Таманские горы

Александр Квиток
(фрагменты из повести)

Александр Квиток



Возвращались с Васей той же полевой дорогой. Он сразу же сказал, что сюда больше не ходок. Я пока не делал решительных заявлений, у меня ещё было время подумать. Никакого бремени на своей шее я не ощущал, и считал себя свободным человеком. Так и было на самом деле, потому что никому и ничего я не обещал. Мною  было подмечено, хотя и прожил я совсем ещё мало, что выданные кому-то обещания отягощают нашу жизнь и ограничивают нас в свободе действий, и даже в свободе мысли. Сколько дал обещаний – столько хомутов навесил на свою шею.

В следующую субботу в совхозный посёлок на танцы я пошёл один. Звучала музыка, на освещённой сцене летнего кинотеатра перед белым экраном стояли и танцевали одни девчонки. Девичник у них сегодня, что ли?

Таню и Машу я увидел сразу, но не спешил подниматься на сцену. И стоял некоторое время, всматриваясь в людей на сцене и в сидящих на зрительских скамейках. Парней не было совсем. Ни одного! Даже Керима, постоянного охранника при Тане и Маше, тоже не было. Да-а, с женихами здесь у них проблемы. И куда только смотрят партия и правительство?

Я присел на скамью в зале, закурил. Зоркая Маша всё-таки узрела меня в полумраке зала и подошла ко мне с вопросом насчёт Васи. Я сказал, что Васи не будет. Умная девочка Маша не стала допытываться о причинах васиного неприбытия, а просто пригласила меня на танцплощадку. И добавила, что Таня меня ждёт.

Какая-то сдерживающая сила остановила меня, как мягкий шлагбаум поперёк пути подвесила. Ну, такой, подушками обложенный, чтобы не больно удариться с наскоку. И хотелось идти к Танюше, и что-то сдерживало, ну не мог я понять что! Стал сам себя успокаивать рассуждениями: ну потанцуем мы с Таней, потом прогулка втроём, ну разведу их по домам и что дальше? Даже если и задержится Танюша возле калитки на полчаса и, может быть, позволит себя обнять и поцеловать, то, что мне с того? Уже и этого мне не хотелось. Что-то погасло внутри. Просчитал наперёд, что будет, и перехотелось.

Эффектно смотрелась Танюша на сцене из зрительного зала – самая красивая, пожалуй, девушка в посёлке. Можно было бы гордиться – хороший выбор сделал, да и здесь ничего не возбудилось. Никакой гордости. Да и перед кем гордиться-то? Что-то многовато непонятного сегодня во мне самом и вокруг меня. Суета сует и томление духа. Но из суетного многомыслия дошла до меня, прорезалась, одна более-менее ясная мысль: у Танюши в отношении меня вполне серьёзные намерения – ей надо выходить замуж, а что я мог предложить ей со своей стороны? Лёгкий флирт без всякой надежды на положительное завершение.

В моих ближайших жизненных планах лет на пять вперёд женитьба не просматривалась. Да и не было у меня на том отрезке жизни, если честно, никаких жизненных планов. Вся страна жила по пятилетним планам, а у меня – чёрт знает что, извините за выражение. Одна легкомысленная романтика в голове…А ещё комсомолец! Самому стыдно…

Но, но…Но и задуривать девушке мозги и что-то врать – это было противно моей натуре. А через несколько дней мы уже собирались уезжать в Анапу.

Надо уйти мне из поля её зрения и как можно быстрей. Такая мысль высветилась у меня в моей непутёвой башке и я ушёл.

Я шагал хорошо накатанной полевой дорогой, не очень довольный собой, но и не шибко огорчённый. Уходить надо вовремя даже от красивых женщин, избегая долгих объяснений. Тогда, в мои двадцать лет, самое важное, самое значительное, думалось мне, ожидалось впереди. Будут ещё интересные встречи и красивые девушки в моей жизни. И никуда они от меня не денутся, как и я от них. Какие наши годы!

Справа от дороги темнели виноградники, а слева возвышалась чёрной стеной лесополоса. Между ними светлела колея дороги, уходящая в серую темноту. Лёгкий ветер проносился порывами, и тогда тихо шелестели виноградные листья и сильно шумела листва в верхушках деревьев. И это была приятная музыка для моего слуха. Ушла из сердца грусть, на смену ей пришёл бодрый радостный настрой от энергичной ходьбы. Так бы и шёл всю жизнь под молчаливое мерцание звёзд на майском небе и под шелест листвы.
 
Закончились виноградники, потом и лесополоса перешла в мелколесье и далее – в редкий кустарник. Дорога вышла в степь и начался пологий подъём по склону горы. Я свернул с дороги и пошёл напрямик по степи, поскольку дорога стала заметно уклоняться влево. Этот путь я уже хорошо изучил.

Запах степных трав, сильно насыщенный полынью, а также волнообразное колыхание травы от порывов ветра, придавали светлой холмистой степи сказочный вид. И как же легко шагалось по этой таманской степи, словно действительно на крыльях любви.!..Хотя всего лишь час назад со своей любовью я расстался, даже не встретившись, полюбовавшись на неё издали. А была ли любовь? Любви, как будто бы, не было, так откуда же «крылья» взялись? И где же грусть-печаль от расставания с любимой? Эти и другие вопросы легко возникали и легко исчезали, быстро уносимые куда-то в будущее, не загружая голову сегодня, ибо сейчас не хотелось думать об этом, видимо, оттого, что не пришло ещё время отвечать на такие вопросы, коих в молодости возникает великое множество. Поживём – увидим и услышим, узнаем и прочувствуем. Если сохранится интерес к жизни…

А интерес к жизни у меня был огромный. Страсть к познанию мира во мне прорезалась ещё в раннем детстве, насколько я себя помню. И с тех пор не давали мне покоя вопросы – что, где и когда, зачем и почему? Вопросов я задавал много и задавал их всем – начальству, коллегам, рабочим, местным жителям, любимым девушкам и не очень любимым женщинам. «Хочу всё знать» – чем не девиз на предстоящую жизнь. Незнайка или Малознайка, стремящийся к знанию, это вполне положительный персонаж для любой пьесы-жизни. Если бы вы знали, как интересно жить, когда хочется всё знать! Это, пожалуй, самая ценная и необходимая сторона молодости, не считая здоровья, – любопытство к жизни. Здоровье – на втором месте. Есть здоровье, но нет любопытства, – скучно жить. Появляется склонность к физическим удовольствиям, разрушающим здоровье не только физическое, но и духовное тоже. А любопытство к жизни и сопутствующий ему процесс мышления сами по себе доставляют нам удовольствие и продляют наши, слишком уж недолгие, дни плодотворной жизни. Не всем, конечно, но многим. У некоторых шевеление мозгов вызывает головную боль, особенно с непривычки. А привычка думать – она либо есть, либо нет. И за деньги её не купишь. Даже вместе с дипломом о высшем образовании.

Вот с такими мыслями вышел я на седловину меж двух Таманских гор. Показались белеющие в серой темноте палатки и тёмный контур автомобиля чуть в стороне от лагеря. Петровича мы упросили ставить машину подальше от палаток, чтобы не портить бензиновой вонью чистый степной воздух. Таманский залив матово отсвечивал узкой полосой в сторону Керченского пролива, а там, дальше, уже во тьме, мерцали множественные огоньки Крымского побережья.

12.12.2011