Спрятанное счастье

Мигель Барбуда
На третий день всадник на сером коне достиг ущелья. Именно оно по легенде являлось вратами неведомого замка Бога Тха, умножающего несуществующее, того, от кого дары исходят.

Япанес, так звали всадника, медленно приблизился к входу в ущелье. Справа и слева зловещие навесы острых скал. Тонкая тропинка уводила куда-то во тьму.

***


Три года назад Япанес был простым пастухом. Гонял овец отары, пел песни и играл на свирели. Но встретил он однажды трёх старцев у костра. Они ели жаренную баранью лопатку и над чем то смеялись.

- Что такого интересного в мире, уважаемые? – Поинтересовался у старцев Япанес.

- Так Счастья нет. – Ответил один из седовласых.

- Сокрыто оно в горах высоких. На ледяной вершине, над скалистой чёрной бездной, выше туч. А вокруг – остроги гор. Нет в ту твердыню входа. А уж выхода и подавно. – Добавил второй.

- Девяносто девять славных витязей отправились на поиски, и все погибли. Кости их белеют под небом, очищенные стервятниками. – Закончил третий.

- Так над чем тогда смеётесь, коли Счастья не достать? – Удивился Япанес.

- Над тобой, несчастный. – Улыбнулся старец. – Вот думаем, пойдёшь ли ты на поиски счастья? Ведь то не просто камень драгоценный или власть над миром. Но Счастье – дева, прекраснее которой на свете не сыскать. Дочь самого Тха – принцесса Даханаго. Гордыня и спесь сразила её. И никто не может ей угодить. А ты – в самый раз. Оседлай свою дохлую клячу, возьми свою собачью свору, ручного орла и ржавый меч. Шкуру примет Даханаго за кольчугу. Ты ей скажи, что пастух простой – так в миг тебя полюбит. – Старик громко расхохотался.

- Точно- точно! – Поддержал его второй. – Девяносто девять воинов ждут тебя, для ровного счёта.

Обиделся Япанес и поклялся тогда, что найдёт он Даханаго. И сделает её своей женой. И тогда вернётся в мир Счастье.

Не взял Япанес с собой собак, и орла дома оставил. Лишь меч прихватил, да тугой лук с колчаном. Оседлал своего верного серого коня, на последние деньги купил кольчугу справную, да отправился на поиски.

***


Много воды с тех пор утекло, много песка унесло ветром. Узнал пастух, что живёт Даханаго на самой вершине Мира, в неведомом замке Тха, и путь туда лежит через тёмное ущелье. И охраняют его дикие звери и великаны, злые ветра, и тяжёлые камни. И что лишь самый смелый может всё одолеть. И лишь самый удачливый не падёт от стихии. И лишь самый сильный сможет победить гордыню Даханаго.

И вот оно, ущелье-вход. Едва лишь грань миров была преодолена, как начался ураган. Конь не мог стоять под напором сильнейшего ветра. Тогда Япанес спешился и пошёл впереди, ведя верного скакуна за узду. Вскоре ураган прекратился, но вместо света, увидел путник градовую тучу. И огромные глыбы льда стали сыпаться на голову несчастному. Но терпел он боль. И шёл вперёд.

Закончился град. И пришла на смену ему вьюга ужасная. Заледенела кольчуга. Мороз до кости пронзал. И вспомнил Япанес про свой пастуший губанеч. Завернулся в него и к коню прижался. «Нет страшнее напасти, чем отступить от своего Счастья, - думал Япанес. – И ни одна сила не остановит меня в моём поиске. Нет пути назад для настоящего Искателя!» Так и прошли они сквозь метель.

Лишь солнце показалось между скал, увидел Япанес впереди путника.Взгляд острый, на плечах шкура оленья.

- Если добрый странник ты, - обратился к незнакомцу пастух, - то пусть добро твоё преумножится в сотни раз. Если же зло ты людям несёшь, то пусть съедят твою печень орлы, а сердце твоё порастёт терновником. Я – ищу Счастье. Для себя и для людей. Скажи мне, знаешь ли ты путь в обитель Даханаго?

На что злой человек в оленьей шкуре вскинул лук и выстрелил, попав Япанесу в бедро.

- Почто ты так меня встречаешь? Я обид тебе не нанёс! – Закричал пастух.

- Я – Хранитель Даханаго. – Заревел странник. – А ты, умрёшь!

Новая стрела сошла с его лука. Но Япанес перехватил её и направил прямо в сердце злодея. Обратился в пыль стрелок, лишь оленья шкура осталась на дороге.

Долгие дни пробирался Япанес по узким горным тропинкам. Лютые звери-леопарды, огромные птицы с острыми когтями, громы и молнии, камнепады и бурные реки – всё пыталось помешать ему. Но всё преодолела сила духа.

Сделался бывший пастух могучим витязем. Шрамы покрывали его плечи, ноги его крепки стали как ствол древнего чинара.

И вот достиг он крепости. Стояла она выше облаков и туч грозовых. И сияла ярче солнца. А у подножия крепости лежали кости. Тех, кого постигла неудача.

Вышла на башню Даханаго, и была красивее она самой Матери Сэтэней. Но молнии сверкали в глазах. И гордыня её сыпала камни на голову Япанеса.

- Что тебе надо в моём царстве? – Голос принцессы обжигал холодом. – Ты хочешь власти, как эти? Или хочешь богатства? Или же хочешь всего и сразу? Говори!

- Не нужно мне власти – её я возьму мечом. Не нужно мне богатства – его я заработаю трудом. Мне нужно Счастье для себя, и всего народа. – Ответил ей витязь.

- Кто же ты? Славный батыр или мудрый князь? Ты дерзок не по годам. – Даханаго улыбнулась и ещё одна молния обрушилась на Япанеса.

- Я простой пастух. Потому знаю цену простым вещам. Потому шёл я к тебе, чтобы сделать тебя своей супругой.

- Так умри же с честью! – И вновь полетели на Япанеса камни, молнии и свинцовые градины. Но шёл он вперёд и всё выше карабкался на стену башни. Забравшись на самый верх, взял он Даханаго за тонкий стан, поцеловал горячо и запел:

В темноте укрылось Счастье,
Тучи бродят по долинам,
Беды, горе и ненастья,
И туман неодолимый.
Но нашёл тебя, родная,
Свою руку протяни мне.
Нет тебя красивей, знаю,
Растоплю твой холод зимний.
Шёл к тебе сквозь все преграды,
Шёл за счастьем без ошибки.
Нету большей мне награды,
Чем тепло твоей улыбки.
Мы не нужно денег, власти,
Лишь любовь твоя навеки.
Будет мир, тепло и счастье
Всем, кто будет Человеком.

И растаял лёд в душе Даханаго. И улыбнулась она Япанесу. И протянула свои тонкие руки ему навстречу:

- Я знала, что настанет день, и придёт ко мне Искатель. Что не убоится сил стихии, что одолеет зло и страх. И будет он мне спутником добрым. Другом верным. Мужем возлюбленным. Навек я твоя теперь. Пусть Счастье будет во всём мире. И каждый человек получит капельку тепла нашей любви.

Воссияло в небе солнце. Птицы парили в вышине и несли весть, что едут Япанес и Даханаго. Земля расцветала под их ногами. Реки стали многоводны, нивы плодородны, а животные тучны. Леса наполнились дичью и орехами, а ульи мёдом. Не смолкали радостные песни. Счастье пришло к людям. Пусть и вас оно не покидает никогда. Так поднимем свои роги за Мир и Счастье в каждом доме!

основано на нартском эпосе "Сказание о Даханаго"
пересказал MiguelBarbuda

Пояснения:

Тха – верховный бог мифологии адыгов
Даханаго – легендарная адыгская красавица – воплощение Счастья
Сэтеэней – богиня-мать
Губанеч – тёплая длиннополая одежда
Чинар - платан