Происхождение языка с точки зрения нейробиологии

Зерг Алдар
Вопрос о происхождении языка, существовавший на протяжении тысячелетий, подошел к своему логическому ответу. Благодаря открытию итальянского нейробиолога Джакомо Риззолатти о зеркальных нейронах головного мозга, развеяны все сомнения о звукоподражательной теории происхождении языка. Суть зеркальных нейронов заключается в сканировании всего посредством пяти основных чувств.

Вот как описывает их «Википедия».

Органы чувств — специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды организма.
Дистантные органы чувств воспринимают раздражения на расстоянии (например, органы зрения, слуха, обоняния); другие органы (вкусовые и осязания) — лишь при непосредственном контакте.
Одни органы чувств могут в определенной степени дополнять другие. Например, развитое обоняние или осязание может в некоторой степени компенсировать слабо развитое зрение.

Органы чувств у человека
Информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств, формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

Человек получает информацию посредством пяти основных органов чувств :
1. глаза (зрение)
2. уши (слух)
3. язык (вкус)
4. нос (обоняние)
5. кожа (осязание).

Существует мнение, что есть шестое чувство:
• вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве)
Информация о раздражителях, воздействующих на рецепторы органов чувств человека, передается в центральную нервную систему. Она анализирует поступающую информацию и идентифицирует её (возникают ощущения). Затем вырабатывается ответный сигнал, который передается по нервам в соответствующие органы организма.
Видов внешних ощущений 6 (моторика не имеет отдельного органа чувств, но ощущения вызывает). Человек может испытывать 6 видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические.
Проводящие пути от органов чувств у человека — вестибулярный, слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный и вкусовой пути центральной нервной системы.
По общепринятому мнению, у человека есть еще четыре чувства:
Термоцепция — чувство тепла (или его отсутствия) на нашей коже.
Эквибриоцепция — чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе.
Ноцицепция — восприятие боли кожей, суставами и органами тела. Странно, но сюда не относится мозг, в котором вообще нет чувствительных к боли рецепторов. Головные боли — независимо от того, что нам кажется, — исходят не изнутри мозга.
Проприоцепция — или «осознание тела». Это понимание того, где находятся части нашего тела, даже если мы не чувствуем и не видим их. Попробуйте закрыть глаза и покачать ногой в воздухе. Вы все равно будете знать, где находится ваша ступня по отношению к остальным частям тела.

Итак, исходя из этой информации, попробуем смоделировать технологию действий зеркальных нейронов. Для начала рассмотрим наш мозг как некий процессор, который предназначен для управления тела в целом. Представим себе нейроны как 3d перекрестки, которых в этом процессоре около ста миллиардов и они связаны между собой путями.

Каждый нейрон внутри себя имеет трехмерное пространство, подобно нам самим в окружающем нас мире. И вот это пространство в нейронах заполняется информацией посредством наших чувств. Проще говоря, внешнее пространство переносится в пространство нейрона и кодируется как фотографический миг.

 Применительно к языку человека, ЗН (зеркальные нейроны) действуют следующим образом:
Человек, находясь в окружающей его природе, слышит тот или иной звук или звукокомплекс, который заполняет пространство нейрона и кодируется в нем. Параллельно кодируется информация об источнике звука посредством остальных его чувств. Далее эта информация в виде электроимпульса передается к мышцам речевого аппарата, посредством которого и происходит имитация звука. Работа мышечной системы человека, всей без исключения, зависит от электроимпульсов, посылаемых нейронами мозга. Представить эту работу можно сравнив ее с марионеткой, управляемой невидимыми нитями. Человеческий мозг разделен на зоны, каждая из которых исполняет ту или иную функцию. Зона, отвечающая за речь, подобна микросхеме, повреждение которой приводит к потере речи. Если изначально у человека, т.е. с момента его рождения, существует патология слуха, то нейронная память будет пуста, и как следствие моторика речевого аппарата не будет работать. Из этого мы и делаем вывод, что нейроны головного мозга являются не только проводниками информации, но и их накопителями и содержателями. Это и позволило ученым назвать свое открытие «зеркальными нейронами».
Теперь, экспериментальным путем посмотрим на моделирование речи, используя этимологические данные нахского языка, с типологическими примерами из других языков.

Человек делает вдох, сопровождающийся звуком «с». Нейронная память (НП) фиксирует действие и формируется понятие:
1. «са» - вдох
2. «са» - мое
3. «са» - прибыль
4. «са» - свет
5. «со» - я

Человек делает выдох, сопровождающийся звуком «хь», и формируется понятие:
1. «хьа» - твое
2. «хьа» - сместиться, переместиться
3. «хьуо» - нести
4. «хьо» - ты
5. «хьие» - месить, перемешивать

Человек вкусил незнакомый плод, но из-за горечи сработали вкусовые рецепторы и перекрылась гортань, препятствуя проникновению горького продукта в организм. Это действие сопровождается звукокомплексом «къхь».
1. «къехь» - горький
2. «къа» - грех (нельзя вредить организму)
3. «къе» - бедный (не созревший плод)
4. «къу» - вор (потому что бедный)
Переход звука «къ» в «кх», через понятийное «къе» (бедный), образует слово «кхи» (другой), потому что по представлению человека вкусившего горький и бедный плод, надо попробовать другой. Далее через сформировавшееся понятие «кхи» (другой), произойдет понятие «вырасти, поспеть» (кхиъ)
В русском языке от звукокомплекса «къхь» появилось слово «кашель».

Человек обращается к другому и хочет, чтобы тот повторил его действие, то есть, что-то сказал. Он открывает рот, выдавливая из себя звук «а», и одновременно шевелит языком, сопровождающимся звуком «л». В результате получается сочлененный звук «ал», и происходит понятие (слово) «ал» (скажи).
Имея оформленное «ал» (сказать), человек знакомится с огнем, как с явлением из другого мира. Языки пламени он сравнивает со своим языком и нарекает пламя словом «алу», то есть, пламя что-то «говорит» ему. Изучая это явление, он подул на него. Звуки дуновения отразились в его желании узнать что это за явление и как его назвать. Глядя на огонь, человек впервые задался вопросом об имени, и, к его величайшему удивлению, он ответил, как его зовут, а ответ исходил от хруста горящей древесины.
1. «х1у» - звук дуновения на огонь – слово «х1у» (что)
2. «ц1» - хруст горящей древесины – слово «ц1» (огонь, имя)

Далее человек сравнивает цвет пламени со своей кровью и нарекает ее словом «ц1и» и это же слово образует понятие «красный». Перенеся огонь в свое жилище, он стал называть его именем огня: «ц1а» - дом

Типологический пример из русского языка почти один в один повторяет вышеописанную семантическую схему.
1. «скр-крс» - звукокомплекс высекания искры
2. «искра»
3. «красный»
4. «красиво»
5. «кровь»
6. «кров»

Обретя огонь, человек стал делиться им со своими близкими и соседями, так как они тоже нуждались в нем. И просьба дать им огня, сопровождалась тем же знаковым звуком «л», как бы имея в виду «дай то, которое говорит». Здесь и происходит слово «луо» (дай, дать).
Следующим шагом стала необходимость осмысления соседства, так как огонь угасал, и необходимо было идти к соседу и выпрашивать его. И вот, понятие соседства развилось от слова «луо» и закрепилось в слове «лула» (соседство) и «улли» (рядом). Приобретя очаги обитания, люди были вынуждены жить рядом из соображения безопасности. Если у одних огонь погаснет, то есть спаситель сосед, у которого он еще горит. Значит, надо сходить к нему и попросить головешку для разжигания своего очага. Это хождение он назовет словом «лела» (ходить). Из этой картины бытия складывается семантическая линия:
«ал» - скажи
«алуо» - пламя - русск. «алый»
«луо» - дай, дать
«лула» - сосед
«лела» - ходить
«лалу» - плавить
«улли» - рядом - русск. «улица».
Как мы видим из вышеизложенных примеров, развитие семантической линии с начальным ядром звука или звукокомплекса, четко оформляется в закономерность. Эта закономерность показывает нам, что полученный человеком, тем или иным путем звук или звукокомплекс, переходящий в устойчивое понятие, развивается и формирует несколько других понятий, которые мы называем глаголами, существительными, прилагательными и местоимениями, метафорой, аллегорией и т.д.
И вот, теперь, имея схематическое представление происхождения слов, центром которых является ядро того или иного звука, рассмотрим ее в 3d формате.

Удивительным образом эта схема повторяет форму нейрона и вряд ли это можно назвать случайным совпадением.
Оказывается, человеческая речь (синтаксис), в таком виде, в каком мы ее имеем, обязана форме и строению нейронов. Другими словами, синтаксис нейронов является моделью или матрицей синтаксиса речи.
Практика этимологических исследований нахского языка показывает, что его основой является звукоподражательный пласт, состоящий из одних лишь звуков или звукокомплексов. Они же выступают как строительный материал для синтаксиса. Обратим внимание на пример слова «олхазар» (птичка).
Этимологический разбор этого слова показывает в нем целое предложение.
Оно это состоит из четырех архаизмов: «ол» (говорит), «ха» (время), «з1а» (луч), «ра» (солнце). Говоря современным языком, «поющий с лучами солнца». Дальнейший анализ всех четырех слов также показывает, что они имеют звукоподражательную основу:
1. «ол» (говорит). В формировании этого слова сыграло роль междометие, шевеление языком.
2.«ха» (время). Это слово произошло от слова «хи» (вода), которое произошло от звукоподражания хрипоты в пересохшем горле.
3. «з1а» (луч). Слово «з1а» произошло от образа лепестка цветка («заз»-цветок), а слово «заз», в свою очередь, произошло от звука жужжащей пчелы, собирающей нектар.
4.«ра» (солнце). Этот архаизм произошел от вычлененного звука «р» из звукокомплекса «чркх» (лампа, зажигать). См. общеславянское «скра» (искра). Этот звукокомплекс получен в результате высекания искры кремневыми орудиями труда.

Данный пример показывает нам электроимпульсную связь между четырьмя нейронами, в каждом из которых записана информация о тех или иных звуках. Именно электроимпульс и «отцифровал» положение мышц речевого аппарата при произношении слова «олхазар».
И теперь, проанализировав всю полученную исследованием информацию, посмотрим на работу зеркальных нейронов с точки зрения технологического процесса.
До появления на белый свет, нейронная память ребенка о внешней среде пуста. С его рождением начинается заполнение нейронной флэш-памяти внешней среды и ее преобразования в оперативную память. Флэш-память человека, начиная с самой зари человечества, это звукоподражательная основа его языка, а оперативная память, это синтаксис, и пример со словом «олхазар» тому подтверждение.

Что же мы получили в итоге? Мы получили ответ на давний вопрос о происхождении человеческого языка.

Алдар Зерг