Психопатии

Гадаев Алексей Вениаминович
Слово "психопат" не редко приходится слышать в людских ссорах и оно пронизано едким патологическим привкусом. По большей части неспециалист не сможет определить, действительно ли у человека врожденная или приобретенная патология характера - психопатия. Многие считают , что страдать и гневаться по пустякам может лишь больной человек. Но в явных случаях болезненность поведения, переживания видит и ребенок.
М.Бурно в своей книге "О характерах людей" утверждает, что психопатия - это врожденная или приобретенная патология характера в результате замедленного развития в первые три года жизни.
Патология в том смысле что, психопат серьёзно мешает жить себе и другим. Особенно часто встречается психопат со склонностью к сутяжничеству. Это значит что психопат своими поисками ложной справедливости мешает жить не только себе но и другим, особенно близким и родным.
Некоторые авторы отмечают, что психопатия может быть результатом воспитания в семье психопатов. Психопат - человек с патологическим характером. Он не вполне здоров, хотя и не душевнобольной. Практически разница заключается в том, что психопат , страдая от болезненных свойств характера, тем не менее способен, как правило руководить своими поступками и в случае, например "хулиганства" или преступления всегда признается вменяемым.
Процитируем понятие "психопатия" из полного энциклопедического справочника по психологии под редакцией Б.Мещерякова,В.Зинченко: "Психопатия (от греч. psyche - душа + pathos - страдание, болезнь) - аномалия характера человека, обычно обусловлена врожденной неполноценностью нервной системы. Основные нарушения при психопатии касаются эмоционально-волевой сферы. Для психопатов прежде всего характерны неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к возникновению депрессивных и навязчивых состояний и т.п. Психопатия может возникать у лиц, перенесших в молодом возрасте энцефалит, травмы головы, а также в результате неправильного воспитания"[584-585].
М.Бурно уточняет: существуют разные типы психопатов.
Одни психопаты отличаются взрывами гнев, склонностью к болезненно-жесткому двуличию, интригам. Они затрудняют жизнь прежде всего людям с которыми имеют дело, а затем уже страдают сами, например, вследствие служебного конфликта.
Другие психопаты мучаются прежде всего сами, например, из-за собственной болезненной застенчивости, нерешительности, чрезмерной склонности к тревожно-нравственному "самокопанию". Уже в следствие этого страдают их близкие.
Третьи в равной мере сами мучаются из-за своего характера и мучают других. Болезненность лежит чёткой печатью на всём жизненном пути психопата, проявляется почти в каждом его поступке.
Специалисты склонны рассматривать психопатов не как потенциальных делинквентов и преступников, а скорее как людей, подверженных поведенческим нарушениям. Но правда и то, что многие психопаты действуют преступным образом.
Роберт Хейр предлагает обстоятельный список характерных особенностей психопатической личности, демонстрирующей преступное поведение:
* проблемы с поведением в раннем возрасте (вспыльчивость и непослушание);
* раннее начало преступной жизни (в юношеском возрасте и даже раньше);
* внешний шарм и обаяние, за которыми скрываются грубость и безжалостность;
* непомерное чувство собственного достоинства;
* паразитический образ жизни ( существует за счёт других людей);
* потребность в постоянной эмоциональной встряске, склонность впадать в скуку;
* импульсивность, слабый поведенческий контроль;
* проявление патологической лжи, склонность к жульничеству и аферизму;
* поверхностность чувств (отсутствие глубокой привязанности к кому-нибудь или чему-нибудь;
* неумение раскаиваться или признавать собственную вину, безответственность;
*отсутствие реализма,долгосрочные невыполнимые цели[1,c.216-217]
Р.Карсон, Дж. Батчер, С. Минека в книге "Анормальная психология" отмечают: "К общей категории асоциальных и психопатических индивидов отнесены так же враждебные люди, склонные преобразовывать свои импульсы в безжалостное и часто бессмысленное насилие. В других случаях у асоциальных и психопатических индивидов наступают периоды надежности и они способны брать на себя ответственность и преследовать долгосрочные цели, но делают это неэтичными способами с полным безразличием к правам и благополучию других людей.
Полная клиническая картина особенностей психопатов и асоциальных личностей.
Недоразвитие чувства совести.
Психопаты не способны понять и принять этические ценности иначе, чем на вербальном уровне. Они с легкостью заявляют о своей приверженности высоким моральным стандартам, что никак не связано с их поведением. можно сказать, что их совесть находится в зачаточном состоянии либо отсутствует вообще, при этом интеллектуальное развитие, как правило, не страдает. Тем не менее интеллект является чертой, которая по-разному соотносится с двумя аспектами психопатии.
Первый аспект, связанный с эгоистическими, бессердечными и эксплуатирующими чертами личности, в целом никак не соотносится с интеллектом.
Однако второй аспект, связанный с длительным асоциальным поведением, соотносится с ним негативно, по крайней мере, среди детей с нарушением поведения и психопатов-преступников(Carey&Goldman,1997).
Когда психопаты напряжены или сталкиваются с проблемами, они склонны их "вымещать" вместо того чтобы перетерпеть. Явное отсутствие у них тревоги и чувства вины в сочетании с показной искренностью и откровенностью может позволять им избегать подозрений и разоблачения в случаях воровства и других незаконных деяний. Они часто презирают "лохов" - людей, которых им удается обвести вокруг пальца.
Безответственное поведение.
Психопатам свойственно безжалостно попирать чужие права, потребности и благополучие. Они приучились не зарабатывать, а брать, что им нужно. Являясь любителями острых ощущений и девиантного, нетрадиционного поведения, они часто преступают закон под влиянием минутного настроения, не заботясь о последствиях. Такие люди редко отказываются от сиюминутного удовольствия ради будущей выгоды и долгосрочных целей. Они живут настоящим, не задумываясь о прошлом и будущем.
Отрицание авторитетов.
Психопаты ведут себя так, словно социальные правила их не касаются: они не соблюдают правила игры. Они конфликтуют с преподавателями и правоохранительными структурами. Невзирая на неприятности, в которые они попадают, и наказания, которым могут подвергнуться, такие люди продолжают вести себя так, будто они надежно защищены от последствий своих поступков.
Способность привлекать и эксплуатировать окружающих.
Психопаты часто милы и обаятельны, они ведут себя в обезоруживающей манере, которая позволяет им легко обзаводиться друзьями. У них, как правило, хорошее чувство юмор и оптимистический взгляд на вещи. Часто оказываясь лжецами, они, однако, кажутся искренне огорченными, когда их ловят на лжи, и обещают исправиться, но никогда не сдерживают обещаний. Они хорошо понимают нужды и слабости окружающих, эксплуатируя их. Многие психопаты участвуют, например, в мошеннических торговых операциях, используя свое обаяние и уверенность при вдохновении других на "легкие заработки". Им часто удается убедить окружающих, а также себя в своей невиновности.
Неспособность поддерживать добрые отношения.
Несмотря на своё изначальное умение заручаться симпатией и дружбой других людей, психопаты редко способны поддерживать тесные дружеские отношения. Будучи безответственными и эгоцентричными, они, как правило, циничны. бесчувственны, неблагодарны и безжалостны в своих поступках. Например, им непонятны любовные переживания других людей, они не способны отвечать любовью на любовь. Психопаты представляют угрозу не только для случайных знакомых, но и для друзей и близких. Для них характерно проявление насилия по отношению к домашним. Склонные к манипулированию, эксплуатации в сексуальных связях, психопаты являются безответственными и вероломными супругами. Хотя они часто обещают измениться, но редко сдерживают обещание[2,c.591-598].

Диссоциальное расстройство личности (психопатия) характеризуется игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности.

Психопаты равнодушны к чувствам других, менее эмоциональны и более зациклены на своих потребностях, чем обычные люди. Они неспособны поддерживать отношения и испытывать чувство вины, а также извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания. В своих бедах они склонны винить других и давать благовидные объяснения асоциальному поведению.
Литература:
1. Бурно М.Е. О характерах людей. М: Академический Проект; Фонд "Мир", 2008.
2. Р.Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. Анормальная психология. СПб.:Питер,2004.

Психопатия - диссоциальное расстройство личности
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Диссоциальное расстройство личности
МКБ-10
F60.2
МКБ-9
301.7
MedlinePlus
000921
Диссоциальное расстройство личности (также Антисоциальное расстройство личности; Социопатия; устар. Антисоциальная психопатия; устар. Гебоидная психопатия;; устар.Психопатия) — расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности.
Диагноз
МКБ-10
Личностное расстройство, обычно обращающее на себя внимание грубым несоответствием между поведением и господствующими социальными нормами, характеризующееся следующим (диагностируется, при наличии общих диагностических критериев расстройства личности, по трём и более критериям):
• А) бессердечное равнодушие к чувствам других;
• Б) грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;
• В) неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении;
• Г) крайне низкая способность выдерживать фрустрацию, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие;
• Д) неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания;
• Е) выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.
В качестве дополнительного признака может иметь место постоянная раздражительность. В детском и подростковом возрасте подтверждением диагноза может служить расстройство поведения, хотя оно и необязательно.
Примечание: Для этого расстройства рекомендуется учитывать соотношение культурных норм и региональных социальных условий для определения правил и обязанностей, которые игнорируются пациентом.
Включаются:
• социопатическое расстройство;
• социопатическая личность;
• аморальная личность;
• асоциальная личность;
• антисоциальное расстройство;
• антисоциальная личность;
• психопатическое расстройство личности.
Исключаются:
• расстройства поведения (F91.х);
• эмоционально неустойчивое расстройство личности (F60.3-).[1]
DSM-IV
Для диагностирования необходимо, кроме общих критериев расстройства личности, наличие трёх и более из нижеперечисленных пунктов:
1. Неспособность соответствовать социальным нормам, уважать законы, проявляющееся в систематическом их нарушении, приводящем к арестам;
2. Лицемерие, проявляющееся в частой лжи, использовании псевдонимов, или обмане окружающих с целью извлечения выгоды;
3. Импульсивность или неспособность планировать наперёд;
4. Раздражительность и агрессивность, проявляющиеся в частых драках или других физических столкновениях;
5. Рискованность, без учёта безопасности для себя и окружающих;
6. Последовательная безответственность, проявляющаяся в повторяющейся неспособности выдерживать определённый режим работы, или выполнять финансовые обязательства;
7. Отсутствие сожалений, проявляющееся в рационализации или безразличном отношении к причинению вреда другим, дурного обращения с другими, или воровства у других людей.
Антисоциальное поведение не должно быть отмечено только в течение эпизода шизофрении или мании.[2]
Описания различными авторами
Пётр Борисович Ганнушкин
В работах Петра Борисовича Ганнушкина о конституциональных психопатиях аналогом диссоциального расстройства личности выступает «антисоциальная психопатия». [3]
Мак-Вильямс
В работах Нэнси Мак-Вильямс диссоциальное расстройство личности описывается в рамках понятия «психопатическая личность» и его синонима «антисоциальная личность». Мак-Вильямс описывает данное расстройство личности как основанное на глубинной неспособности (или крайне ослабленной способности) формировать привязанности к другим людям, начиная с собственных родителей и заканчивая собственными детьми. С её точки зрения социопат не видит привязанностей и между другими людьми, и интерпретирует их взаимоотношения исключительно как взаимную манипуляцию. В соответствии со своим восприятием общества, социопат строит и свои отношения с окружающими людьми: на манипуляциях, ради удовлетворения собственных желаний. Так как привязанностей у социопата нет, чужие потребности и желания для него не имеют никакой ценности и он действует ориентируясь только на свои собственные. Так как он не ожидает, что кто-то будет учитывать его собственные потребности, единственный долгосрочный план по обеспечению безопасного сосуществования с обществом, который он может выстроить — это «заставить всех его слушаться». От окружающих социопат ожидает того же, и, как следствие, не видит долговременной пользы от соблюдения социальных норм, в том числе и юридически закреплённых — общественные нормы и нормы морали воспринимаются антисоциальным психопатом как средства принуждения и манипуляции. Социопаты не смущаясь лгут и совершают противоправные действия. В большинстве случаев ими движет своя собственная выгода/невыгода, но лишь в краткосрочном плане. Действуют импульсивно и не склонны к планированию. Ограничения свободы и исполнения их желаний воспринимают тяжело, стараются препятствовать этому доступными им методами, в основном с помощью угроз или применения физической силы. Отказ от применения силовых методов воспринимают как слабость. Могут некоторое время производить крайне положительное впечатление, чтобы, впоследствии, использовать его для своей выгоды. Не испытывают угрызений совести, а точнее не обладают совестью или обладают ей в крайне недоразвитой форме (развитие совести непосредственно связано с формированием чувства привязанности).
Важно понимать, что такие люди вполне «понимают» социальные нормы, но игнорируют их. Они способны взаимодействовать с обществом по его правилам, но не испытывают потребности в этом, и плохо контролируют собственную импульсивность.[4]
Роберт Д. Хаэр
Доктор философии по экспериментальной психологии, известный исследователь в области криминальной психологии, Роберт Д. Хаэр (англ.)русск. использует в своих работах слово «психопат» для обозначения людей с данным типом расстройства личности.[5]
Сопутствующие проблемы
Антисоциальные психопаты нетерпеливы и раздражительны. Им тяжело произвольно удерживать внимание на чём-то одном, как следствие имеют значительные трудности с обучением, не склонны к систематическому труду. Могут часто критиковать других, но никогда — себя; предпочитают списывать свои ошибки на обстоятельства и окружающих. Социопаты также, зачастую, не отдают себе отчёт в своих эмоциях, особенно негативных, и как бы не испытывают их. Это связано с тем, что у них сильно развито «отреагирование».
Черты личности антисоциальных психопатов часто приводят их к совершению преступлений, и, как следствие, к пребыванию втюрьме, однако они никогда не сожалеют о совершении преступления, а только о том, что попались на этом. Также могут самореализовываться в качестве лидеров сект, преступных и мошеннических групп. Нередко становятся наркоманами или злоупотребляют алкоголем, но не столько потому, что избегают реальности, сколько потому, что потворствуют своим желаниям.
Этиология и патогенез
см. этиология и патогенез
Причины до настоящего времени достоверно не выявлены. Существуют диаметрально противоположные точки зрения, согласно одной из которых социопатия является наследственным заболеванием или следствием генетического дефекта (возможно мутации), согласно другой — причины развития социопатии у индивида лежат исключительно в проблемахвоспитания и социальной среды. Большинство психологов занимает по этому вопросу промежуточную позицию, склоняясь, в зависимости от своих убеждений, в ту или иную сторону. Существенное влияние может оказать наличие сопутствующих психических расстройств (психозы, шизофрения, олигофрения), а также наличие в анамнезе черепно-мозговых травм.
Терапия
Практически никогда самостоятельно не приходят к психотерапевтам и практически не способны формировать критически важный для многих терапий (прежде всего психоаналитической) рабочий альянс с терапевтом. Однако, порой ощущают, что отношения других людей, по-видимому, построены на иных принципах, чем у них, и как следствие — нехватку в себе чего-то важного, что в конце концов может привести их на сеанс к психологу[4].
Расстройства личности по МКБ-10
(F60.0) Параноидное • (F60.1) Шизоидное • (F60.2) Диссоциальное (антисоциальное) • (F60.3) Эмоционально неустойчивое • (F60.4) Истерическое • (F60.5) Ананкастное • (F60.6) Тревожное (уклоняющееся) • (F60.7) Зависимое • (F60.8) Эксцентричное • (F60.8) Расторможенное • (F60.8) Инфантильное • (F60.8) Нарциссическое • (F60.8) Пассивно-агрессивное • (F60.8) Психоневротическое

Психопат
Материал из http://www.psychologos.ru/articles/view/psihopat
Психопат - житейское понятие, не путать с Психопатией.
Психопатом называют человека с буйным, неадекватным и непредсказуемым поведением, от которого всем окружающим плохо. Человек с очень трудным, плохим характером. Дикий человек без культуры. Как правило, речь идет о явных акцентуациях характера.
В отличие от невротика, которому всегда плохо, психопату с собой может быть не плохо. Плохо окружающим с ним.
В отличие от хулигана, который причиняет окружающим неприятности, но контролировать себя может, психопат себя не контролирует - не может.
В отличие от невоспитанного человека, который причиняет окружающим неприятности, но может быть обучен и воспитуем, психопат обучению и воспитанию не поддается.
Акцентуация характера - за рамки нормы выходит совсем немного. Психопат - за рамки выходит уже серьезно, но это еще не психическое заболевание. Следующая ступенька -психопатия (расстройство личности), уже область психиатрии.

Психопатия
В.Б.Шапарь. Новейший Психологический словарь.
Психопатия (психо...греч. pathos - страдание) - характерологические особенности личности (становление которых происходит с начала её формирования), выражающиеся в нарушении взаимоотношения её волевых и чувственных свойств при относительной сохранности интеллекта. Такое нарушение препятствует страдающим психопатией приспособляться к внешней среде.
Психопатии возникают как вследствие:
1. заболевания - травмы головного мозга, инфекции, интоксикации, психической травмы и т.п.
2. врожденной неполноценности нервной системы, вызванной факторами наследственности, вредными воздействиями на плод, родовой травмой и т.п.
По преобладанию определенных черт психического склада личности выделяют различные клинические типы психопатов, в ом числе: астенические, психастенические, возбудимые, паранойяльные, истерические и др.
степень выраженности психопатии во взрослом возрасте зависит от условий воспитания и влиянии среды. Их проявления разнообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, принято выделять такие классические типы психопатии (П.Б.Ганнушкин):
1) цилоиды, основой признак которых - постоянная смена настроения с колебаниями цикла от часов до месяцев;
2) шизоиды,для которых характерны уход от контактов, замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии, угловатость движений;
3) эпилептоиды, чей основной признак крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпеливость, упрямство, обидчивость. жестокость. склонность к скандалам;
4) астеники,которым свойственна повышенная впечатлительность, психическая возбудимость.сочетающаяся с быстрой посещаемостью, раздражительность, нерешительность;
5) психоастеники - тревожные, неуверенные в себе, склонные к постоянным раздумьям, патологическим сомненьям;
6) психопаты паранойяльные - склонны к образованию сверхценных идей, упрямы, эгоистичны, отличаются отсутствием сомнений, уверенностью в себе и завышенной самооценкой;
7) психопаты истерические - характеризуются обратить на себя внимание окружающих, причем оценка ими реальных событий всегда искажена в благоприятную для них сторону;
8) психопаты неустойчивые - основные признаки: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих;
9) психопаты органические - отличаются врожденной умственной ограниченностью, могут хорошо учиться, но беспомощны, когда нужно применить знания или проявить инициативу; умеют "держать себя в обществе", но банальны в суждениях[с.506-508].
Литература:
1. Шапарь В.Б. Новейший Психологический словарь

Психопатическая личность
В Психологической энциклопедии под ред. Р.Косини и А. Ауэрбаха записано: "Моральные и деятельные принципы разума сильно извращены или испорчены, власть над собой утрачена или ограничена и индивидуум не способен говорить и рассуждать о каком-либо предложенном ему предмете, а также вести себя с приличием и пристойностью в жизненных делах". Так английский психиатр Дж.Причард определил понятие "морального помешательства". Та же самая идея заложена в описании manie sans delire данном отцом французской психиатрии Филиппом Пинелем. Первый американский психиатр Бенжамин Раш писал о лицах,одержимых "врожденной противоестественной моральной испорченностью". Эмиль Крепелин использовал термин "психопатическая личность".
Семейство расстройств
Проблему составляет понимание того, почему неглупый и рационально мыслящий человек может вовлекаться в антисоциальное поведение, невзирая на риск наказания, который заглушит большинство таких побуждений у нормального индивидуума. Определяемая в целом, психопатическая личность может рассматриваться как семейство расстройств, в которые входят род диссоциальных психопатов - состоит из лиц, которые "не демонстрируют каких-либо значимых личностных отклонений, за исключением тех, что обусловлены приверженностью ценностным ориентациям или кодексу их собственной хищнической , преступной или иной социальной группы".
Второй род, невротический характер,у обладателей которого антисоциальное поведение представляет собой отреагирование невротического конфликта или проявление бессознательной потребности в наказании.
Третий род включает виды органической дисфункции или анормальности (порока). Некоторые патологические импульсивные индивидуумы имеют специфический дефект контроля побуждений. Некоторые дети с гиперактивным расстройством вырастая, становятся импульсивными психопатами. У других лиц имеется тиранический сексуальный голод, или эксплозивные неконтролируемые вспышки ярости, или эпизоды удовлетворения агрессивных и сексуальных инстинктов по типу "короткого замыкания".
Первичный психопат
Психопат по Харни Клекли, "не являясь глубоко злонамеренным, легко несет бедствие в каждой руке". Эти лица могут иметь высокий уровень интеллекта, они часто производят впечатление обаятельных, чему, несомненно, во многом способствует отсутствие нервозности и иных невротических проявлений. Но они фундаментально ненадёжны, для них ничего не значит истина, они не способны на настоящую любовь и эмоциональную привязанность. Это антисоциальное поведение часто выглядит неадекватно мотивированным, такие индивидуумы часто идут на неоправданный риск, демонстрируют низкую способность к умозаключениям и безразличие к наказаниям, основывающееся на неумении учиться на негативном опыте. Они не испытывают истинных угрызений совести или стыда, часто прибегают к ра2ионализации при оценке своего поведения или проецируют вину на других. У них имеет место "специфическая утрата проницательности", то есть неспособность оценивать, какие чувства они вызывают у окружающих, или предвидеть их реакцию на своё возмутительное поведение. В тех из четырех случаев - лица мужского пола.
Клекли был убежден, что этот синдром является следствием какого-то глубокого, и вероятно, конституционального дефекта, повлекшего за собой не способность к переживанию нормального эффективного сопровождения жизненного опыта. Психопат просто может быть неспособен испытывать нормальное чувство вины, угрызений совести, боязливого ожидания возможной опасности или теплой привязанности. Этот тип психопата отличается от других всего лишь низким IQ тревоги. Все млекопитающие могут испытывать страх и могут научиться ассоциировать тревогу с импульсами, подвергающимися наказанию или другими стимулами, сигнализирующими об опасности. Люди с высокой по сравнению с другими способностью к формированию норефлектороной реакцией страха, имеют высокий IQ тревоги. Срах и его союзники (стыд, вина и замешательство) в значительной мере ответственны за то, чтобы помешать большинству из нас время от времени совершать некоторые неприемлемые поступки, характерные для антисоциального поведения психопата [c. 699-700].

Психопатия: причины и диагноз
Материал Причины психопатии
Психопатия является результатом нарушением процесса формирования личности, неправильного воспитания и усиления акцентуации. Следует иметь в виду, что поведение при психопатии может вызвать целый ряд поражающих факторов и заболеваний, начиная от внутриутробных повреждений мозга и кончая шизофренией. Такие состояния принято называть психопатоподобные. Любой повреждающий фактор, действующий на центральную нервную систему, может в том или ином проценте случаев приводить к психопатоподобному поведению. Существует понятие (не общепринятое), как патологическое развитие личности, под которым подразумевается, что характер изменяется под влиянием социальных факторов. Следует отметить, что, тогда как ядерная психопатия динамики не имеет, психопатоподобное поведение может иметь динамику: от невроза, к невротическому и патологическому развитию. Сформированное патологическое развитие личности ничем по сути не отличается от форм ядерной психопатии.
Следует так же заметить, что сам термин «психопатия» устарел. В психиатрии, как и в патопсихологии, используется термин - «расстройство личности», что больше соответствует психическому состоянию, о котором идет речь
Диагноз
Болезнь представляет собой динамический процесс, имеющий возникновение, течение и исход, в то время как психопатия — это наследственно обусловленный признак человека, который в течение жизни не имеет динамики. Другое радикальное отличие психопатии от заболевания — это критерий постановки этого диагноза. В отличие от заболевания, при определении которого главным критерием выступает биологический, главным критерием (признаком) психопатии является социальный феномен (изменённый характер приводит к дезадаптивному в данном обществе поведению).
От психоза психопатия отличается отсутствием галлюцинаций, особых расстройств сознания, бреда, психопатии не свойственно течение болезни.
Степени выраженности психопатий
• Умеренная — компенсаторные механизмы достаточно выражены и могут быть продолжительными, срывы могут быть пропорциональны психической травме, декомпенсация, заострение психопатических черт характера и поведения.
• Выраженная — компенсаторные возможности нестойки, декомпенсация — от незначительных поводов психические травмы, трудные жизненные ситуации, неполная и нестойкая социальная адаптация.
• Тяжёлая — компенсаторные механизмы выражены слабо, непродолжительны, высокая декомпенсация, могут достигать уровня психозов.
Акцентуация характера и психопатия
Критерии (называются Критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова), которые позволяют оценить степень выраженности характера и решить, насколько это еще норма или уже патология:
1. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. "Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».
2. Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, акцентуации проявляются не всегда и не везде, то это не патология, не психопатия.
3. Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Если же особенности характера не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, тем более, если даже способствуют адаптации - это акцентуация, а не психопатия
В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается. Второй признак — тотальность — также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия. (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.
Если черта характера зашкаливает так, что постоянно мешает жить и тебе, и другим, - это психопатия, или расстройство личности. Это область психиатрии.
Менее выраженные случаи называются Акцентуация характера. Тут черта характера может быть не так ярко выражена, как при психопатии, она больше мешает жить самому человеку, чем окружающим, но все же бросается в глаза, расценивается людьми как особенность или даже как странность. Явная акцентуация в быту называется - Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности).
Такое разграничение неточно, приблизительно, тут нет четких границ. И все же если какой-то человек готов наступить «на горло собственной песне», чтобы достичь своей заветной цели и стать лидером в городе или стране или знаменитостью на подмостках, то мы скажем, что это паранойяльный рисунок личности. А если некто наступает на горло своим друзьям, детям, жене, заставляя их работать на то, чтобы он стал лидером, то это уже паранойяльная акцентуация. А когда кто-то уже идет по судьбам многих людей, превращая их в средство, в «тесто» свирепой истории, - тут явная паранойяльная психопатия. Но еще раз: все это очень приблизительно, и можно легко ошибиться. Грани подвижны. Рисунок личности - это психотип в норме, психопат - это психопатический психотип. Акцентуация - посредине.
Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
Автор - педагог-психолог Гамбаров В.С.
Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, то такие дети, как правило, ока-зываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выпол¬няют учебных заданий, вступают в конфликты с товари¬щами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убега¬ют из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.
Несмотря на то, что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодоле¬вать препятствий.
Все эти компоненты, т. е. сохранность интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности; сохранность элементарных эмоциональных образований при недораз¬витии более сложных форм эмоционально-волевой сферы и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из нарушения ядра его личнос¬ти. Степень выраженности дефекта бывает различной, но его структура всегда остается единой.
В коррекционно-педагогической работе с такими деть¬ми необходимо обратить особое внимание на правильную организацию процесса первоначального обучения. Этих детей не затрудняет усвоение чтения, письма и счета, но они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят нача¬той работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшли¬во. Следовательно, самое главное при обучении детей с органической психопатией — настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Сначала можно да¬вать детям облегченные задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.
В ходе коррекционно-педагогической работы очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность существен¬но затруднит дальнейшую работу с такими детьми- Коррекционно-воспитательные мероприятия с детьми данной группы должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения ана¬лизировать и правильно оценивать свои поступки. Учи¬тывая, что эти дети недостаточно владеют своим поведе¬нием, проявляют неустойчивость, внушаемы и легко по¬падают под негативное влияние, педагогу необходимо по¬стоянно ставить их в условия строго организованного ре¬жима и не выпускать из поля зрения. В работе с такими детьми очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они легко возбудимы, часто раздражаются и до¬ходят до аффективной вспышки по самому незначитель¬ному поводу. При этом педагогу необходимо помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую - либо другую деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как наказание может только усилить возбуждение.
В ходе коррекционно-педагогической работы с психо¬патическими детьми педагогу очень важно поддерживать тесную связь с родителями школьников, чтобы обеспе¬чить единый подход к их обучению и воспитанию. Кроме того, родители могут оказать существенную помощь пе¬дагогу в его работе.
Важен также контакт с врачом-психоневрологом для использования в случае необходимости лечебных мероп¬риятий.
Также выделяют группу детей с так называемой конституциональной психопатией. Этиологи¬ческим фактором этой психопатии является патологичес¬кая наследственность. Так, в семьях, где имеются случаи эпилепсии, встречаются психопатические личности с эпилептоидными чертами характера. Основные особенности данной группы — вязкость и тугоподвижность эмоцио¬нальных проявлений. Для эпилептоидов характерны застревания на переживаниях, угрюмость, подозрительность, недовольство, склонность к резким аффективным вспыш¬кам, мстительность, злобность, скупость и жадность. Ко-нечно, эти симптомы не всегда встречаются сразу у одно¬го лица, и степень выраженности этих проявлений может быть различной. У людей с эпилептоидной психопатией есть много положительных черт: хорошая работоспособность, тщательность в выполнении заданий, целенаправ¬ленность, умение сосредоточиться на работе и преодоле¬вать трудности.
Развитие детей с эпилептоидной психопатией имеет свои закономерности. Уже в раннем детстве у них появ¬ляется повышенная раздражительность, причем она бы¬вает длительной и плохо переключаема. В дошкольном возрасте у таких детей нарастает аффективное напряже¬ние, выражающееся в «застревании» на своих пережива¬ниях, действиях. В школьном возрасте из сочетания этих особенностей формируется ряд вторичных характероло¬гических черт, как положительных, так и отрицатель¬ных. С одной стороны, эти дети целенаправленны в своей деятельности, аккуратны и педантичны при выполнении заданий, продуктивны в работе, активны. С другой сторо¬ны, они злопамятны, мстительны, скупы, склонны к аф¬фективным вспышкам. В переходном возрасте к этому добавляется неустойчивое настроение, замкнутость, по¬дозрительность, недоверчивость к окружающим.
Патологические черты характера у этих детей форми¬руются постепенно и возникают лишь на определенных этапах развития. Своевременное коррекционно-педагогическое воздействие может значительно смягчить особен¬ности характера детей с эпилептоидной психопатией. И чем раньше будет начата коррекционно-воспитательная работа, тем большего эффекта можно добиться. Главным в этой коррекционно-воспитательной работе должно быть стремление преодолеть имеющуюся у этих детей склон¬ность к «застреванию» на своих переживаниях. Для это¬го нужно включать их в различные виды деятельности и оказывать необходимую помощь в процессе ее выполне¬ния. При проявлении упрямства, негативизма, озлоблен¬ности педагогу не следует авторитарно воздействовать на ребенка. Лучше всего переключить его на какую-либо де¬ятельность, с которой он хорошо справляется. Поскольку у таких детей наблюдается некоторая замедленность мыш¬ления, целесообразно в процессе дополнительных занятий предварительно пройти с ребенком учебный матери¬ал. Их следует привлекать к общественно полезной круж¬ковой работе. Особенно благоприятно на воспитание этих детей действует труд, поэтому очень важно включать их в различные виды трудовой деятельности. При аффектив¬ном возбуждении, которое может проявиться в неблагоп-риятных условиях, ребенка лучше всего изолировать, то есть поместить в спокойную обстановку, и дать по пред¬писанию врача необходимые лечебные средства, снижаю¬щие возбуждение.
Недоверчивость и раздражительность, повышенная обидчивость этих детей часто приводят к появлению враж¬дебного отношения не только к товарищам, но и к педа¬гогу. Поэтому очень важно установить хороший контакт с ребенком, убедить его в том, что педагог старается ему помочь. Индивидуальный подход к этим детям с учетом особенностей их характера обычно дает положительные результаты.
Для детей с истерической психопатией наиболее харак¬терен эгоцентризм. Они склонны к хвастовству и приукра¬шиванию своих качеств, стремятся выставить свою лич¬ность на первый план. Эти качества обычно сочетаются с повышенной внушаемостью, нестойкостью эмоциональных проявлений, неустойчивостью настроения. Уже в дошколь-ном возрасте дети с истерическими чертами конфликтуют со сверстниками, капризничают, они раздражительны, не всегда послушны, склонны к истерическим реакциям — бросаются на пол, плачут, стучат ногами, всячески стара¬ясь настоять на своем. В школьном возрасте к проявлениям эгоцентризма у этих детей присоединяется неусидчи¬вость в работе, неумение доводить начатое дело до конца.
Коррекционно-воспитательную работу с детьми, име¬ющими истерические черты характера, нужно начинать с того момента, когда эти черты будут замечены. Нередко истерические черты характера у ребенка формируются в семье, где родители часто не только не противодействуют проявлениям эгоцентризма у ребенка, а наоборот уступа¬ют ему во всем, потакают его капризам. Такой подход очень вреден для этих детей.
Для истеричных детей очень полезно пребывание в детском коллективе, поскольку в ходе игры со сверстни¬ками им приходится подавлять свои эгоистические тен¬денции.
Коррекционно-воспитательную работу необ¬ходимо строить с учетом их полноценного интеллекта и положительных качеств личности этих детей. В первую очередь необходимо выявить его склонности и способнос¬ти, поддерживать их и на этой основе строить работу по перевоспитанию личности ребенка. Необходимо помочь такому ребенку, опираясь на его положительные черты, занять определенное положение в детском коллективе, сформировать положительное отношение к нему со сторо¬ны товарищей.
Для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно соблюдать единство требований в работе и общении с детьми как в детском саду, так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени.
Основные требования к родителям такие:
- не изнеживать ребенка;
- не воевать с ребенком;
- не капитулировать перед ребенком.
Родителям следует создать в семье условия для спокойствия и сдержанности ребенка. Желательно родителям поучиться видеть себя, свое поведение как бы со стороны. Детям можно разрешить смотреть по телевизору только детские мультфильмы, не более 30 минут в день.