Учителям-самозванцам

Лилия Рябова
Невежественный учитель учить не может. Тут уже несомненно, что всякий родитель поостережется дать свое дитя на выучку невежественному учителю.


Могут сказать: есть ведь разного уровня учебные заведения, учебное дело; всякий может чему- нибудь учить. Это верно: если ты что- нибудь знаешь, тебе нетрудно найти человека, который этого не знает и с которым ты сможешь поделиться своим знанием. Но ведь это не значит быть учителем. Учитель — это профессиональный педагог, это воспитатель будущего поколения.
 Как ни важно, чтобы учитель прежде всего знал предмет своего преподавания (т. е. для элементарной- школы — начатки всех знаний, необходимых ему для комплексного преподавания*1, а на высших ступенях — ту группу знаний, специалистом которой он в данной Школе является), как ни важно, говорю я, это, но есть вещи еще более важные. Ибо в конце концов научиться всякому предмету в пределах, необходимых для ребенка, не так уже трудно. Это дело, можно сказать, механическое. Но учитель не только должен хорошо знать то, что он преподает, но должен еще прекрасно знать, как это преподавать. От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия, как на каторгу, и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз, или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему руководителю.
 Нечувствительно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более, чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов. Вот почему педагогическое самовоспитание учителя является его долгом необычайной важности.
 В статье Луначарский раскрывал перед учительством «самую благородную и самую важную цель воспитания» — формирование в ребенке «гражданского коммунистического самосознания». Важнейшими условиями достижения этой цели Луначарский считал: всестороннюю подготовку учительства, его «педагогическое самовоспитание», «живое усвоение» новейших педагогических методов и, основное, «политическое самообразование учителя», которое, по его словам, «является ни на одну йоту не менее важным, чем усвоение предмета преподавания или методов обучения и воспитания».
 методы обучения как на своеобразное универсальное средство, способное не только резко повысить (или понизить) эффективность и результативность учебной работы, но — главное — во многом заменить (или свести на нет) традиционные дисциплинарные воздействия, как на средство, способное оздоровить (или извратить) общую атмосферу школьной жизни.



 Статья впервые опубликована в «Учительской газете», 1924, № 1, 3 октября. Вошла в сборник статей А. В. Луначарского «Третий фронт». М., 1925, с. 49—52. Печатается по тексту сборника.