И собралась компашка

Юрий Фейдеров
Или, как четверо порядочных мужчин
отправились в командировку.

В те недалёкие, но уже исторические времена, когда вокруг всё было государственное, вдруг разрешили организовывать частные кооперативы.
Народ растерянно задумался…  Ведь у нас как всегда, сначала появляется закон, потом подзаконные акты, потом инструкции. И ты, поторопившийся исполнять закон, вдруг оказываешься «вне правового поля» и на тебя уже «заводят дело».
Однако, во все времена находились предприимчивые люди, которые при дележе пирога оказывались первыми, и им доставался самый большой «КУСОК». Ведь всегда легче что-то поделить, чем своё построить.
Вот и у нас в проектном институте один молодой сотрудник, с греческой фамилией, объявил, что его прадед был богатым купцом, что его фамильный дом до сих пор стоит на одной из улиц в центре города. Поэтому он решил организовать кооператив, чтобы на заработанные деньги выкупить этот дом.
За несколько лет до этого он побоялся бы рассказывать об этом. Он очень хотел вступить в Коммунистическую партию для быстрого карьерного роста, а подобные детали биографии закрыли бы вход в эту престижную организацию.
Но теперь, после выхода Ельцина из партии, многие «твёрдые ленинцы» побежали из партии, как крысы с тонущего корабля… Они торопились продемонстрировать лояльность к новой власти, чтобы не потерять своё насиженное место, что и произошло…
А Дима - грек организовал свой кооператив не на стороне, а в нашем же институте. И состоял он из него и бухгалтера, которым стала наша же главный бухгалтер института.
А так как он был к тому времени начальником отдела, то все «денежные проекты» он стал оформлять через свой кооператив, нанимая в него своих же сотрудников, которым было очень удобно получать стабильный оклад из государственного кармана, и дополнительный заработок из кооператива. Только оклад состоял из 10% стоимости заказа, а кооператив платил до 70%...

Я был сотрудником другого отдела, но понадобилась моя специализация и меня пригласили. А пригласил начальник моего отдела, которого тоже пригласили.

И собралась компашка…

Заказ был обычным, газификация школы, но находилась она в области за полторы сотни километров.
Люди собрались серьёзные. Два начальника отдела, главный специалист и я, руководитель группы. Возраста все были от тридцати до сорока лет. Поэтому звали друг друга по именам. Дима был грек, Гена - русский, Миша – еврей и я, помесь двух основных наций. Хотя, если Татарское иго было на самом деле, то в моей крови, как и у всех, могло быть много чего намешано, за долгие предыдущие века. 
Договорились выехать рано, в шесть утра, собравшись у здания института.
Мне было проще всех, я жил в десяти минутах ходьбы пешком, и уже около шести был на месте. 
Все собрались почти вовремя.  Дима подъехал на своей «Копейке». Дружно сели и поехали. Время было сентябрьское. Солнышка из-за туч не было видно. Машин ещё мало. Мы быстро пересекли город, Александровку и через Александровский мост направились в сторону станицы Ольгинской.
Но как только мы свернули с трассы на Ольгинскую дорогу, машину «повело». Дима остановился и обнаружил спущенный «баллон». 
- Дима, «запаска» есть? - спросил Миша.
- А как же! – уверенно сказал Дима.
Он быстро вытащил «запаску», но за ней на привычном месте не обнаружилось домкрата.
- А где домкрат? – спросил Гена.
Дима непечатно выговорился, и объяснил, что вчера помогал перевозить соседу вещи, и освободил багажник от лишнего. Не было и баллонного ключа.
Решили останавливать проходящие машины. Время было раннее и машин почти не было. Точнее надо было «поймать» «Жигули», чтобы домкрат подошёл, а шли грузовики и «Волги», «Москвичи».  Минут через сорок остановился добрый водитель на «Семёрке».
Поменяли колесо быстро, но тут выяснилось, что запаска «пустая». Попросили насос.
- Нужно сделать двести качков, - сказал Дима, - поделим на всех по пятьдесят.
Насос был ручной. Сделали по пятьдесят качков, но этого оказалось очень мало. Понадобилось ещё триста пятьдесят. Все выдохлись.
Наш спаситель уехал, отказавшись от денег, предлагаемых Димой. А мы стали решать, ехать ли дальше. Всем уже казалось авантюрой ехать за полторы сотни километров  без запаски и инструментов. Решили вернуться и поехать завтра. Вернулись и пошли на работу.
Но снова выехать удалось только через день.
Дима опоздал почти на час. Он утром в своём гаражном беспорядке никак не мог найти насос и домкрат.
За город выехали молча. Чтобы не сглазить, решили ехать по другой дороге.
- Дима, а ты запаску отремонтировал? – вдруг спросил Гена.
- Да!
- Дима, а ты домкрат взял? – спросил Миша.
- Так я же сказал, что нашёл и домкрат и насос.
- А баллонный ключ? – спросил я.
- Да всё взял, все ключи на всякий случай.
- А на какой случай? – спросил Гена.
- Да отстаньте же вы от меня, взмолился Дима.
- А ты права взял? – спросил меня Дима
- Взял, а зачем?
- А на всякий случай…

И этот случай вскоре подвернулся. Мы не отъехали и сорока километров, как показалось большое придорожное кафе.
- Здесь вкусные пирожки, - сказал Дима, и свернул с трассы.
Я думал, что мы купим пирожки и поедем дальше, но вдруг выяснилось, что пришла пора позавтракать, и причём, плотно. Заказали по отбивной, салаты и пирожки с мясом и капустой. 
И для полноты впечатления Дима принёс из буфета бутылку водки. Её разлили на троих.
- Поведёшь машину дальше ты, - сказал мне Дима и заказал официанту ещё одну бутылку, которую они тоже одолели.
Вышли мы из кафе через час с небольшим, неся в пакете пирожки  и ещё две бутылки водки.
Я был удивлён таким началом, но возмущаться не было смысла. Хорошо, что Дима сам не сел за руль.
На чужой машине я ехал не торопясь, и часа через три мы были на месте. Хмель из них выветрился только наполовину. Встретивший нас директор совхоза не знал, как себя вести с нашей пьяной компанией. Поэтому, сославшись на дела, поручил завхозу накормить нас в совхозной столовой и разместить в гостинице, пообещав подробно обсудить дела на следующий день. Вероятно, он думал, что наша компания к утру протрезвеет.
Но все знали про две бутылки водки, поэтому заявили завхозу, что сначала надо обследовать объект, а потом устраиваться и обедать.
Завхоз показал нам, где у них столовая и мы зашли в совхозную гостиницу, где оставили лишние вещи и пошли смотреть объект – школу, где надо было запроектировать газовую котельную для отопления.
Здесь мы встретили директора школы, и каждый из нас выяснил свой объём работ и места для установки оборудования. Сделали необходимые замеры. На это ушёл час.
Тут уж мы и решили пообедать. Но сначала зашли в гостиницу, где «тройка» одолела бутылку водки. Зная, что я не пьющий, Дима налил мне тоже грамм сто. И ультимативно потребовал выпить. Я одолел половину. Обед в столовой удивил качеством и обилием еды.
Борщ с большим куском мяса, биточки с жареной картошкой и вкусный компот запомнились надолго…
После обеда всех разморило, и мы улеглись в гостинице спать. Было около пяти вечера.
Проснулись все в десятом часу вечера. Все хотели воды и горячего чая.  Но столовая закрылась в восемь вечера. У дежурной гостиницы нашли электрочайник. Запасливый Миша вытащил чайные пакетики, сахар и пряники. 
Но тут вспомнили про оставшиеся пирожки и бутылку водки.
Мне достался только один пирожок к чаю.
- А то закуски не хватит, - сказал Дима.
Эту бутылку они не допили… Уже сил не хватило…
Потом пили чай, курили и пошли спать…
Но я уснул раньше. Проснулся около часа ночи… Голова раскалывалась…  Выпил оставшуюся воду в чайнике… вышел на улицу… Холодный осенний воздух освежал… Но было сыро и я скоро стал замерзать…
К утру боль прошла, но голова была тяжёлой. Утром Дима с Мишей допили остатки водки, Гена отказался,  и мы пошли на завтрак.
В девять часов Гена, как самый солидный и трезвый из них беседовал с Директором совхоза. Тот подозрительно присматривался к нашей компании и, видимо думал, насколько серьёзно стоит относиться к нам. Думаю, что других вариантов у него не было, поэтому через пол часа мы получили от него напечатанную его секретарём и подписанную им заявку на проектирование…
Вскоре после этого мы выехали в обратный путь. За рулём был я. День был солнечный. Я уже освоился и до кафе с пирожками мы доехали быстрее, чем вчера от него до совхоза. Здесь мы снова остановились за пирожками. И снова решили поесть. Но когда Дима предложил выпить, Гена и Миша дружно отказались. Тогда было решено просто попить крепкого чаю с пирожками.
После чая Дима сам сел за руль, несмотря на все наши уговоры. Только когда показались дачи на левом берегу Ростова и Дима увидел пост ГАИ,  снова отдал руль мне. Вскоре мы были на месте.
Заказ принёс мне первый большой заработок. Это были непривычно большие для советского времени деньги. Близились девяностые годы…