Чудо психотерапии

Юлия Лобес
                Хочешь изменить мир - начни с себя!
                Кто-то из  великих
 

 Сегодня я хочу рассказать Вам об одном очень распространенном варианте взаимодействия  психолога и человека, обратившегося к нему.  Он иллюстрирует тотальное невежество в области психологии. Ясно, что это следствие долгого отсутствия психологической практики  в нашей стране. Психологи появились, а что с ними делать и как воспользоваться  их бесценными знаниями народ не знает, поэтому выручает старый русский способ - «забивать микроскопом  гвозди»  или «стрелять из пушки по воробьям».  Человек обращается за помощью примерно с таким запросом: сделайте мне чудо, измените поведение  моего близкого человека, тогда я поверю в психологию и ее необходимость в моей жизни. Мол, перекроите и перешейте по-другому, то есть переделайте мне сына, дочь, жену или мужа, мать, отца. Это ему/ей нужна психологическая помощь. А у меня все в порядке.
   
Вдумайтесь, дорогие читатели: один человек (тот, кто звонит) просит другого человека (психолога) повлиять на третьего таким образом, чтобы он стал устраивать, удовлетворять, нравиться или оправдывать ожидания первого, то есть позвонившего. И этот позвонивший, у которого, типа, все в порядке, готов оплатить «правку мозгов» объекта психологического воздействия и даже привезти его на сеанс почти «под конвоем». Бывает и так, что мне предлагают приехать к ним и осуществить волшебную  трансформацию на месте, потому что «объект» (дочь, сын, муж, жена) сопротивляется и саботирует процесс собственного изменения.  Чего хотят? Например, чтобы учился, женился, больше зарабатывал, меньше пил, перестал сворачивать «налево» и т.д.  Список довольно однотипный, в общем, больше, лучше выше, сильнее! Оправдывая себя, говорят: «Мы же хотим как лучше!»
   
  Перефразируя легендарную песню Бутусова, получаем: «Я брал острую бритву и правил тебя». Именно психолога хотят сделать  той самой бритвой, оружием по видоизменению близкого человека.  При этом ПО ЗАКАЗУ обратившегося.  Есть проект, а вы, товарищ психолог, будьте любезны, в соответствии с моим планчиком поработайте-поработайте, вы ж психолог! А если вы не соглашаетесь на такие условия, то на фига вы нужны? С приходом интернета и соцсетей появились еще любители поюзать психолога виртуально. Откуда-то находят адреса, пишут свои истории и просят: посоветуйте что-нибудь, чтобы все, как в сказке, стало прекрасным и светлым. «Вы ж психолог!» В общем, по переписке, с двух фраз, измените мою жизнь и, конечно, «на халяву».

   Мне и грустно, и горько, и смешно. Все в одном флаконе. Подчеркиваю, осуществить психологическую коррекцию насильно под дулом пистолета в наручниках или просто под давлением, слава Богу, невозможно. Это противоречит основополагающим этическим принципам – добровольности и свободы.

    Практический психолог действительно обладает мощными эксклюзивными знаниями в области человеческих взаимоотношений. Но, как в том анекдоте, есть нюансы: воспользоваться ими возможно только для себя. Точно так же, как мы дышим только для себя. Ну невозможно же  дышать за другого!
 
  Если Вы действительно хотите изменить свою жизнь к лучшему и разобраться, как Вы оказались в таких мучительных отношениях со своими родными и близкими, Вы и приходите к психологу. Это ВАМ необходима консультация специалиста.  Потратьте на это время и деньги, то есть свои ресурсы. Жгучее желание подкорректировать поведение  другого – веская причина для обращения к специалисту. Если Вы идете к врачу при температуре 38,5, то это примерно то же самое. Пора идти. На встрече вы разберетесь, какой вклад  делаете в отношения ВЫ, что оказались в такой неудовлетворительной, а иногда и просто плачевной ситуации (по Вашей оценке). Эти механизмы бессознательные, и без помощи психолога их увидеть самостоятельно невозможно. Мы заложники своего бессознательного, именно оно «рулит» нами.  Важно  знать эти  свои «секреты» и  научиться с ними  жить. Если от себя не убежать, тогда просто необходимо себя узнать получше и уметь договариваться с собой с уважением и принятием. Даю наводку - проявите  интерес и любопытство к себе . Когда человек  живет своей собственной жизнью, у него нет ни сил, ни времени насиловать других своими благими намерениями.
   
  Часто говорят: «Я сам себе психолог!». Это то же самое, что сказать: я сам себе стоматолог, гинеколог, проктолог и проч. Я в этой фразе слышу крайнюю степень высокомерия и невежества.  Для меня  это означает следующее: «Да и так сойдет. Живу как живу. Все так живут. Ничего я для себя не хочу. На себя у меня нет ни времени, ни сил, ни денег. И заглянуть к себе в душу я не хочу. Мне не интересно. И психологам я не верю. А на самом-то деле,  ни черта я в этом не понимаю».
 
 Конечно, проще желать изменения другого человека. Желанной трансформации по вашему сценарию, естественно, не происходит, значит, есть право сердиться, злиться, негодовать и гневаться на вполне себе законных основаниях. Я же из сил выбиваюсь, чтобы помочь, спасти, а он/она не улучшается! Это сигнал - пора начать ревизию собственной личности. Это и вправду трудно, но возможно. А кроме того, это единственный способ качественно улучшить свою жизнь. Называется он «выделывание из себя человека», изнутри наружу - то есть,  меняя внутреннее, меняете и внешнее.

   Если вы звоните психологу, значит, именно у Вас есть энергия на это, надо именно Вам. Что же делать, если вдруг перестать «чморить» близкого родного человека? Образуется пустота, пересохший колодец. На том месте, где должны быть любовь и уважение к себе.  Но самый правильный путь не всегда самый простой.  Отсюда вывод: если  делать ставки и тратить свою жизнь на видоизменение  другого бессмысленно,  как говорят у нас в деревне, «дохлый номер»,  тогда зачем тратить на это свою бесценную жизнь?

   Чудо психотерапии доступно только тому, кто его готовит для себя с уважением,  любовью, заботой, принятием, опираясь на проводника - практикующего психолога, к которому есть доверие.