Подвиг

Софья Журавлёва
Действующие лица.

ДЕД. 90 лет.
СЫН. 65 лет.
ВНУК. З0 лет.
ПРАВНУК, ВАНЯ. 10 лет.

День Победы, наши дни.


Явление первое.

Однокомнатная квартира ветерана. По телевизору – праздничные передачи.

«День Победы – как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял огонёк!
Были вёрсты, обгорелые в пыли –
Этот день мы приближали, как могли!
Этот День Победы…»

ДЕД чистит и выглаживает праздничную одежду. Входит ВНУК.

ВНУК (развязно). Привет, дед!

ДЕД. Здравствуй, здравствуй.

ВНУК (так же). С праздничком.

ДЕД. Спасибо. И тебя. Я вот на встречу с однополчанами собираюсь. Не хочешь со мной?

ВНУК. Не, не могу. Мы сегодня с Анькой тусим.

ДЕД. Взял бы девушку с собой – когда она ещё военную правду услышит.

ВНУК. Давай в другой раз. Мы ж договорились…

ДЕД. Ладно. Хорошо. (Открывает шкаф и достаёт китель с орденами, смотрит.) Это что?! Ордена пропали!

ВНУК. Как? А что ж ты в руках держишь?

ДЕД. Это подделка! Дешёвая подделка! Как же так? Как же так?

ВНУК (про себя). А я думал, не заметит… (ДЕДУ.) В общем, ты не огорчайся – ордена я взял.

ДЕД. Как взял? Зачем?

ВНУК. Полгода назад у тебя в гостях был и подменил. А настоящие в банковскую ячейку положил – так безопаснее.

ДЕД. Так пойди и принеси их. Совестно мне с фальшивками на люди показываться.

ВНУК (замялся). Ну, короче, это… может, завтра?

ДЕД. Почему завтра?

ВНУК. Ну, там определённый срок… платить типа надо…

ДЕД. Что ты темнишь – не обманываешь ли меня?

ВНУК (ещё сильнее замялся). Нет, нет!

ДЕД (жёстко). Ну?

ВНУК. Вообще-то… если честно…

ДЕД. Не  мямли! Продал, что ли?

ВНУК. Ну не продал, а заложил. Мне срочно нужны были деньги.

ДЕД. На что?

ВНУК. На благотворительность.

ДЕД. Врёшь! На доброе дело ордена не пускают. Ты на них свою девку в Турцию свозил. Так? На большее у вас ума не хватает.

ВНУК. Мы не в Турцию… Мы в Берлин – я Анечке рейхстаг показывал, рассказывал, как наши немцев били…

ДЕД. Наши…

ВНУК. Но на это ушла лишь малая часть суммы – остальное я вложил в дело всей жизни. Поверь, если бы не кризис…

ДЕД. Значит, ты называешь торговлю таблетками делом всей жизни?

ВНУК. Нет. Таблетки – это пройденный этап. Теперь я продаю книги о войне. Майские праздники принесут огромную прибыль. Поверь, я всё отобью и выкуплю твои награды.

ДЕД. Нет. От тебя мне ничего не нужно…

ВНУК. Послушай, дед, у нас ведь ничего нет. Вы выиграли великую войну, ваши дети покоряли космос, а что осталось нам? Делать нечего – славить не за что! И чем жить? Хоть заработаем прилично…

ДЕД. Неужели ты не понимаешь – война не кончилась! Разве я – 30 лет после войны на заводе отишачил – за каждую деталь не боролся? Или бабка твоя, учительница, 20 лет в школе пропахала – разве с равнодушием, с глупостью да с невежеством не билась? А родители твои, инженеры, как за каждый проект воевали? Мало тебе?
Мы все за вас сражались, мы вас растили, воспитывали – думали, хоть у вас силы на подлость человеческую останутся, хоть вы с серостью разберётесь. А вы… вы… Вы её ещё больше напустили!

ВНУК. А вы свою великую страну-то прос…ли! Где Советский Союз? Нема! Только ордена и флажочки остались!

ДЕД. Ещё люди.

ВНУК. Люди умрут. А мы останемся. И чем жить?

ДЕД. Господи, неужели каждому новому поколению нужна новая война, чтобы понять, чем жить? Чтобы понять, что такое Родина? Чтобы душа у них пробудилась?!

ВНУК. А может, и нет её, души-то? Сейчас неизвестно.

ДЕД. Уйди с глаз моих, гадёныш!

ВНУК. Дед, я ордена-то верну…

ДЕД. Уйди, уйди по-хорошему!

ВНУК. Прости меня, дед, прости.

ДЕД (кричит). Уйди!

ВНУК уходит.

ДЕД. Мы одну войну пережили… и эту… как-нибудь... переживём… (Наливает сто грамм, прибавляет звук на телевизоре.)

Идёт хроника военных лет.
«Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна –
Идёт война народная,
Священная война!»


Явление второе.

Та же комната. На кресло брошен китель с фальшивыми орденами.
Входит СЫН.

СЫН. С Днём Победы, папа.

ДЕД. И тебя.

СЫН (кладёт на стол конверт). А это тебе на праздничный стол.

ДЕД. Спасибо. А ты куда собираешься?

СЫН. Мы с женой на дачу. Там и отмечать будем, с друзьями.

ДЕД (внимательно вглядываясь в лицо СЫНА). Хорошо.

Пауза.

ДЕД. А сын твой наши ордена продал…

СЫН. Как? А это что? (Указывает на китель.)

ДЕД. Подделка. Латунь да стекляшки. Да… (Задумывается.)

СЫН. Ну, я ему всыплю. Он все деньги отработает.

ДЕД. А ведь подлец вырос…

СЫН. А ордена мы вернём. Выкупим. Или такие же сделаем. (Пауза.) Не огорчайся, пап. (Пауза.) Ну, мне пора.

ДЕД. В нашей семье вырос предатель. Как же так? (Долго смотрит на сына.) Как же так?

СЫН. Не смотри на меня так – как будто я виноват. Ты сам говорил, что у каждого своя голова на плечах.

ДЕД. Говорил…

СЫН. Послушай, папа, тебе вредно огорчаться.

ДЕД. Огорчаться? Да в прежние времена его бы расстреляли! И поделом.

СЫН. Хорошо, что сейчас другое время. И какой он предатель? – Ошибся человек. Исправится.

ДЕД. Он достоянием отцов торгует – он на Родину наплевал! И самое страшное, он даже не понимает, что совершил… Неужели не чувствуешь?

СЫН. Послушай, отец – сдались тебе эти ордена? Ведь главное не побрякушки, а память…

ДЕД. А сколько крови пролито за эти «побрякушки», ты знаешь?

СЫН (с вызовом). Знаю! Двести раз рассказывал!

ДЕД. Ничего ты не знаешь! Никогда ты настоящего пороху не нюхал. И сына не научил.

СЫН. Да. А кто виноват, что я родился уже в мирное время? Сколько кричали: любите Родину, бросайтесь за неё в огонь и в воду, будьте достойными отцовского подвига. И я хотел быть достойным, очень хотел. Но всю жизнь просидел инженером в заштатном НИИ. И я понял: время подвигов кончилось…

ДЕД. Ежедневная честная жизнь тоже подвиг! А вы от неё отказались. Ради чего?

СЫН. А ради чего вы воевали? Мы хотели обеспечить всем заслуженный комфорт – это наш долг перед отцами! И если для этого нужно…

ДЕД. Молчи! Мы оставили вам великую страну, за которую платили жизнями, а вы продали её за дешёвые заграничные тряпки! Вы сами отказались от подвига, и теперь твердите, что время героев ушло. Но, может быть, вашим внукам придётся расплачиваться и закрывать амбразуры, которые вы оставили.

СЫН. Ах, оставь этот высокопарный слог! Разве мы живём не на своей земле, не в своём государстве? Так кому же мы продавались? С кем же нам воевать?

ДЕД. Думай, сынок, думай! Внука моего не сберёг, так хоть правнука обереги. Вот тебе мой завет.

СЫН. До свиданья, папа. (Уходит.)

А в телевизоре звучит песня
«Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!»...


Явление третье.

ДЕД сидит и снимает с кителя фальшивые награды. Вбегает ПРАВНУК.  Под мышкой у него комиксы, в руках – фигурка супергероя, на левом предплечье – красно-бело-чёрная повязка.

ПРАВНУК. Деда, с Днём Победы!

ДЕД. Спасибо, внучек.

ПРАВНУК. А на парад пойдём?

ДЕД. Пойдём, пойдём…

ПРАВНУК. Дашь поносить фуражку?

ДЕД (надевает на мальчика фуражку). Держи. (Видит повязку у него на руке.) А что это за знак у тебя на левом предплечье?

ПРАВНУК. Это эмблема тайного супергеройского общества «Кулак добра». (Показывает в комиксе.) Его глава – Супеджек, щит и ужас Грей-сити! (Играет с игрушкой и изображает.) Он умеет выпускать лазерный луч из пальцев – пиу! пиу! И пронзает стены взглядом! Вззз! Его девиз – «Сила и смелость!» Ха! (Делает характерный жест.)

ДЕД. А с кем он борется, твой герой?

ПРАВНУК. Он убивает плохих и защищает хороших. Он убивает всяких психов, чудовищ там – неполноценных.

ДЕД. И ты хочешь быть таким же, как он?

ПРАВНУК. Я хочу быть таким же крутым и сильным! Чтобы стать таким же дедушкой, как ты! Вот. (Вручает дедушке бумажный орден, на котором обведена георгиевской ленточкой надпись.) Самый лучший дедушка на свете! С Днём Победы!

ДЕД. А ты знаешь, что это за Победа?

ПРАВНУК. Во второй мировой войне. Враги хотели нас захватить, а мы их победили.

ДЕД. А что за враги?

ПРАВНУК. Злые немцы.

ДЕД. Это не просто немцы – это фашисты. И они хотели не просто захватить нас – они хотели нас уничтожить, потому что возомнили, что только они хорошие, а все остальные – плохие и неполноценные. Понимаешь?

ПРАВНУК. А суперспособности у них были?

ДЕД. Пожалуй, была одна – способность хладнокровно убивать. Они считали героизмом методичное уничтожение сотен тысяч людей – женщин и детей, и таких вот мальчиков, как ты.

ПРАВНУК. Но ты ведь тоже убивал, да?

ДЕД. И убивать приходилось. Хоть и жаль было наивных юнцов, которых гнали на смерть, твердя о силе и смелости…
Но я сам каждую минуту готов был отдать жизнь ради того, чтобы на свет появился твой дедушка, и твоя мама, и ты сам. И чтобы вы с гордостью говорили на родном языке и не забыли, что такое Родина.

ПРАВНУК. А что такое Родина?

ДЕД. Как тебе сказать? Родина – это… это…Твои корни, земля, откуда ты вышел, страна, где в каждом слове, в каждой песне ты слышишь себя, где каждый цветок тебе улыбается, и души твоих предков незримо качают ветвями деревьев… Рождаешься ты – невидимые силы помогают твоей матери, умирать будешь – и примет тебя родная земля, словно мать. А уедешь – и воздуху не хватит… Нет! Не могу я сказать, что такое Родина! Я знаю только одно – если сам ты это почувствуешь, если полюбишь по-настоящему, никому и ничему тебя не сломить, не победить, не уничтожить.  Потому что не сила, не слава, не страх вселяют в нас подлинный героизм. Только любовь ведёт человека к подвигу!

ПРАВНУК. Деда! (Обнимает дедушку.)

ДЕД. Ты меня поймёшь, Ванечка, ещё поймёшь... Ну, пойдём. (Надевает праздничный китель и поправляет на нём единственный орден «Самому лучшему дедушке на свете». Берёт мальчика за руку и оба уходят под музыку из фильма «Щит и меч».)

«С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…

С чего начинается Родина…»