1. 009 Николай Михайлович Карамзин

Виорэль Ломов
1. 009 Николай Михайлович Карамзин


Николай Михайлович Карамзин
(1766—1826)


Печально знаменитой стала фраза Карамзина о России — «Воруют…» Ею двести лет потчуют весь мир и россиян.

Однако к одному этому слову свести «Историю государства Российского», созданную тем же Карамзиным, а, главное, реальную историю России можно только в полном отрыве от российской почвы. Среди «беспочвенников» всегда хватало знаменитых прозаиков и поэтов. Но стоит ли к ним ко всем прислушиваться? Опять же, по Карамзину — «Что есть поэт? искусный лжец: Ему и слава и венец».

Нас Карамзин интересует прежде всего как литератор, хотя и в «Истории» своей он уникальный писатель, создавший русский национальный характер, читателей и саму литературу. При этом он проявил качества истинного творца: вдохнул в тексты живую душу и придал им духовность. Кстати, неумолкаемые сегодня слова «общественность», «развитие», «кризис» и пр. ввел в обиход тоже он. И один из первых стал использовать букву Ё.

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 г. в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии в дворянской семье. Его предок по линии отца был крымско-татарский военачальник Кара-Мурза, принявший в XVI в. православие.

Детство Николай провел в отцовском имении Знаменское. Он рано потерял мать, от которой унаследовал пристрастие к чтению французских романов и «Римской истории» Ш. Роллена, а также глубокое религиозное чувство. Однажды на 10-летнего Колю, спешившего укрыться от грозы, напал медведь. Гибель казалась неминуемой. Но тут полыхнула молния, под оглушительный треск грома мальчик зажмурился, вымолвив: «Господи!» Когда он открыл глаза, перед ним лежал сраженный молнией медведь.

Воспитывался будущий писатель в частных пансионах, где выучил французский и немецкий языки, английский, латынь и греческий; позже к ним добавился итальянский. Одновременно Николай в университете постиг русскую грамоту.

В 16 лет Карамзин поступил на службу в Преображенский гвардейский полк, но уже через год, после смерти отца, из-за отсутствия нужных средств вышел в отставку. Уехал в Симбирск, а оттуда в Москву. В Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а в Москве четыре года был членом масонской ложи Н.И. Новикова «Дружеское ученое общество». Занимался переводами религиозно-нравоучительных сочинений, публиковавшихся в «Размышлениях о делах Божиих», редактировал журнал «Детское чтение для сердца и разума». В 1789 г. напечатал свою первую повесть «Евгений и Юлия».

После 18-месячного путешествия по Европе (Германия, Швейцария, Франция, Англия) в 1789—90 гг., где он встречался с И. Кантом, И. Гете, И. Гердером, И. Лафатером, слушал О. Мирабо, М. Робеспьера и был свидетелем событий французской революции, Карамзин вернулся в Москву и создал первый русский литературный «Московский Журнал», страницы которого украсили его «Письма русского путешественника» (1791) и повесть «Бедная Лиза» (1792). Карамзин выпускал журнал один.

В основном он один сделал и сентиментализм основным литературным течением в тогдашней России. «Письма» принято считать первой книгой современной русской литературы, а «Бедная Лиза», рассказавшая о чистой любви девушки из простонародья, потрясла современников и вызвала множество подражаний.

Тогда же Карамзин единственный выступил в защиту арестованного Н.И. Новикова. Опубликовав свою оду «К милости», молодой поэт едва не попал под следствие по подозрению в причастности к масонам — хорошо, власти знали о его давнем разрыве с ними. От греха подальше поэт уехал в имение своего друга А.А. Плещеева. Там вкушал свежего воздуха свободы и занимался литературным творчеством. Великую Французскую революцию Карамзин не принял и осудил ее в своих повестях и стихах.

В 1796 г. Екатерину II на престоле сменил Павел I. За пять лет его правления Карамзин издал три книжки альманаха «Аониды», повесть «Юлия», выпустил в свет журнал «Пантеон иностранной словесности».

Нового императора Александра I Карамзин приветствовал одой («Ты будешь солнцем просвещения»), произведшей на государя сильное впечатление. Поэту поднесли усыпанную бриллиантами табакерку.

Писатель создал новый «толстый» журнал «Вестник Европы» умеренно-либеральных взглядов, поместил в нем «Историческое похвальное слово императрице Екатерине II», историческую повесть «Марфа Посадница», в которой создал сильный характер русской женщины, «Мою исповедь» — полемику с просветителями. По-прежнему писатель работал один, используя до полусотни псевдонимов, от А.Б.В. до Ы.

Карамзин стал влиятельной фигурой. Император именным указом даровал ему звание историографа с жалованием 2 000 руб. Для сочинения российской истории перед Карамзиным были открыты двери всех библиотек и архивов, в т.ч. и канцлера Н.П. Румянцева и А.И. Тургенева, составившего коллекцию документов Ватикана.

К тому времени Николай Михайлович потерял жену, с которой прожил всего год — Елизавету Ивановну Протасову, оставшись с дочерью Софьей. В 1804 г. он женился во второй раз — на Екатерине Андреевне Колывановой, дочери князя А.И. Вяземского, и поселился в подмосковной усадьбе тестя — Остафьево.

За четыре года были закончены первые три тома «Истории государства Российского». Карамзин был лично представлен Александру I и читал ему отдельные главы. Император наградил Карамзина орденом св. Владимира III степени. Незаметно Николай Михайлович стал последовательным консерватором-патриотом. Сошелся с лидером «консервативной партии» — великой княгиней Екатериной Павловной, получил покровительство вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

В 1811 г. Карамзин подал Александру трактат «О древней и новой России», в котором явно просматривалось недовольство ходом либеральных реформ М.М. Сперанского (тот при Николае I воспользовался некоторыми рекомендациями историографа). В «Записке» историк изложил свою концепцию Самодержавия как самобытно-русского типа власти, тесно связанного с Православием и Православной церковью, обвинил Петра I в искоренении древних обычаев и уничтожении Патриаршества. Предупреждал он и о коварстве Наполеона. Император прямо на трактат не ответил, но заметно охладел к Карамзину.

Отечественная война прервала работу историка. Через год он возобновил ее, невзирая на то, что его библиотека полностью сгорела при пожаре Москвы.

В 1810-х гг. разгорелась полемика между сторонниками Карамзина, предложившего изменения в языке, и писателем А.С. Шишковым, основавшим общество «Беседа любителей русского слова», ратующего за «старый» язык. Литературное общество «Арзамас», объединившее многих поэтов нового поколения — Батюшкова, Вяземского, Давыдова, Жуковского, Пушкина и др., в конечном счете обеспечило победу Карамзину, обратившего русский язык «к живым источникам народного слова».

В 1816 г. Карамзин приехал в Петербург с восемью томами «Истории». Александр тепло принял его, удостоил чина статского советника и распорядился о выдаче 60 000 руб. на печатание. Тома вышли без всякой цензуры тиражом 3000 экз. и разошлись в 25 дней. «История» пользовалась огромным успехом. По словам Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную». Российская Императорская академия сделала писателя своим членом.

Последние 10 лет своей жизни Карамзин жил в Петербурге. По предложению царя лето он проводил в Царском Селе, читал новые главы, высказывал государю свои мнения о текущих политических событиях. Так, он отрицательно отнесся к намерению Александра вернуть Польше самостоятельность. А еще он «не безмолвствовал о налогах в мирное время, о нелепой губернской системе финансов, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых важнейших сановников, о министерстве просвещения или затмения, о необходимости уменьшить войско, воюющее только Россию, о мнимом исправлении дорог, столь тягостном для народа, наконец, о необходимости иметь твердые законы, гражданские и государственные». Выступал Карамзин и с инициативой установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К.М. Минину и Д.М. Пожарскому на Красной площади.

Начав с древнейших времен и первых упоминаний о славянах, Карамзин успел довести «Историю» до Смутного времени. Это составило 12 томов высокохудожественного текста с 6 000 историческими примечаниями, содержащими выписки из рукописей, ныне утраченных. Историк предал гласности списки многих летописей, «Судебник» И. Грозного, нашел «Хождение за три моря» А. Никитина.

При жизни Карамзина «История» успела выйти двумя изданиями (незаконченный 12-й том вышел посмертно), появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки.

Карамзина потрясла кончина Александра I. Восстание декабристов, которых он назвал «безумцами», доконало его. 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади писатель подхватил воспаление легких. Николай I дал ему денег и предоставил фрегат, чтобы он поехал в Южную Францию и Италию, но у Николая Михайловича сил на это уже не осталось. 22 мая (3 июня) 1826 г. он скончался в Таврическом дворце.

Его кончина отозвалась в сердцах современников глубокой печалью. «Карамзин — это Кутузов 12-го года: он спас Россию от нашествия забвения», — высказал «общую точку зрения» П.А. Вяземский. Взгляды Карамзина легли в основу русской историографии XIX в. Величие его труда состояло в том, что он впервые дал цельное изложение истории России и способствовал пробуждению интереса к истории в широких кругах русского общества. «История» стала уникальным историческим и литературным памятником одновременно. А знаменитый историограф был и остался для нас высочайшим нравственным авторитетом.