6. Романсы, романсы

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Фотография "Егеря" "Утро туманное" с сайта http://forum.ihunter.ru/topic/4545---hunter-48/page__st__120


Моя мама обожала романсы, – она сама их пела в молодости. Русский романс, – на самом деле, нечто необыкновенное. Один лучше другого. Я их любил, и они меня волновали. Иногда до трепета. Приведу здесь самые-самые запомнившиеся, хотя, не уверен, мог и забыть какой-нибудь.

«Отцвели хризантемы» - музыка Н.Ларито, слова В.Шумского

Отцвели уж давно хризантемы в саду
Но любовь все живет в моем сердце больном.
 
«На заре ты ее не буди...» - музыка А.Варламова, слова А.Фета

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

«Темно-вишневая шаль» - старинный русский романс

Я о прошлом теперь не мечтаю,
Только сердце затмила печаль,
И я молча к груди прижимаю
Эту темно-вишневую шаль.

«Дремлют плакучие ивы...» -музыка Б.Б., слова А.Тимофеева

Дремлют плакучие ивы
Низко склонясь над ручьем,
Струйки бегут торопливо,
Шепчут во мраке ночном.
Шепчут, все шепчут, во мраке ночном.

«Не пробуждай воспоминаний...» - музыка П.Булахова, слова Н.Н.

Не пробуждай воспоминаний
Минувших дней, минувших дней –
Не возродишь былых желаний
В душе моей, в душе моей.
Не возродишь былых желаний
В душе, в душе моей.

«Мой костер» - музыка неизвестного автора XIX в., слова Я.Полонского

Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.

«Лебединая песня» - музыка и слова М. Пуаре

Как-то странно и дико мне жить без тебя,
Сердце лаской любви не согрето;
Иль мне правду сказали, что будто моя
Лебединая песня пропета.

«Я ехала домой» - музыка и слова М. Пуаре

Я ехала домой, я думала о Вас,
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
О, если б никогда я вновь не просыпалась…

«Утро туманное» - музыка А.Абаза, слова И. Тургенева

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Если ты, читатель моих воспоминаний, не слышал этих романсов никогда, ты много потерял. Советую тебе настоятельно, найти их и послушать. Это шедевры, созданные Любовью человека. Без любви такое не создашь, поверь мне. 

Когда-то они были в моде. В 19 веке только на стихи Александра Сергеевича Пушкина было создано более пятисот романсов. Но мода проходит, а шедевры остаются в памяти человечества.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/08/397