Хорошие люди

Иван Гейгер 2
Поезд Новокузнецк-Ташкент отправлялся из Барнаула ночью.Перед этим я целый день мотался по Барнаулу,решая те или иные вопросы,по этому единственным желанием,было поскорее лечь спать.Хотя билет у меня был куплен на нижнюю полку,занял верхнюю,чтобы никто не беспокоил.Под монотонный стук колёс я вскоре уснул.

Проснулся,когда было совсем светло.В купе кто-то вполголоса разговаривал на непонятном мне языке.Стараясь не шуметь,я повернулся в сторону разговаривающих.Ими оказались двое мужчин и судя по всему,это были казахи.Один из них помоложе,а другой был пожилым.Молодой о чём-то увлечённо рассказывал,а пожилой молча слушал,на лице его блуждала еле заметная улыбка,так могут улыбаться только очень опытные и умные люди.Когда молодой замолчал, заговорил пожилой.Он начал ровным,тихим голосом,потом в нём появились всевозможные оттенки.То он говорил быстро,почти скороговоркой,то речь его становилась растянутой,словно уходила куда-то за горизонт.Так же менялась и сила голоса,то он говорил громко,иногда почти срываясь в крик,то шептал,будто пряча свой голос в траве.И я вдруг отчётливо представил себе  шум ковыля на ветру,топот сотен копыт больших табунов лошадей,плачь и смех детей у юрты кочевника,звучание домры,доносящееся издали.Он говорил долго,и я,не понимая слов,заворожённо слушал и слушал необыкновенного рассказчика.

А за окном вагона,проплывало огромное поле с красными и желтыми тюльпанами.Уезжал из Барнаула,где была раняя весна,и снег только-только начинал таять,а тут такое цветение,что я просто обомлел.

Когда пожилой закончил говорить,он обратил внимание на меня,и ,сказал по-„Мы,наверно, Вас разбудили?“„Нет я уже давно проснулся.Простите,а где мы находимся?“-поинтересовался я.Молодой ответил-„Скоро будем в Чимкенте."Познакомившись с моими попутчиками,я спросил пожилого,о чём он недавно рассказывал своему собеседнику.Оказалось,они оба литераторы и едут на встречу акынов,а рассказывал он что-то вроде былины.„Почему Вы об этом спрашиваете?“-поинтересовался пожилой.„Знаете,из всего рассказанного Вами,я не понял ни одного слова,слушал и представлял себе,будто вижу степь необъятную,слышу ржание лощадей, топот копыт,плач и смех детей.“Пожилой вскинул на меня взгляд и сказал:„Именно об этом  я говорил.Очень рад,что смог своим голосом передать то,что проносилось у меня в голове. Акын всегда рассказывает только то,что отчётливо видит и слышит в своём сознании.“Задумчиво помолчав,он вдруг спросил:-„Извените,кто Вы будете по  национальности?“„Немец“-ответил я.„Приходилось встречаться с вашим народом“-с легкой грустью в голосе произнёс пожилой.

 „Это было поздней осенью 41 года,в наш аул,привезли несколько семей немцев-переселенцев.На улицу выбежало всё население аула,шла война с Германией,и всем было интересно как выглядят немцы.Но оказалось,немцы не те,а наши Российские,только их
почему-то переселили с Волги к нам в степь.Общались друг с другом с большим трудом,так как мы,казахи,плохо знали русский язык,большинство немцев никакого кроме немецкого
не знали.Так и жили,обьясняясь в основном жестами.Жили дружно и мирно за исключением небольших недоразумений.Время было трудное,поэтому делились чем только могли,без всякой корысти.Школы в нашем аулене было,по этому учиться детям приходилось в райцентре находящемся в 40 километрах.Там мы жили в небольшом интернате.Помню маленькую девочку-немку,её звали Ирмой,у неё были большие голубые глаза на худеньком красивом личике.Она была тихой спокойной девочкой и всегда держалась особняком,за что многие пацаны ёё обижали.Мне всегда было её жалко,а однажды не выдержал и заступился за неё,даже пришлось немного подраться.Но с этого момента ей стало по легче.Кормили нас в интернате не ахти как,казахские дети кое-что из съестного привозили из дома,а у детей немцев дома ничего не было и здесь впроголодь.Я стал подкармливать маленькую Ирму из того,что привозил от родителей.Хорошо помню,как однажды,когда отдавал ей кусочек сушённого мяса и небольшую лепёшку,она со слезами на глазах робко поцеловала меня в щёку.Я до сих пор помню этот поцелуй.Вот такое время тогда было,нужно было как-то выживать.Горько вспоминать об этом.“
Он грустно улыбнувшись,замолчал.

Потом мы пили чай и непринуждённо беседовали.Мне рассказали много интересного о быте и традициях Казахского народа.Всё это было рассказанно с такой любовью и гордостью,
что,когда они сошли на своей станции,я подумал:пока живут такие люди,беззаветно любящие
свою землю,свой народ и свой очаг-мир на Планете в надёжных руках.