Узнавание

Ирина Юлина
       Специальный выставочный проект Третьяковской галереи, адресованный незрячим и слабовидящим людям,  проходил в рамках  программы   «Музей, открытый для всех». 

      Музей решает важную проблему – сделать музейные коллекции доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь есть инвалиды, испытывающие громадные трудности в восприятии информации, а не только в передвижении. Музей поставил перед собой задачу адаптировать пространство галереи на Крымском Валу для людей с проблемами здоровья.

    «Мы  разработываем «экскурсионные модули» для незрячих и слабовидящих,  для глухих и слабослышащих, а также  для людей с интеллектуальной недостаточностью», - рассказала зав. отделом образовательных программ Третьяковской галереи  Елена Львовна Герасимова
    Партнером этой программы стала региональная общественная организация «Круг» (интегрированная театральная студия) по реабилитации детей-инвалидов и их семей, а спонсором – компания «Шеврон Нефтегаз Инк.».

     Выставка «Узнавание» (2008 год) включает: специальную экспозицию скульптур, рассчитанную на тактильное восприятие, где представлены скульптуры Виктора и Андрея Губко;   выставку творческого объединения незрячих и слабовидящих художников «Гомер», а также детского отделения этого объединения с экспозицией картин объемной пластической живописи.

    Общественная организация «Гомер» создана незрячими художниками             4 января 2004 года.  Это социально важная благотворительная, не правительственная и не коммерческая организация,  для людей пожелавших преобразить свои недостатки в достоинства. Непростая судьба незрячих художников, но их мироощущение позволяет открыть самобытное и   неповторимое творчество.
     Инициатором и председателем правления  творческого объединения незрячих художников «Гомер» является Сергей Юрьевич Царапкин.                С творчеством Сергея Царапкина, литератора и художника,  педагога реабилитационного центра для детей-инвалидов, я познакомилась 10 декабря 2007 года на его  персональной выставке, состоявшейся в нотно-музыкальной библиотеке № 19 им. Юргенсона.  На презентации  были прочитаны главы   повести    С.Ю.   Царапкина «Слепой Виталька», поразившие слушателей необыкновенной судьбой мальчика.

     Невозможно было представить, что художник, сделавший скульптуры и написавший   картины незрячий - столько в них  экспрессии, пластики объема, тонкой линии, ярких красок и лучистого света. Картины художника сопровождались стихотворными строчками, напоминающими японскую поэзию жанра хайку. И как тут не вспомнить слова японского классика- поэта Мацуо Басе, ответившего своему ученику на вопрос «За что любят живопись?»: «За изящные речи». – «А чем же изящные речи нас покоряют?»  - «Живописью».
Прислушайтесь к живописи стихотворных строчек художника Сергея Царапкина:
                1.
        «Вещь продлевается собственной тенью,
        если встать на границе предмета,
        можно почувствовать бесконечность.
               
                2.
         Фотография на моем столе,
         ты рядом и ты недоступна,
         ты улыбаешься сразу всем…
                5.
          Желтые пятна и прозрачное небо,
          в трубочку холст свернув
          уходит художник-осень…»
    Поражает  прелесть искренности, самоотдача и самоотверженность, с которой все делает Сергей   Царапкин. В эссе «Мой путь», в котором он с пронзительной открытостью пишет о переживаниях и возникавшей тоске, о трудностях  90-ых годов, о том,  как уже в тридцатилетнем возрасте стал рисовать: «Зрение мое не вернулось ко мне, но я стал видеть. Во мне стало формироваться внутреннее зрение. Рисование возвратило мне все, что я не видел… Язык линии и пятна вернул мне способность видеть».

     На выставке «Узнавание»   предоставлены работы Сергея   Царапкина. Картина «Узнавание», давшая название всей выставки, «Киса», «Бредущие», «Столбовая дорога», на которой дома как одушевленные живут сами по себе. Показано творчество художников объединения «Гомер» и учеников школы-интерната №1 для слепых. Пластилиновая живопись этих детей непосредственна и выразительна.  Так, в картине «Город» Александра Афанасьева изображены  яркие пятна домов ночного города, с освещенными окнами, луна и  звездное небо. Помните у Владимира Маяковского: «Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были?».   Этот незрячий ребенок-художник зажег   звезды для нас  с вами на своей картине.  Мне показались интересными работы Александра Романова  (1979), например, «Мир света», (холст, масло).  К сожалению, невозможно перечислить все хорошие работы незрячих художников. С этими работами  надо познакомиться и сложить свое мнение.

     Третьяковская галерея  впервые предлагает зрителям специальную скульптурную экспозицию, рассчитанную на тактильное восприятие,  и выражает благодарность Андрею Губко за участие в программе «Музей, открытый для всех». Он предоставил скульптурные работы своего отца – известного московского скульптора, заслуженного художника России Виктора Федосеевича Губко (1948-2005), которые составили основу экспозиции, а также    несколько своих работ. Скульптура Андрея Викторовича «Автопортрет» (гипс) мог бы стать эмблемой всей выставки «Узнавание»,  так выразительны руки, закрывшие лицо. А эпиграфом к выставке слова В. Ф. Губко: «Я ощущаю искусство как поток, который не иссякает. И понимаю, что все в этом потоке и рождается, и живет, и умирает одновременно. Думаю, что искусство – воскрешающее начало жизни, оно выводит людей из мрака на свет».

     Виктор Федосеевич в 1998-1999 годах  участвовал в работах по восстановлению храма Христа Спасителя,  на фасаде которого выполнено несколько горельефных  групп под его руководством.   

     И вот теперь работы известного  скульптора в музее, и, главное,   незрячему человеку можно прикоснуться  к  скульптурному портрету «Степан Разин» или «Звездочету», выполненных из известняка.  Скульптурный портрет  дает возможность незрячим людям представить разнообразие типажей,   мимику лица в зависимости от душевного состояния и эмоций человека.  Представляете, как интересно дотронуться до Эйнштейна, или Данте, пусть бронзовым. «Присмотреться», пусть и на ощупь,  к выражению их лица.  И это  в музее, в котором раньше  к экспонату  и близко-то подойти  было невозможно.

     В Лувре созданы копии творений великих мастеров для того, чтобы     можно было  тактильно изучать предмет искусства.

     В Третьяковской галереи  это первый опыт,  появилась узенькая тропинка для тактильного  восприятия искусства.     Так хочется, чтобы она не только не заросла, но превратилась в яркий путь для незрячих людей.

                2008 г.