А Вы специалист?

Алекс Профф
А Вы специалист?

Часто ли Вы встречаете людей, которые считают себя профессионалами в своем деле? А доводилось говорить с теми, кто очень много знает, но тушуется перед людьми и не может связно сказать пары слов?
Согласен. Как тех, так и других очень много. А как отличить настоящего специалиста от балабола?
Изложу Вам свою теорию, проверенную на практике.
Для простоты представим себе уровень квалификации специалиста по трехбалльной системе.
Что такое 0 уровень? Это человек у который на вопрос:
- Кто первым полетел в космос?
отвечает: «Брюс Уиллис»!
Можно и так:
- Солнце вращается вокруг Земли или наоборот?
- Наверное… Солнце вокруг Земли.

Но не будем о грустном.
Возьмем среднего статистического выпускника среднего или высшего учебного заведения. Представим, что он немного прогуливал и спал на лекциях и усвоил основные принципы и навыки работы, знает теорию, правила и нормативку. Это твердый 1 уровень. Человеку кажется, что стоит взяться за любое дело, и оно сразу будет сделано. Если это касается знания документов, то человек думает, что он знает все или почти все главное и важное.
Вам когда-то было знакомо это чувство?

Теперь отбросим всех ленивых и тех сынков и дочек богатых родителей, которые влачат безоблачное существование: они нам не интересны.
Среднестатистический человек начинает стремиться к большему: делать карьеру, расти профессионально. Постепенно он начинает понимать, что его знания неполные. Это как небо с облаками, где белое – это обрывки (куски) знаний и опыта, а безбрежная синева – нечто большее. Это то, к чему надо стремиться.
На текущем этапе человек и начинает формировать свое будущее. Именно в этом упорном и каждодневном труде начинают проявляться задатки специалиста. Сначала приходит осознание, что облаков на небе все меньше – это внутренние ощущения, когда «розовые облака» рассеиваются, но зато на их место приходят твердые серовато-стальные дождевые тучки. Их очень мало, всего одна, две, может, три. Но как грозно они выглядят в синеве? Через несколько лет они начинают собираться в настоящие грозовые облака.
К концу 2 этапа становления специалист почти готов. Этого человека можно оставлять за пультом управления или в зале суда одного. Он справится с большинством задач. Такой работник успешно руководит коллективом или поддерживает работоспособность системы. Он видит преимущества и недостатки технической системы или настолько разбирается в документах, что может назвать нужную страницу, указать на нестыковки законодательства.
Многие останавливаются на этом и спокойно плывут по течению. У них достаточная зарплата, все действия отлажены, расходы минимизированы. Кажется, что наступило счастье.

И лишь единицы находят в себе силы переступить через очередной психологический барьер.
Они душой переходят на 3 уровень. Призовой уровень!
А что это такое? Чего еще надобно?
Специалист начинает развиваться не только в узком, ограниченном русле, но и копать глубже самого дна, расширять горизонты в стороны. Американские писатели, рассказывающие секреты торговли, повествуют об удачных менеджерах, которые так хорошо знают свой товар, что (при необходимости) могут рассказывать о нем долго и интересно. Конечно, знающий и доброжелательный продавец, который помогает, подсказывает покупателю вызовет доверие и продаст больше.
Однажды я зашел в магазин Эльдорадо и попросил мне показать холодильник Индезит, произведенный на Липецком заводе. В ответ на это менеджер подвел меня к минскому холодильнику Атлант. Помимо фирмы меня не устраивали цвет, размер, функциональные характеристики, расположение морозильной камеры. Я четко повторил все свои пожеланию к «холодильнику моей мечты». Но увы. Второй холодильник опять «не попал в цель» ни по одному параметру. Продавец изо всех сил впаривал мне, что я сам не знаю чего хочу. После третьего холодильника я развернулся и навсегда покинул этот магазин.
А вот другой пример. Я в очередном магазине и покупаю себе роутер. Не бог весть, какая мудреная штуковина, но зато Интернет появляется в каждой комнате. Я примерно определился с ценой и характеристиками устройства, но когда пришел в магазин, продавец меня порадовал хорошими знаниями как людей, так и продаваемого оборудования. Он вежливо поинтересовался, для чего мне устройство и порекомендовал несколько дополнительных возможностей его использования. После этого мы с ним обсудили важные и не очень характеристики гаджета. Я пришел к выводу, что внешний вид, как и цвет совсем не важны, зато технические характеристики должны быть на высоте. Открыв перечень продаваемого оборудования, менеджер показал мне несколько моделей. Они почти одинаковы, но именно технические характеристики сыграли в моем выборе решающую роль. Сотрудник торговой сети согласился, что для меня это самый удачный выбор.
А вот Вам пример иного рода. В юриспруденции очень ценятся услуги адвокатов-профессионалов. Чем это определяется? Работник подобной сферы должен не просто хорошо знать законы (по нашей классификации – это специалист 2 уровня), он обязан знать лазейки и нестыковки законодательства, уметь повернуть дышло так, чтобы все были убеждены в его правоте. Как в фильме «Адвокат дьявола».
Если обобщить все выше сказанное, то настоящий специалист в моем понимании должен обладать знаниями по своей профессии выше разработчика закона или оборудования. Он должен уметь так поставить вопрос, чтобы разработчик закона покраснел до ушей и начал судорожно копаться в черновиках закона, думая – как же он мог так облажаться! У судьи появилось стойкое ощущение – как можно такого кристально честного человека доле задерживать в зале суда. А разработчик техники принялся пересматривать чертежи и обдумывать новое конструктивное предложение.

Если у Вас возникли вопросы, или вы не можете отнести себя к одному из уровней, то милости прошу: всегда рад помочь.