Память

Иван Гейгер 2
               
Лето в этом году выдалось жарким.Пекло стояло невыносимое.И я решил поехать на рыбалку, надеясь,что около воды будет попрохладней.Действительно,на берегу чувствовалось некоторое облегчение.Правда рыба не клевала совсем,только после захода солнца стали клевать небольшие карасики.До темноты я успел наловить десяток рыбёшек.Из них решил сварить уху.

Развёл костёр и стал чистить рыбу.Недалеко от костра лежала моя собака,которую я всегда брал с собой на рыбалку.Неожиданно,внедалеке,послышались чьи-то шаги.Бим,так звали мою собаку,поднял голову,навострив уши,но почему-то тут же опустил её на передние лапы. „Наверное  хорошо знакомый идёт“-подумал я.Вскоре в свете костра увидел мужчину, он был невысокого роста,одет в брезентовый дождевик,на ногах кирзовые сапоги. „Добрый вечер,разрешите вторгнуться в Ваши владения“-весело проговорил,вышедший из темноты, мужчина.„Пожалуйста,хорошим людям всегда рады“-с некоторым юмором ответил я.„Почему Вы решили,что  хороший,может я злодей какой-нибудь?“-в тон мне отреагировал мужчина.„Не я это решил,а вот Бим,он никогда не ошибается“-сказал я и показал на собаку.„Коли он  решил,что Вы хороший человек,то я ему безоговорочно верю.Если бы пришёл нехороший человек,то он не лежал так спокойно.По этому,сейчас доварится уха будем вместе ужинать.Давайте знакомиться,меня Иваном зовут,а Вас как прикажете величать.“„Зовут меня Константином Михайловичем,а можно проще-дядя Костя,так меня все зовут.За приглашение спасибо,я могу принести на уху своей рыбы,а то неудобно приходить в гости с пустыми руками.“ „Не надо,у меня рыбы на уху хватит,завтра утром,Бог даст наловлю свежей,а не даст и на том спасибо.“Минут через тридцать уха была готова и мы сели ужинать.Дядя Костя распахнул плащ и отстегнул от ремня фляжку.„По такому случаю,не грех и по сто граммов выпить“-заговорщески подмигнув, проговорил он.„А как же иначе,нельзя брать грех на душу“-шутливо парировал я. „Какая-то у Вас странная фляжка,я раньше таких не видел“„О,эта фляжка трофейная,она уменя ещё с войны,столько лет прошло,а все служит.“„Так Вы фронтовик?“-с уважением сказал я.„Было дело.“-как-то нехотя выдавил из себя дядя Костя.Я недоуменно замолчал.„Ты не обижайся,просто я не люблю вспоминать это время,есть более приятные моменты в моей жизни,так уж устроен человек,что плохое хочется забыть как кошмарный сон,а при воспоминании хорошего на душе становится теплей.Пять лет тому назад умерла моя супруга,с которой мы прожили вместе 43 года,как говоритсядуша в душу.Вот о ней я вспоминаю с теплотой и благодарностью.Мне повезло,что судьба дала возможность прожить,значительную часть жизни,рядом с этой удивительной женщиной.Не хочу вдаваться в подробности нашей семейной жизни,но если есть на свете любовь,то наше совместное проживание,было сплошной,огромной любовью.Детей нам Бог не  дал,вот теперь я остался совсем один.На надгробьях пишут дату рождения,а через тире дату смерти.Эта надпись не говорит ни о чём.Получается,что вся жизнь человека обозначена маленькой чёрточкой.Ещё я бы ставил  после даты смерти многоточие,показывая  этим достоен ли данный человек доброй памяти. Каждый человек проживает  жизнь по своему.Кто-то проживает её ярко и его помнят, а есть такие о которых и вспоминать не хочется.Кроме жены,у меня осталась добрая память ещё о двоих людях.

С одним из них я познакомился во время войны.Вместо,тяжело раненого, командира нашей роты,к нам назначили старшего лейтенанта Сиротина.Он пришёл к нам из штрафбата.Позже мы узнали,что в 1937году,он был репрессирован из Красной Армии и до 1942 года рубил уголь на шахтах Кузбасса.Всё это время он писал прошения во все инстанции с просьбой отправить его,как кадрового военного на фронт.И вот наконец он был услышан, но служить мог только в штрафном ботальоне и в качестве рядового.Сиротин был дважды ранен и его,как„искупивший кровью“,полностью реабелитировали.Это был мужчина высокого роста,худощавого телосложения.Особенно мне запомнились его грустные,усталые,но очень спокойные глаза.По внешнему признаку он вовсе не походил на кадрового офицера.От  прежнего командира Сиротин отличался коренным образом.У него не было своей,командирской землянки,а спал в траншее вместе с солдатами.Ел из общего котла,а свой офицерский доппаёк отдавал более ослабленным бойцам.Говорил Сиротин негромким,но твёрдым голосом,создавалось впетчаление,что даёт распоряжения на какой-то рабочей планёрке.Когда строили оборонительные  рубежи он очень строго следил,чтобы все работы были выполнены в строгом соответствии с нормами.Ведь от качества укреплений зависела жизнь бойцов.В атаку наш командир поднимался вместе со всеми,а не прятался за спины рядовых солдат.Каждого бойца роты он знал по имени и в минуты затишья мог запросто поговорить с кем-нибудь по душам, выкурив при этом „козью ножку“с махоркой.Люди уважали этого нестандарного командира.Я до сих пор сохранил о нём добрую и светлую память.

Десять лет тому назад,совет ветеранов ВОВ выделил мне бесплатную путёвку в санаторий. Моим соседом по палате оказался наш Алтайский комбайнер.Это был мужчина лет сорока, невысокого роста и плотного телосложения.Не смотря,на его комплекцию,передвигался он легко и быстро,так что я за ним никогда не успевал.Больше всего меня поразила его любовь к своей земле и делу,которому он посвятил много лет.Этот милый человек,мог часами рассказывать о работе,при этом его лицо преображалось.Глаза,казалось,излучали тепло и свет.Я раньше не встречал таких людей,всей душой преданных тому делу, которому они служат.Ты можешь возразить,что мол таков его уровень развития.Раньше я бы с этим доводом согласился,но однажды он поразил меня тем,что два часа читал стихи наизусть.Мне приходилось слышать стихи в исполнении даже больших артистов,но то,что я услышалот этого человека,потрясло до глубины души.Каждая строчка,слог вылетал, казалось,не изо рта,а из сердца.Казалось слова проходили у меня через мозг и опускались к сердцу.У меня распирало грудь и я чувствовал мелкую дрожь по всему телу.Вот такие встречаются современные хлеборобы.О таких  людях всегда вспоминаешь с теплотой и уважением.“

С дядей Костей мы проговорили всю ночь,а на рассвете он ушёл к своим удочкам,сказав на прощание- „А собаку я обязательно заведу,пусть у меня будет такой же верный друг,как у тебя.“Ближе к обеду я собрался и уехал домой.Ещё долго не выходила из головы эта встреча с таким скромным,удивительным человеком.