Путевые зарисовки - 5

Елена Богданова 5
               
                А В С Т Р И Я
                Фриденсрайх  Хундертвассер

     Раннее утро в Вене.  Мокрые, только что умытые  тротуары несут городу чистоту и  свежесть, а узорные, ковровые крыши собора Святого Стефана играют золотистыми  бликами  восходящего  солнца.  Из внезапно распахнувшихся ворот какого-то здания  появляется,  ведомая под уздцы, фантастической красоты  белая  лошадь.  Отовсюду  доносится  восхитительный  запах утреннего  кофе  и горячих  булочек.  По улице  просыпающегося  города бежит,  изредка  останавливаясь,  чтобы сверить  маршрут, стайка  архитекторов.  Они  спешат, так как времени  до отъезда  автобуса  у них  в обрез, а  им  совершенно  необходимо успеть увидеть то, что  увидеть  совершенно  необходимо!

     Вена…  Этот безмерно  красивый,  респектабельный,  и очень буржуазный город, воздух  которого  наполнен  звуками  чувственных  вальсов  Иоганна Штрауса  и эротическими  видениями  Густава  Климта, город  пышной  роскоши  барочной  архитектуры  и  утонченности  арт-нуво,  он  как  некую  экзотическую  драгоценность  таит в себе  авангардные  архитектурные  изыски  замечательного  современного  художника Фридерсрайха  Хундертвассера.

       Крупнейший  австрийский  живописец, архитектор,  эколог, ниспровергатель  всяческих  канонов, уникальная  личность,  Фриденсрайх Хундертвассер  появился  на  свет в  Вене,  в 1928 году, под именем … Фрица Стовассера.  Вглядевшись в  окружающую  его действительность, новорожденный  маэстро  поморщился,  найдя ее весьма  заурядной.  Этот  мир вызвал в нем естественный  протест и породил  неистребимое стремление к его преобразованию, что  и  определило  дальнейший  жизненный путь художника.

        Преобразования  начинались,  ни много  ни  мало,  с  трансформации  собственного  имени. Недовольный полученным при рождении  именем  Фриц,   будущий  живописец  путем  последовательных  приближений  превратил  свое  имя  сначала в «Фридрих», затем в «Фридерих», потом в «Фридерайх», и, наконец,  в «Фриденсрайх», что  наполнило его вполне осмысленным  содержанием – имя «Фриденсрайх» в переводе на русский язык означает «Царство мира». Далее, продолжая  преобразования, он привел в соответствие с именем и написание собственной фамилии.  Первая часть фамилии («Сто…») выглядела примитивным славянским числительным, случайно оказавшимся  рядом с  безупречно  немецким  «вассер», (что  означает  «вода»). Поэтому   незамедлительно  все  было  приведено  в соответствие,  путем  замены «Сто…» на немецкое  «Хундерт…», означавшее  в переводе то же самое. Итогом преобразований стало появление на свет  мифологической  личности, носящей  поэтическое и трудно  произносимое  имя - Фриденсрайх Хундертвассер, что в переводе означает «Миролюбивая  страна  ста  вод»!  И только после этого автор  успокоился.

         Живопись Хундертвассера  украшает коллекции  лучших  музеев  мира. Художник-ташист, он много  и плодотворно  работал  в  авангардной  манере  с  цветом, создавая  замечательные  живописные  полотна. Свою живописную  идею  цветового  пятна  Хундертвассер привнес и в современную  концепцию  создаваемой  им  архитектуры.  Результатом  этого  стало  появление  в Вене на  свет  двух его замечательных  сооружений ,  образующих  жилой квартал  известный  под  именем  «Хундертвассер-Хаус» («Дом Хундертвассера»), а также здание «Кунстхаус» («Дом Искусств»).  Оба эти сооружения, став  достопримечательностью  Вены, предстают пред  любопытствующим  взором  туристов  некоей, вызывающей  восторг и изумление  яркой  занимательной  игрушкой,  почти  детской  шалостью, оставаясь  при этом   талантливым  творением  зрелого  художника,  привносящего также  в  жизнь  игру.

          Жилой  квартал «Хундертвассер-Хаус» был построен в 1986 году.  Для этого  муниципалитетом города  художнику была  предоставлена  группа  подлежащих  реконструкции домов,  с  которыми  он  обошелся  как  ваятель  с  глиной. Здания  были  достроены  и  преобразованы  в  совершенно  новую  пространственную  композицию.  Этажность  домов  была  попеременно  изменена, путем  создания  в  их  верхней  части  каскадного  завершения.  Измененные  объемы  зданий  то  устремлялись  ввысь,  завершаясь  куполами,  то внезапно  снижались,  прихотливо  меняя  высоту.  На  каскадном  покрытии  здания  были  размещены  открытые  сады,  цветники, а  также  площадки  для  отдыха  и  занятиями  спортом.

          Плоские фасады зданий также  были трансформированы, и превратились в объемные путем  сочетания, с одной стороны, разномасштабных углублений, в виде лоджий и арочных ниш, а с другой стороны, дополнены выступающими объемами – балконами, наружными наклонными галереями  и эркерами. В своем стремлении разрушить визуальную  линейность существующих фасадов, художник преобразовывал  их, используя   контрастирующие друг с другом локальные цветовые пятна, границы между которыми  создавались свободно текущими линиями. Оконные проемы здания также  были  видоизменены по форме,  по размерам и ритму. В веселой непредсказуемости окна разного рисунка заплясали по фасаду здания, вызывая ощущение забавной  игры. А элементы  несущих конструкций зданий, таких, например,  как наружные колонны каркаса,  устанавливались автором  в столь легкомысленно  наклонных позах, что, казалось, они теряли  при этом  свои несущие функции, превращаясь  в некий эффектный элемент декора.  Однако,  каким-то загадочным  образом, незаметно для глаз зрителя, автор сохранял  необходимую  несущую способность колонн. Но при этом, облицованные блестящей цветной смальтой   пляшущие  колонны,  как разноцветные бусы, одновременно  служили  задачам  украшения  здания. Чередование на фасадах цветовых пятен, игра подвижных форм и линий, делают здания  похожими  на  их собственные отражения в воде.

         «Хундервассер-Хаус» функционально представляет собой  жилой  квартал, включающий группу  весьма комфортабельных  зданий. В  их  нижних этажах размещаются кафе, небольшие магазины, почта, бутики. Входы же в столь обычные городские службы  представлены также весьма необычным образом – посетителя встречает то инкрустированный цветной смальтой арочный свод, то  пологой волной  подхватывает  мозаичный пол. Все формы здания  пребывают  как бы  в  постоянном движении, а  цветовое и объемное решение  делает их мгновенно узнаваемыми.
 
         Аналогичная архитектурная концепция была использована  Хундертвассером   также при создании  проекта  здания «Кунстхаус», реализованного  в 1991 году в Вене. Были возведены также  замечательные современные сооружения, подобные  церквям  в городах Грац и Бернбах, а, кроме того, осуществлена  реконструкция здания теплоэлектростанции в г. Спиттелау и ряда  фабричных  зданий,  сопровождаемая художественной трансформации их фасадов. Множественные нереализованные архитектурные проекты мастера дошли до наших дней в виде макетов.

           Большой интерес представляет, так называемая, «экологическая» архитектура Хунднртвассера.  Им были разработаны и запроектированы целые поселки, в которых  здания в виде холмов, завершаются  покрытой растительностью крышей. Жилые поселки  из таких домов  дополняются аналогичными  зданиями  школ, детских учреждений.  «Экологическая» архитектура не только позволяет бережно относиться к окружающей среде, но и обеспечивает существенную экономию энергии, затрачиваемой на внутренний обогрев зданий.

          Архитектура Хундертвассера  вызвает  определенные ассоциации с творениями гениального каталонского зодчего – Антонио Гауди, создававшего  в начале 20-го века произведения исключительной образности, пластической и эмоциональной выразительности,  вершиной творчества которого стал собор «Святого семейства» в Барселоне.

          Профессиональные архитекторы относятся к творчеству Хундертвассера неоднозначно. Но, если одни порицают его за эпатажность и хипповую  эстетику, то другие, наоборот восхищаются именно этими его качествами, видя в них проявление раскованности творческого мышления, столь ценимого в современной архитектуре.

          На рубеже нового тысячелетия, в 2000 году, Фриденсрайха Хундертвассера не стало. Он остановился на пороге нового века, не войдя в него. Наш мир стал чуточку беднее, лишившись  столь  яркой, неповторимой личности. Однако, свои творения замечательный художник оставил нам,  и они продолжают украшать жизнь всех  кто  будет соприкасаться  с его неповторимым искусством.
 
        Интерес к творчеству Хундертвассера не угас  и после его смерти. В 2005 году был реализован его проект жилого комплекса «Зеленая крепость» в Магдебурге (Германия), а  в 2007 году -  проект здания винодельни «Кихот» в Калифорнии (США).  В Москве, в Музее современного искусства, в 2005 году состоялась интереснейшая  выставка  живописи  Хундертвассера,  очень точно  названная  - «Линия бесконечности». Безусловно, его творчество ушло в бесконечность.