В шахматном царстве, ферзевом государстве

Лариса Студеникина
     В коллекции восточных рукописей библиотеки имени Н.И. Лобачевского хранится редчайший сборник древних текстов, собранный казанским педагогом-библиографом Г. Галеевым-Баруди, который привез эту рукопись во второй половине XIX века из Средней Азии. С тех пор и до настоящего времени ни одно из содержащихся в нем сочинений не публиковалось и не исследовалось. Некоторые рукописи в  XX веке были переведены на русский язык, и благодаря этому весь мир узнал об истории возникновения самых загадочных в мире шахматных сражений. 

     Появление шахмат историки относят к эпохе оживленных религиозных споров о причинах успехов и неудач в построении цивилизованного общества. Одна группа религий рассуждала о том, что движение рабов божьих и их действия, а также их участь,  состояние, счастье, изобилие,  успех, неудачи, - все это будто бы происходит вынужденно и что этому всему есть внешняя причина, не зависящая ни от них самих, ни от их силы. Это она дает победу и лишает ее. Другая группа утверждала, - все то, что постигает людей в их действиях и стремлениях, будь то счастье или разочарование, - происходит благодаря их  выбору и их благоразумию. Бедственные же состояния  постигают человека от плохого выбора или вследствие его собственных упущений.

     Особенно много спорили по этому поводу мусульманские богословы. Шахматам пришлось выдержать жестокий бой за существование, прежде чем они распространились по халифату, но именно шахматы научили человечество считать, то есть, «двигаться по разрядам», принимая жизненно важные решения и предопределяя их исход. Ревнители веры пытались показать, что шахматы – это игра, что она не угодна Аллаху, как игра в нарды и кости, и что она должна быть запрещена. Несмотря на это, люди использовали шахматные модели, имитируя свои реальные ситуации, с целью найти нужное решение.  В арабских рукописях начала VIII века упоминается имя искусного и проницательного Саида Бен Джубейра, который, несмотря на запреты, садился за шахматы, повернувшись к ним спиной, считая, вероятно, что так меньше будет его вина перед Аллахом.

     Что же влекло человеческий разум к фигурам на шахматной доске? Современные шахматисты единодушны во мнении, что шахматы представляют собой одновременно науку, искусство и спорт. Об игре не было и речи, когда арабский философ 11 века Ар-Рагиб в своем трактате «Этика шахмат» решил показать всему миру, как, овладевая орудиями и линиями противника, побеждает ни в чем не сведущий и наиболее слабый. Согласно его трактату, для ведения шахматной партии необходимо противостояние двух ее участников, владеющих равными орудиями вместо силы – фигурами на шахматной доске. Подобно природе, вся сила шахматной партии заложена в ее законах, и человек не устанавливает новых законов,  а лишь использует свободу выбора для создания условий исполнения законов шахматной партии. Утверждая, что в шахматах применимы те же правила, что и в жизни, Ар-Рагиб определяет характерную черту шахматиста: «берет чужое и крепко защищает свое».

     Загадочность шахмат обусловлена отчасти геометрическими свойствами шахматной доски. Дело в том, что кратчайшее расстояние на шахматной доске измеряется не обязательно по прямой. Например, путь короля h8 до h2 занимает 6 ходов, как при прямолинейном движении, так и при зигзагообразном. Конь проделывает тот же путь за столько же ходов, несмотря на свой нелинейный ход. Вопрос лишь в том, успеет ли король (или конь) догнать фигуру противника, иначе говоря, «выиграть темп». Иногда ему в этом помогают другие, и не только свои, но и «чужие» фигуры. Например, если черные "пропускают" ход, решающий для белых в данной позиции, они помогают белым выиграть темп.

     Современная теория игр относит шахматы к разряду конечных игр с полной информацией, несмотря на утверждение Ар-Рагиба о том, что любая шахматная партия может быть перенесена на реально действующих лиц. С точки зрения шахматной модели  выбор хода – и есть принятие решения в сложной жизненной ситуации. В жизни же, человек, оказавшийся в трудной ситуации, иногда предпочитает не выбирать вообще никаких ходов, чтобы избежать еще большего вреда. Вовлеченный в начало «шахматной партии» человек ощущает, что обширное количество его ежедневных поступков начинает укладываться в самое настоящее «ветвящееся дерево». Тогда «выход из игры» символизировал бы поступок, выходящий за пределы «дерева». Но в шахматной партии не предусмотрен пропуск хода, в отличие от ошибочных ходов.

     Несмотря на то, что число вариантов даже одной партии в шахматах необозримо велико, и на то, что в каждом положении существует лучший ход, не обязательно единственный,  исход игры в любой ситуации предопределен. Последовательность лучших ходов приводит к однозначному результату. Поскольку число шахматных ходов конечно, любая шахматная позиция через конечное число ходов приводит к заключительной позиции. Доказательство этого было приведено итальянским математиком Цемерло в 1913 году.
 
     По мнению известного шахматиста Анатолия Карпова, «шахматы представляют собой удобную модель большой системы». Существует даже такое понятие положения двух королей, как «геометрическая оппозиция», которая означает, что два противоборствующих короля находятся на одной линии, и их разделяет нечетное число полей (поскольку оппозиция подразумевает поочередность ходов). Если поле одно, то оппозицию называют ближней, если три или пять – дальней. При королях на одной вертикали, горизонтали, диагонали, оппозицию называют соответственно – вертикальной, горизонтальной, диагональной. Для определения опасности оппозиции достаточно вычислить число полей между королями. Король, владеющий оппозицией, обычно выигрывает или делает «ничью». «Ахиллесова пята» для одного из королей – отсутствие возможности занять соответствующее поле.

     Одну ситуацию не могут одолеть шахматы – положение авангарда. Все игроки не могут находиться в авангарде, а только победитель. Однако, позицию авангарда сохраняет и не вступивший в игру, и, следовательно, не "согласившийся" хотя бы на одну смерть (из двух игроков победителем оказывается один, из трёх - один).

      …В середине прошлого столетия появилась так называемая «шахматная живопись». Шахматные «художники» выбирали одну из фигур, например, коня, и в продолжении одной партии проводили его по маршруту, образующему «цветок» или «вазу». Один из приемов шахматной живописи заключался в том, чтобы начальная или заключительная расстановка фигур, или сам ход решения, изображали какой-либо «рисунок» - крест, лестницу, змейку… Американский шахматист С. Лойд представил публике «кошку». Как только «кошка» полностью перемещалась по шахматной доске на один шаг,  для решения одной и той же задачи  требовались совершенно разные действия шахматных фигур, и решения в результате становились абсолютно не похожими!

     Шахматные «живописцы» даже праздники запечатлели "картинками" на шахматной доске, посвятив Новому году, 8 марта, 1 мая немало остроумных шахматных задач. Первую «картинку» опубликовал в 1824 году русский шахматист А. Петров, она была посвящена событию победы России в Отечественной войне 1812 года и называлась «Бегство Наполеона из Москвы в Париж». Поле a1 – Москва, поле h8 – Париж, диагональ a8 – h1 – река Березина, на которой была окончательно разгромлена французская армия.