихся атомов, становится более ощутимой и понятной, однако именно в силу этого она теряет свою тайну, «магию» и, вместе с ней, саму жизнь...
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Образ пылинок в солнечных лучах был особо убедителен, потому что эти пылинки кажутся движущимися сами по себе и действительно похожи на самодвижущиеся атомы. Аристотель далее пишет: «Некоторые считают, что душа есть солнечная пылинка, другие – что она есть то, что движет эти пылинки. Основанием для такого утверждения заключается в том, что такие пылинки движутся непрерывно даже при совершенном безветрии.» См. «О душе», 404, цитируется по С.Н. Трубецкому, с. 336. С. Н.Трубецкой далее отмечает, что индийские атомисты также видели в солнечных пылинках самодвижущиеся атомы.
2. Из трактата Аристотеля «О душе». Цитируется по С.Н. Трубецкому, с. 336.
Единый пдф-файл, соответствующий полному содержанию данного сборника, можно скачать здесь
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Фрагменты ранних греческих философов. А.В. Лебедев. М., 1989. http://www.nsu.ru/classics/plato/vorsokratiker.htm
С. Н. Трубецкой. Метафизика древней Греции. М., «Мысль», 2003
А. Ф. Лосев. История античной философии в конспективном изложении. http://psylib.org.ua/books/losew01/index.htm
P. Kingsley. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxford Univ. Press, 1995.
Diogenes Lаertius. Life of Eminent Philosophers. http://en.wikisource.org/wiki/Lives_of_the_Eminent_Philosophers
R. Parry. Stanford Encyclopedia of Philosophy. http://plato.stanford.edu/
J. Burnet. Early Greek Philosophy. http://www.classicpersuasion.org/pw/burnet/
Internet Encyclopedia of Philosophy www.iep.utm.edu/category/history/ancient/