Чунга-Чанга песенки поет. Часть II

Георг Мурманн
«Не ходите дети в Африку гулять!»
В Африке бациллы, эбола и спид,
«Злые крокодилы» и даже геноцид…


Часть вторая, задумчивая…

Маски, как, впрочем, и деревянные фигуры людей, птиц и животных, напрямую ассоциируются с Африкой. У меня даже есть одна, изображающая птицу, похожую на ибиса, клюющую в лоб голову, напоминающую человеческую, но увенчанную рогами Газели Кювье, причем маска сделана не для туристов, а была привезена одному знакомому коллекционеру с Берега Слоновой Кости. Это маска инициации, в которой танцевали юноши при прохождении обряда посвящения в мужчины. Вернее, при вступительной его части, ибо основная происходила традиционным способом.

Homo плодился и размножался настолько интенсивно и продуктивно, что заселил собою всю Африку, часть полуострова, ныне именуемого Аравийским, то бишь, арабским… Столь усердное претворение в жизнь мощнейшего посыла природы не должно было пропасть втуне, логично предположить, что многообразие видов коснулось в том числе и sapiens. Иными словами, на планете, в частности, в населенной ее части, то есть в Африке, проживали разнообразные представители рода человеческого. Вы не поняли. На Земле жило несколько разных видов людей. Не национальностей или рас, а именно видов, чей геном отличался друг от друга примерно настолько, насколько сегодня он отличается у разных видов человеко-и-не-очень-образных обезьян…

Есть мнение, что в результате колоссального извержения супервулкана Тоба на Суматре, случившемся около семидесяти четырех тысяч лет тому, в климате планеты произошли столь значительные изменения, что человеко-население Африки уменьшилось с одного миллиона особей, до нескольких десятков тысяч, что-то около тридцати. На всем континенте остались считанные очаги цивилизации. Тогдашнее человечество, пройдя сквозь так называемое «бутылочное горлышко», едва не исчезло с лица Земли напрочь, то есть, насовсем. Другие источники приводят числа сто и десять тысяч, это не столь важно… Главное в другом — нас, а все мы произошли от выживших в результате той страшной катастрофы людей, остался лишь один вид, весьма морозоустойчивый, пришибленный суровыми обстоятельствами существования и вынужденный, чтобы выжить, подчиняться альфа-самцам…

В каждом из нас: белом, черном, красно, желтокожем и рожем, даже в голубом, в профессоре Массачусетского Университета и монгольском пастухе, бедуине, англосаксе, славянине, армянине, течет малая толика африканской крови, представьте, и в «голубой крови» неонацистов, куклуксклановцев тоже. Вывод — всех современных людей объединяют общие африканские предки.

Так и хочется воскликнуть: «Эфиоп твою мать!» К слову, эфиопами когда-то величали, с легкой руки древних греков, всех африканцев. Больше известная европейской публике как Абиссиния, страна была своеобразным мультикультурным конгломератом в античную эпоху, еще задолго до возникновения Рима (царства, республики, империи)… Сейчас трудно представить себе, какое количество древних цивилизаций, культур населяло Восточную Африку, части Аравийского полуострова, какие громкие исторические имена и названия связаны с этой землей: царица Савская, потомки царя Соломона… Семитские и средиземноморские этносы, арабы; самобытные локальные культуры; оригинальная храмовая (церковь святого Георгия в виде креста), крепостная и дворцовая архитектура; монументальные каменные обелиски — давние предки Египетского обелиска в Вашингтоне; политеизм; раннее, монофизитское христианство; позже, ислам — все смешалось в доме царя царей… Недаром царская династия восходит к мудрейшему из древних правителей — Соломону. Уникальными качествами обладало построенное ими государство. Не было в нем присущих языческим народам человеческих жертвоприношений, абсолютного произвола власть имущих над плебсом, даже жизнь рабов охранялась законом.

Российскую Салтычиху из «просвещенного» XVIII века, годами измывавшуюся над крепостными, рабами то бишь, в принадлежащих ей имениях и в доме на Лубянке, умертвившую непосредственно, сиречь собственноручно и опосредованно (по собственному приказу), с полсотни душ, в «отсталой» средневековой Эфиопии приговорили бы после первого же убийства либо к повешению, либо к выдаче родственникам жертв, кои должны были лишить жизни убийцу аналогичным совершенному преступлению способом, согласно древнему закону «око за око, зуб за зуб». Как правило, преступника вывозили за город, подальше от праздношатающихся и зевак и ставили точку в его биографии. Рабов, повторюсь, нельзя было безнаказанно убивать в Эфиопии. Дикие люди, что с них взять…

Любопытен тот факт, что в Эфиопии после попытки одного из средневековых правителей отправить всех своих братьев за решетку, закончившейся по принципу бумеранга, посадкой самого инициатора устранения конкурентов, была введена полезная традиция ссылать родственников каждого следующего императора, вернее, «царя царей», а именно так переводился с языка геэз титул властителя страны, в почетную, роскошную, но невозвратную ссылку: державы спокойствия ради и безопасности для…

Связанная тесными торговыми отношениями с Европой, как во времена Рима, так и в средние века, Абиссиния поставляла не только благовония, «золото-брильянты» и слоновую кость, «рога и копыта», но и перенимала европейские инновации, как то: импортировала разнообразные скобяные изделия, военку, модные тряпки, заодно и продукты питания, в общем, все как обычно…

Как говорил поэт: «Есть многое на свете друг Горацио, что недоступно нашим мудрецам».

Если бы эфиопский прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал, не полюбил в свое время одну русскую прабабушку, то и не появился бы на свет их правнучек — Александр Сергеевич Пушкин. А без него, как известно детям даже в Африке, цена всем остальным благодарным потомкам — грош в базарный день.

А вы говорите, павлины…


05.10.2011


©murmann-ge.org  ©Georg Murmann

Продолжение (то бишь, часть 3-я, колониальная), надеюсь, вскоре последует…