Сказка из Троицкого музея

Ольга Пушкаревич-Бычкова
Хотите прикоснуться к сказке?
Конечно, хотим!
А кто не хочет увидеть то, о чем читал в книжках да бабушка рассказывала?
Тогда ступай следом, дружок, да смотри в оба, да слушай внимательно, да запоминай, что рассказывает и показывает Татьяна Степановна – волшебница-сказочница, ангел – хранитель Троицкого историко -краеведческого музея.
Жили-были, не тужили в Уральской стороне на станции Поклевская дивные люди. Дивной и станция та была.
Шли мимо караваны с верблюдами по дороге на Ирбит на ярмарку. А жители- то,  недолго думая, останавливали купцов, да торговали у них товары заморские диковинные.
Стали потом строить железную дорогу. Строили- строили, да и остановили строительство именно в этом краю – деньги, видно, закончились году, эдак в 1884-ом. Так что все обозы, все поезда с товарами заморскими проходили через Поклевкскую - Троицкую.
И жил здесь народ разный, добрый и мастеровой. Рукоделием увлечённый. А ещё староверы зажиточные.
В 20-30-х годах начался на Волге голод. Пошли переселенцы лучшей земли искать. Едут- едут на поездах, видят станция большая. Здесь, говорят, и  будем жить. Так и выходили  посреди дороги, да и оставались здесь навсегда.
Ещё вот, что привлекало народ в здешние края – это вода дивная. Паровозы гнали специально, чтобы воды набрать. Не давала она накипи – такая чистая была.
И мы попили чайку с водицей троицкой. Да не по одной, а по две-три чашечки. Сладкая здесь водица. Волшебная.
Так, вот.
У многих жителей остались в сундуках кованых богатства несметные.
Пришли времена новые, дороги стали гладкие, машины и поезда быстрые.
Стали приносить эти вещи добрые люди в музей, чтобы нам было чем полюбоваться да историю своего края не забывать!
В музее теперь хранятся сокровища эти под надёжным присмотром Татьяны Степановны.
Пойдём, поглядим, дружок, да порасспрашиваем обо всём!

Почётное место на выставке костюмов занимает сарафан.
Сарафан (др.-рус. сарафанъ через тюркские языки из персидского sеr;р;- хорошо одет)— народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою. Сарафаны носились в центральной и Восточной Европе. Вначале носили его мужчины с  XVII- XVIII  вв. Женщины стали носить сарафан уже позже.В России сарафаны носили с XIX века крестьянки из центральных и северных областей и Поволжья.
Подоплёка – подшивали на подол дешёвую ткань, а в неё конский волос, чтоб тяжёлый был подол, не поднимался от ветра и ходьбы. Бельё- то не носили.
Сзади на сарафане- "лягушка". В неё подшивали молитву специальную от сглаза.
Пояс ткал парень своей невесте, если красный, значит любит. Слова разные на нём. Имя, или что умеет написать.
А вот пояс с «подпиской»: « Этот пояс следует носить Наталье Никитичне Юрьевой».
Бывало, приходят сватать невесту, а у ней пояса самотканые, а на поясах всё что-то понаписано. Знать, грамотная невеста - то. Станут читать – а там «индийский чай». Вот запудрила мозги!
А рубашки как носили?
Мужские с наплывом, чтоб живот показать. Знатный, богатый, значит, раз с животиком мужичок.
Косоворотка -  эту рубашку придумали специально, чтобы крест при поклонах не вываливался.
Этот зелёный наряд –  венчальный, сшит на свадьбу 22 мая 1917 года.
Застёжку делали по боку или по плечу, чтобы не видно было, где они и, чтоб не портить нарядную вышивку и украшения.
Женская кофта на отлёте -  широкая, значит, чтобы не заметно было, где талия и грудь.
Здешние модницы носили красивые платки – файшонки.
Файшонка -фаэшонка- фальшонка-  сзади её закалывали красивой заколкой.
Вот, что я нашла в статье про костюм XIX –XX  веков:
"Казачки также носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова <файн> — прекрасный), «наколки и ток». Носились они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину. Файшонка состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) — «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файшонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце".

 - Спереди врага видишь, а сзади могут сглазить – поэтому на многих деталях женского костюма сзади были особые украшения – обереги. – Рассказывает Татьяна Степановна.
 
Нет двух одинаковых изделий. Главная задача  рукодельницы – чем-то отличиться от подруг.
Чёрный платок – праздничный, белый траурный, свадебный. Свадьба - день "смерти". Невеста "умирала" в своей семье.

Бельё начали носить в XIX- начале XX века. В Шадринске было море кружевниц.
Вот шёлковое боди XIX века. Трудно поверить, что такое совершенство  создано более 100 лет назад. Даже сейчас о таком «комбидресе» может мечтать только самая изысканная леди.
Эти панталоны из Асбеста. Их начали зашивать посредине только в конце XIX века.
В костюме присутствовал тюрнюр – подушечка, которую подкладывали сзади.
Нижних юбок было шесть. «Фру-фру» - это от шелеста – нижний край должен выставляться и быть в тон платью.
Фру-фру
   франц. - шелест женских многослойных нижних юбок, сшитых из тафты или шелка. Был моден около 1900 г.
   (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
   * * *
   (франц. frou-frou) - непереводимое выражение, основанное на подражании шуршанию нижнего белья и юбок. Шуршание или шелест шелковых нижних юбок достигался применением тафтовых тканей; был очень моден на рубеже XIX-XX вв. Костюм сопровождало знаменитое "фру-фру", возвещавшее еще издали о приближении элегантной женщины.
   (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Есть в музее даже корсет.

 В XIX веке, с появлением рентгена обнаружили деформацию рёбер от корсета.
И мода стала искать другие формы. Айседора Дункан ходила босиком и в своём лёгком наряде –  тунике.
Сара Бернар – в платье «бильярдный кий». Оно было заужено и зашито снизу.

 Эта элегантная розовая  кофточка тоже из далёкого XIX век.

Скатерть лён. Ей около 200 лет. Бабушка хотела распустить её на носки, но не смогла.
Изготовленная на коклюшках скатерть никак не хотела распускаться. Так и попала на счастье она к нам в музей.
Игольница такая тяжёлая, потому что она с песком, чтобы было удобно иголочки втыкать.
 А вот венецианское кружево – воротник. Вы не поверите, он изготовлен обычной иголкой, которой зашивают одежду!
 Национальные костюмы – с монетами, например, Марийский.
А другой, с расшитыми цветными кожаными сапожками – татарский. Много народов жило в Сибири и на Урале.
 Дубовый стул ХIX век
Лапти надевали на покос. Женская обувь, которую носили в здешних местах, называлась обутки, а мужская - бродни.
 
Эта рубашка из чулок. Сшили её в войну. Даже на фронте женщины хотели оставаться женственными и находили время для рукоделия.
Эти кружева выменяла женщина  за булку хлеба.
Полотенце – чудом уцелело. В Москве одна семья закопала своё добро перед приходом немцев в сундуках в огороде. Вернулись за ним только через четыре года. За это время истлело всё, а полотенце было в середине и единственное совершенно не пострадало.
Вот небольшая выставка - Каслинское литьё.
Мне очень понравилась скульптура XIX века «Прощание казачки».
И  эта милая собачка, её сделали в 1904 году.

 Особое место у военных экспонатов.
Полевой телефон немецкий – редкий экземпляр.
«Арнольд» - немецкий аккордеон.
Пилотка с парада Победы, настоящая.

 А это угол оформлен по-домашнему.

Домовая икона называется так, потому, что рисовал её свой «домашний» художник.  Полотенце – круги на коклюшках XX век. Что плелось, что нельзя распустить – только это настоящее кружево. Некоторые экспонаты попали в музей из-за того, что хозяйка не могла их использовать вторично.

 Сундук местный металлический.
Венский стул белый, потому что его покрасили под выставку белоснежного кружева.
На тюль нашивали ткань. Это был очень сложный и трудоёмкий процесс. Зато какой результат? Даже сейчас, когда прогресс позволяет делать машинами сложнейшие изделия, эта штора кажется шедевром.
Меня очень заинтересовала резная дубовая кровать с пышными подушками. Жаль, что мы забыли, как наши бабушки и мамы учили правильно застилать кровать, взбивать и укладывать подушки и подушечки. Покой и уют веет от этой картины, манит окунуться в пуховую мягкость и позабыть про дневную усталость и заботы…
 Ах! Ну, что ж, пойдём дальше!

Половики ткали по-разному - в ягодку, в ёлочку. Этот половик особенный, дорогой - из настоящей шерсти, из джерси.
Швейка – с резьбой – ручная машинка – для натягивания ткани и ручного зашивания.
О каждой вещи Татьяна Степановна рассказывает как о самой дорогой в её личной жизни.
 Познавательная выставка "Пиши повесть по истории весов". Татьяна Степановна считает, что вещь живёт и продолжает рассказывать свою историю.
Как называлось большое решето, сито? Гоильное (от глагола -  гоить, чистить, например, пшеницу. Отвеять и вымыть в снегу, это гойная пшеница.  Гойный -  ряз. видный, взрачный, красивый. Гойка ж. - уборка, приготовление, поправка, чистка; пирушка, попойка, угощенье). 
На решето клали 2 пуда пшеницы и подбрасывали, отделяя грязное зерно от чистого. Иногда в калошах приносили домой грязное зерно. Эту работу выполняли женщины. Вот какие жили в недавние времена русские красавицы!
 Некоторые местные жители доверяют на хранение свои вещи. В музее составляют акт на временное пользование, чистят, приводят в нарядный вид и вещь начинает свою новую жизнь нам на радость.
 Более 40 лекций рассказывает Язовских Татьяна Степановна- директор музея. И взрослые, и дети частые гости в этом уютном музее, так похожем на живой дом. Расставленные по кругу лавки так и просят: «Присядь, отдохни, дружок, да послушай сказку про времена былые, далёкие и не очень!»

 Раньше она работала в Екатеринбурге в библиотеке Белинского. Закончила УРГУ,
филологический факультет. Создала этот музей Калиниченко Наталья Павловна – мама Татьяны Степановны 22 июня 1983 года.
Сама Татьяна занимается вышивкой.
Её дочь Мария -  шьёт потрясающие костюмы в деталях по фотографиям.
Вторая дочь Катя – занимается историей воспитания и рождения детей, всем, что связано с малышами.
Мама, основательница музея – тоже частый гость. Не забывает своё детище.

Многие экскурсии придумывает Татьяна Степановна непохожими на «сухие музейные». А так, чтобы было интересно по- настоящему.
 Вот, например,  экскурсия «Сказка живёт в русской избе». Она придумана специально для детей. Чтоб лучше понять, что же за диковинные предметы описываются в русских сказках. Здесь эти самые диковинки можно увидеть собственными глазами, потрогать собственными руками.
Вот- светец. Вот - веретено, оно встречается во многих сказках. Но современные дети никогда в жизни не сталкиваются с ним. « Вот оно- хочешь поколю!».
 Чугунок, утюг. Куда засыпать уголь, сколько надо поставить утюгов, чтобы погладить наряд знатной дамы? До сорока утюгов приходилось разогревать, чтобы не останавливаться, готовя бальное платье.

Коромысло. На вопрос « что это?» дети говорят «вёсла», потому что они висят.
 Ухват, как брать чугунок? Держи,  попробуй!
«А это мы знаем, это коробок, в котором медведь нёс Машеньку с пирожками!»
Да, только короб на Урале называли пестерь и ходили с ним за ягодами.
Это фунт. На, подержи в руке, узнаешь, сколько весил поросёнок Фунтик!
Ботало – говорили вам так, когда много болтаете? Так называется  колокольчик для коровы, чтобы она не потерялась.
Трепало - а это - тоже, когда много говоришь? Нет,  но так называют предмет, которым лён треплют.
Душник- это, например, крышка от  самовара, которую ещё применяли как поддувальную дверку в печи.
С нами внимательно слушала экскурсию замечательная девушка. Мы познакомились и узнали, что она отдыхает в санатории «Маяк». Приехала из Екатеринбурга, работает врачом анестезиологом в железнодорожной больнице. И зовут её Кронштапова Юлия Петровна. И ей всего 24 года. Она занимается спортом и вообще, нам очень понравилась!
Ещё мы узнали, что:
- Музею недавно исполнилось 20 лет.
- В нём многое можно узнать о природе родного края.

- Кто такие Козел - Поклевские, и какая культура была при них.
- Как занимался танцами молодой Николай Кузнецов, когда приезжал учиться в Талицу.
- О том, что ещё много нарядов пылятся в сундуках по 10 лет и ждут своего звёздного часа.
- В музее уникальная коллекция полотенец –60 штук, которые не повторяются по форме кружева.
- И почему именно здесь такой расцвет рукоделия. (Просто так случилось, что на станции был киоск, где продавались швейные машинки Зингер).
- А в коллекция платьев 50-х годов –просто шикарная! Есть  платья из крепдешина и крепжоржета.
-  И многое- многое другое.

Интересно?
Тогда приходи, приезжай, дорогой друг!
Троицкий Историко - краеведческий музей – это место, где тебя всегда ждут сказки и живая история, вкусный чай и добрая волшебница.