Народный календарь, 8 - 14 августа

Александр Мишутин
  8 АВГУСТА.
  Еще один благополучный день для уборки урожая.
  9 АВГУСТА. НИКОЛА КОЧАНСКИЙ, КОЧАННЫЙ. ПАНТЕЛЕЙ, ПАНТЕЛЕЙМОН. ПАЛИЙ.
  В этот день церковь чтит память новгородского Христа ради юродивого Николы Кочанова. Его фамилия была осмыслена народом как Кочанский и связывалась с капустой. «Кочанный день. Вилки и кочаны завиваются».
  Пантелеймона же называли «Палий». И вновь боялись грозы, и вновь не работали.


  10 АВГУСТА. ПРОХОРЫ И ПАРМЕНЫ - НЕ ЗАТЕВАЙ МЕНЫ.
  Склонность русского народа к присловью, сказанному складно, для памяти, проявилась и в определении этого дня. Нигде никаких следов «мены», «замены», «обмена» в источниках этнографов и фольклористов нет. Работает в этот день крестьянин. Многотрудно. И вполне и кстати к этому дню подошло бы присловье в такой форме: «Пармены и Прохоры—дел у нас ворохи». И такая характеристика этой пары была бы уместна: самое главное — убрать хлеб; но и другие полевые работы в спину толкают: и вспашка, и бороньба, и сев.

11 АВГУСТА. КАЛИННИК. КАЛИНОВ ДЕНЬ.
  День святого мученика Калинника русский народ связал с калиной и с калеными утренниками — морозцами. Появляются уже они, особенно в северной Руси. И боится их крестьянин: они хлеб убивают на корню. И лучше бы туман (морок по-северному) в этот день: «Пронеси, господи, Калинника мороком, а не морозом». Если же на Калинника не будет утренника, то и на 5 сентября  не заморозит: Калина не закалинит, так и Лупа не залупит». Обращали внимание на овёс: если спелый овёс во второй раз зазеленеет, значит, быть осени мокрой. Вспоминали, каким был день на Макриду (1 августа) и уточняли приметы Калиновым днём.

 
  12 АВГУСТА. ИВАН И СИЛА, СИЛУЯН.
  Молились Ивану-воину, святому мученику, который способствовал молящимся раскрыть все тайные кражи. Сходились суеверные крестьяне в этот день к ворожеям, просили их попосредничать: замолвить слово перед Иваном о покраже.
  День святого апостола Силы связывался в крестьянском сознании с силой: «Дожить бы бабе до Силина дня — и с яровыми управится, как засилья прибавится». То есть перейти бы этот день, дожить до него — дел убавится, сил прибавится. «Святой Сила добавит мужику силы».

  Обращали внимание на погоду: если дни стояли пасмурные и прохладные, то можно было не опасаться дождя и продолжать работать без остановки. Кому удавалось посеять рожь в этот день — был счастлив: рожь, посеянная на Силу и Силуяна. родится сильно.

  По поверьям, в этот день обмирали ведьмы. Опивались коровьим молоком — и обмирали. А уж если ведьма обомрёт, её ничем не пробудишь. Казалось бы, радоваться надо — не будет коров до смерти выдаивать. Да вот беда, умирают страшно ведьмы: земля трясётся, звери в поле воют, скот не идёт во двор, а в избе все вещи не на месте стоят. Жуть! От такой напасти одно спасение — брать солому и поджигать пятки ведьме. И все пойдёт на лад. Главное, что после пробуждения ведьма никогда больше не будет выдаивать коров.

 
  13 АВГУСТА. ЕВДОКИМ.
  Заговенье перед Успенским двухнедельным постом. У кого была возможность есть мясные продукты, ел их последний раз: до 28 августа, до Успения Божьей матери, пост — никаких продуктов животного происхождения употреблять в пищу нельзя. Даже молока.
  Но крестьянин не горевал: это Петровка (Петровский пост) — голодовка, кроме лука нет другой зелени для крестьян; а спасовка—лакомка: и огурцы есть, и арбузы, и дыни, и мёд... «Успенский пост мужика досыта кормит», а потому можно «поститься не голодая, работать не уставая».

 
  14 АВГУСТА. ПЕРВЫЙ СПАС, МЕДОВЫЙ, МОКРЫЙ. МАККАВЕЙ. НАЧАЛО УСПЕНСКОГО ПОСТА.         
  Праздник Преображения Господня (19 августа) крестьянам больше известен под именем Спаса и считается праздником урожая и земных плодов. Но так как к этому дню не все плоды поспевают-созревают, то крестьяне из одного праздника сделали три: 14 августа, 19 августа и 29 августа.
  Первый Спас назывался «медовым». Пасечники второй раз срезают соты с медом (первый раз — на Ильин день, 2 августа). Часть его носят в церковь — «на помин родителев» и для освящения. К этому же дню пчельники варят «медяные» (медовые) квасы и угощают им всех, пришедших в гости. Где-то в это время пчёлы перестают носить в улей медовую взятку («мёд» с цветов). Ничто уже не цветёт.

  Отлетают ласточки и стрижи. Отцветают розы, падают холодные росы. И вот эти росы считаются благоприятными.
«Мокрым» первый Спас назывался потому, что в этот день обычно бывал крестный ход на реки для освящения. Священник освящал воду (как на Крещение 19 января), и крестьяне в одежде купались сами и купали домашнюю скотину.
 
  Надо бы попутно заметить, что и крещение киевлян в Днепре в 988 году тоже происходило в августе. Возможно, каким-то образом этот факт трансформировался в обычай купания на Спаса «мокрого».               
  Поспевали горох и малина, черёмуха и кедровые орехи. Целые полосы гороха в первый день отдавались детям на съедение. Но только один день.

Обращали внимание: если первые ягоды малины бывали крупными, то считали, что рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах средний или поздний посев ржи был предпочтительнее.
  С первого Спаса начинали готовить гумна и овины — места для сушки и обмолота зерна нового урожая.

  На Маккавея собирали мак. А мак — это и лекарство, и лакомство, и оберег от ведьм. Стоит только им обсыпать дом — и все козни ведьм не будут иметь силы.

Во многих областях России начинался сев озимых. Доставляли опытного пахаря, уже не действующего — ветхого старика — в поле, просили: «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твоё стариковское счастье!»

  Я поздравляю именинников недели.
8 августа: Ермолай, Прасковья.
9 августа: Анфиса, Герман, Николай, Савва.
10 августа: Прохор.
11 августа: Константин, Кузьма, Михаил.
12 августа. Валентина, Герман, Иван.
13 августа: Вениамин, Иван, Сергей. Юрий.