Материальный мир един больше, чем принято считать

Уладзимир Траццякоу
1. Введение. Для живой природы справедлив принцип толерантности*) (ПТ): «Природа дает жизни допуск»; для неживой – положение о внутренней (врожденной) неопределенности**)  величин, характеризующих любую физическую систему, поскольку не могут быть абсолютно точными («точечными») числа, т.к. представление о них связано с (логически противоречивым) допущением о возможности завершить потенциально бесконечные процедуры деления отрезков.

Объединение этих двух положений в единый натурфилософский принцип – обобощенный принцип толерантности (ОПТ) -- дало бы новые стимулы для исследования таких философских категорий, как пространство и время, необходимое и случайное, определенное и неопределенное, а также для исследования появляющейся в связи с ОПТ новой методологической проблемы оптимального выбора понятийного базиса теории, с учетом вводимых при этом неопределенностей (интерпретационной и в объеме понятий). Для математиков это стало бы дополнительным стимулом к построению здания математических наук, в фундаменте которого были бы понятия, более адекватные действительности. Существовавшая до сих пор математика была прежде всего научным аппаратом физического мира.

2. Обоснование. Живая и неживая природа связаны между собой в единое целое, взаимопроникают одна в другую. В самом деле, живые организмы имеют в своем составе не только органические, но и неорганические вещества (H2O, например); неживая природа проникает в них благодаря воздуху, воде, пище, их пронизывают «неживые» излучения; те и другие объекты реагируют на внешние воздействия. К тому же состояние «быть живым» – временное. Все это позволяет думать, что это единое целое не может не иметь более конкретного выражения, чем констатация «мир материален».

3. Поиск. Исходными для формулировки могут быть следующие понятия и термины: объект живой природы, объект неживой природы, состояние, поведение, отношение толерантности, интервалы толерантности, неопределенности, параметры.
4. Формулировка обобщенного принципа толерантности:

Каков бы ни был объект Природы – живой или неживой, -- его текущее состояние и поведение таковы, что параметры, их характеризующие, имеют интервалы толерантности, в пределах которых живой объект (вид, популяция, организм, …) может существовать как живой, а неживой объект (микрообъект, ансамбль микрообъектов, физическое тело, система физических тел, …) проявляет закономерные связи физических величин, что обеспечивает, КАК ПРАВИЛО, воспроизводимость экспериментов.

P.S. Оговорка "как правило" очень важна для понимания взаимосвязи физических величин и их мер врожденной неопределенности. Вспомните, какие страсти возникают среди ученых, занимающихся естественными науками, когда кто-то заявляет об открытии, а в другой лаборатории, в другой стране "увидеть" открытие никак не могут. В фальсификации открывателя даже обвиняют. А ведь врожденные толератности (внутренние неопределенности) физических величин, входящие в формулу открытия, могли бы им это объянить, будь в их распоряжении более адекватная математика -- математика с отношением толерантности вместо отношения равенства.
(См. в связи с этим "7 глобальных проблем к списку журнала "Science".)
В предельно упрощенной формулировке:

ПРИРОДА – ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ – ТОЛЕРАНТНА К РАЗЛИЧИЯМ.
P.S. Обратим внимание, что эта идея имеет свойство самоприменимости (точнее, частичной самоприменимости): сама возможность (мной реализованная) воспроизвести столь абстрактную идею на свет и способность (ваша) ее воспринять – это свидетельство того, что человеческий мыслительный аппарат также подчиняется ОПТ. Будь иначе, т.е. если бы человек не мог не замечать различий, он был бы неспособности к классификации, и мир предстал бы перед ним совершенно неупорядоченным: в нем не было бы ни животных, ни растений, ни мужчин, ни женщин – поскольку все существенные признаки, необходимые для классификации и образования понятий, погрязли бы в неупорядоченной массе всеобщих, неповторяющихся различий. Само собой, без толерантности к различиям было бы невозможно ни устное, ни письменное общение, нельзя было бы додуматься до понятия «утро» и «вечер», поскольку каждое утро и вечер на Земле хоть в чем-то, да непохожи на все предшествующие и на все последующие другие.

А в заключение -- другой, совершенно легкомысленный, пример самоприменимого, самого себя доказывающего утверждения:

Слоагсно рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано тксет чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото, по миенню сципаелитосв, ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

--------------
*) См. Принцип толерантности и концепция противодействия старению в сб. ИВЧ.
**) См. tvinteltech.narod.ru/hit.html