В Закавказье - в трех республиках... 3

Бельферман Моисей 2
           В Закавказье – в трех республиках… 3.
     Я упустил оригинальный момент. Нас предупредили
на определенном этапе турпоходов: у них принято в
конечном пункте организовывать смотр-прием. Подготовить
следует нечто театролизованное – для интереса публики.
В подобных мероприятиях я не участвую. В студенческие
годы однажды участвовал в художественной самодеятельности:
прочитал отрывок из «Похождений бравого солдата Швейка»
Ярослава Гашека. Вроде сумел удачно передать диалоги,
но половину текста забыл. Раз опозорился – больше
никогда не делал попыток выступать перед зрителями.
На собраниях – выступал, даже экспромтом. Язык мой –
хорошо подвешан, да и связные мысли появляются
последовательно в потоке.
     В нашей туристской группе придумали «богомольцев» -
такую форму выступления. Много репетировали: очень
важным посчитали самодеятельность. Раскрашивали
лица, играли с одеждрй… всячески дурачились. Строили
в ряды. Каждый нечто выражал. Я тоже шел со всеми в
последнем ряду: что мне оставалось делать? Против
коллектива не попрешь. Ничего не выражал.
     Как нас встречали? Встречали? Этого не запомнил.
     Но вот… Посчитал-разобрался… У меня остались еще деньги, да и несколько дней в наличии… Думал не долго: решил поехать в Ереван! Совсем близко… Поехал в Баку, а оттуда на мощном Икарусе… Хотел купить в кассе билет – меня отправили:
     - Сядешь в автобус – заплатишь водителю!
     Ехали спокойно, но только до границы… Только переехали в Армению – заглох мотор автобуса. Такая история! В таких переделках приходилось находиться в Украине. Поступали водители просто: выгоняли всех своих пассажиров… Добирайтесь сами, кто как может… И в России из колхозов выпроваживали – пешкодралом с вещами, другие парни по мешку картохи на себе волокли… По дороге постепенно освобождались от части груза. Добирались так до железнодорожной станции. Иначе я не представлял себе выход из создавшегося положения.
     В автобусе два водителя – один сменщик. В пути обратном – его очередь. Водители автобуса решили между собой. Языка их не знал, но по действиям понял. Первое: они остановили встречный микро-автобус – попутками отправили тех пассажиров, а нам предложили занять места. Как-то сами водители договаривались между собой. Один водитель нашего автобуса остался, а второй поехал с нами – в Ереване ему предстоит купить и привезти мотор. Верно, еще нужен кран – для установки. Это уж их дело… Самое интересное для меня: позаботились о пассажирах – доставили в конечный пункт. На этот раз – совсем бесплатно.
     Ереван меня сильно удивил, привлек – из розового туфа все здания. Красиво! Относительно недавно мне сообщили: посерел туф с тех времен. Оказывается кратковременной красота: очень жаль. Надеюсь, мне вскоре очевидец расскажет нечто новое об Ереване.
     В те времена очень популярны в Киеве анекдоты «Армянского радио». Я шел по городу – у нескольких прохожил спрашивал местонахождение «Армянского радио». Никто не знал. Анекдоты того «радио» ничего общего с Арменией не имеют.
     Помнится, вблизи железнодорожного вокзала увидел грандиозный памятник Давиду Сасунскому. Мощный конь с очень тяжелым всадником стоит на задних ногах – опирается на хвост. Очень маленький треугольник – держит такую глыбу! Сооружение высокохудожественное! Произведение искусства! Прекрасный вкус у Армян!
     Почти как контраст: в один из приездов в Тбилиси увидел «Мать Грузии» - огромный памятник: плитки из алюминия - собраны… Вблизи кажется уродством… Зато видна Мать всему городу!
     В скверике я подсел к пожилому человеку. Много не трудился – он сам разговорился:
     - Не смотрите на показное… Трудная у нас жизнь.. Старики умирают с голоду… мы все - каждый день, по несколько раз…
     Помню? Разговорился с одним молодым человеком – он услышал о моем хорошем мнении о горожанах и городе. Он схватился:
     - Оставайся! Устрою тебе прописку! Найдем тебе работу! Оставайся!
     Конечно, поблагодарил его – за теплоту отношения и предложение. У меня в Киеве квартира, родители…
     В новых городах я часто посещаю два места почти в обязательном порядке: рынок и кладбище. Больше нигде не видел такой убранности на кладбище, как в Ереване. И в Тбилиси – чистота и прядок, но в городе Ереване – абсолютная чистота.
     Многие Женщины в городе в черных траурных одеждах. Мне сказали: в народе чтят память по умершим родственникам по несколько лет.
     На автобусном вокзале в расписании маршрут увидел: Ереван – Арарат. Поехал. Автобус поднимался – крутил по уровням высоты. Наблюдал с изумлением я за приближающимся двуглавым пиком горы Арарат со снежной шапкой на вершине. Доехали до конечной остановки. Приграничный городок. Я осознал только в тот момент: сокровищница Армянского народа – по ту сторону границы, в Турции.
     Поезд увозил меня: однотипные пейзажи - вокруг бесплодные холмы… Маленькая у Армян страна – они пролили обильные потоки крови: защитили!
     Я часто в разных местах встречал Армян. Люди эти образованные, культурные, предприимчивые, воспитанные…