Каждый смолянин скажет, конечно, для православных. Кажется, что об истории постройки Смоленского Успенского собора, который дошел до нашего времени, известно все. Например, читаем цитату из Википендии: «В 1611 году после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей. Захватчики восстановили здание собора, но устроили в нем костёл. После освобождения Смоленска старое здание было разобрано 1674-1675 годах. В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объема. Приостановленные работы возобновились лишь в 1712 году. Наконец, в 1740 году архитектор А.И. Шедель завершил строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767-1772 гг. архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие. В соборе до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропал. В соборе находятся мощи Меркурия Смоленского. Само здание собора во время наполеоновского нашествия и при гитлеровской оккупации не пострадало. Пораженный величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны».
К этому трудно было бы что добавить, если бы я не увидел фотографию храма во имя священномученика Климента папы Римского в Москве. Поразительное совпадение архитектурного стиля храмов натолкнуло меня на мысль о построении этих храмов в одно время.
Ниже приведу отрывки из материалов Интернета о храме во имя священномученика Климента папы Римского в Москве: "Из документов известно, что в 1730 г., "по челобитью" отца Симеона Васильева, бывшего настоятелем с 1720-х по 1762 г., появился указ, дозволявший в Знаменской церкви "старый свод разобрав поднять в вышину и построить вновь, также и престол в той же церкви сделать посреди алтаря понеже оный престол стоял к одной стороне". В 1738 г. в храм был поставлен викарный священник Артемий Трофимов, ежедневно служивший раннюю литургию в приделе священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского. В апреле 1756 г. отец Симеон с "приходцкими людьми" в поданном в Московскую Духовную консисторию прошении отмечал, что "предел и трапеза от давних лет пришли в ветхость, отчего службу Божию исполнять весьма небезопасности, чего ради желаем мы вновь перестроить… на том же месте и в тоже наименование". После того, как осмотревший трапезный храм благочинный Замоскворецкого сорока засвидетельствовал его "ветхость и безнадежность", последовал синодальный указ, разрешавший строительство. Этот памятник уникален для Москвы, знаток русского искусства академик И.Грабарь считал, что он выделяется среди других храмов и наделен скорее "чертами петербургской архитектуры" высокого стиля. В 1740 году в результате государственного переворота на российский императорский престол взошла дочь Петра Великого Елизавета Петровна. Это произошло 8 декабря. В день памяти святого Климента – третьего по счёту Папы Римского, до разделения христианской церкви на православную и католическую. В Петербурге этот день был отмечен закладкой собора Преображения в Преображенском полку, (полк способствовал возведению императрицы на престол, первым присягнул ей на верность) с приделом в честь святого Климента. В Москве же канцлер и фаворит Елизаветы А.П.Бестужев-Рюмин так же решил возвести новый Климентовский храм на месте старого, обветшавшего. Проект петербургской святыни был заказан крестнику Петра I архитектору Пьетро Трезини, строителю знаменитого собора Петра и Павла в Петропавловской крепости, ему же приписывают и проект московского храма Святого Климента. Но строительство сильно затянулось из-за драматических событий в судьбе заказчика А.П.Бестужева-Рюмина, и было завершено в 1774 г. уже после смерти канцлера. Поскольку архитектор Трезини в 1751 году уехал из России на родину, заканчивать церковь поручили кому-то другому. Возможно, это был ученик Расстрели А.Евлашев, возведение колокольни приписывают московскому архитектору Д.Ухтомскому".
С приходом к власти Петра 1, католицизм начал атаку на православие, по всей стране начинают строить католические храмы. Вот почему католик Наполеон так восхитился Смоленским Успенским собором. Екатерина 2 поняла, чтобы в большой православной стране удержаться у власти, необходимо взять курс на православие. Предыдущие попытки насаждения католицизма были отброшены на 100 лет назад в смутное время, чтобы скрыть приход к власти в России прусской династии, поддержанной Римом. Соборы были построены в 1738-1740 годах, а перестроены в 1767-1772 годах.
Таким образом, Успенский собор в Смоленске был изначально построен как католический храм, а затем купола поменяли на православные луковичные, и лукаво объяснили причину реконструкцию храма ошибками при строительстве.