Сансаныч

Ирина Палладьева
Поселок наш новодел, в нем ничего не осталось со времен основания или даже старого завода, кроме первой в России нефтяной вышки. Разве только «Жирный ряд» на улице Ленина, застроенный старыми деревянными домами, напоминает о былых временах, да  десятка два домов ближе к реке. Старый поселок снесен, а новый застроен типовыми пятиэтажками, построенными при Волкове. Нет никаких оснований для сравнения его со старыми европейскими городами, но вот поди ж ты, напоминает он мне по уровню комфорта и красоте Западную Украину или Прибалтику, но без той зауженности улиц и обилия шпилей. Дух какой-то европейский. Главное удобство здешней жизни это все же дороги. Иногда мне казалось, что поселок нетипичен для России именно потому, что здесь отсутствовали две ее главные проблемы: дураки и дороги. Ну не то, чтоб уж совсем дураков не было, куда ж без них, но вот как-то в глаза не бросаются. А дороги…У нас даже в парковой зоне среди могучих сосен проложены бетонные дорожки и только «жирный ряд», где селилось начальство, сохранил кое где деревянные мостки. И даже там, где нет асфальта, под ногами песок и дерн – никакой грязи.

Здесь все было самое-самое. Ухтинцы долгое время ездили купаться в наш бассейн, тренироваться на нашем стадионе и еще совсем недавно ездили в нашу баню. Чем часами просиживать в очереди в городскую, приезжали сюда, а потом довольные и распаренные усаживались в автобус и ехали к себе в Ухту. Приезжали, как на побывку к матери.

Дело в том, что именно поселок породил город, а не наоборот. Сначала здесь искали первую нефть. О чем и говорит первая нефтяная вышка в России. И даже первый нефтяной завод купец Прядунов построил здесь. Ухты еще в помине не было, а здесь уже отметились самые яркие личности и громкие имена. И радиевый завод и завод Электоростеатит притягивали сюда интеллегенцию. Процент образованных людей здесь всегда был много выше, чем в разных других местах. И даже сосланные великие актеры и знаменитые врачи в первую очередь попадали сюда, на Водный промысел. А когда завод, теперь он уже назывался «Прогресс» возглавил Н.Е.Волков, он создал практически всю инфраструктуру поселка. Он делал для своих рабочих все, что мог и даже больше. При нем построены детские сады, школа, бассейн, Дом Культуры. В Доме Культуры был создан Зимний сад с гостиной, где можно было собраться, попить чай среди райских кущей и живой музыки. Здесь собирала свою публику Надежда Арсеньевна Ромашковец, еще одна уникальная личность поселка.

Строители при Волкове не бездельничали. Строили много и на века. Кирпичные дома ,построенные  в семидесятые годы, стоят прочно и незыблемо. Главным строителем тогда был Александр Александрович Терещук, в народе просто Сан Саныч. Невысокого роста, крепкий, очень энергичный человек, он дневал и ночевал на стройке, жил строительными заботами. Он много чего в поселке построил, а вот строительство дорожек в парке и на улице Ленина меня удивило. Это случилось, как по мановению волшебной палочки: вчера не было, а сегодня на тебе – можешь гулять. Сан Саныч всегда относился к своему делу трепетно, мог работать по 20 часов в сутки, если надо, правда, с поддержкой коньяка. Трудно сказать, что больше сократило его жизнь: неподъемная работа или любовь к коньяку. Алкоголиком он не был, не успел, наверное Веселый, бесшабашный, очень симпатичный человек, в работе был строг до крайности. Мог принимать нестандартные решения, но просчитывал все до копейки. Люди ему доверяли и не напрасно. Строительство дорожек, видимо, тоже было его нестандартным решением. Их строили студенты, стройотряд из Питера. Ребята работали и по ночам. Работы были организованы просто классно – никаких задержек ни в чем. Дорожки родились в одно лето и стали рукотворным памятником  Сан Санычу  Терещуку, вскоре умершему от инфаркта еще совсем нестарым. До сих пор мне видится иногда  где-то в глубине парка его живой подвижный силуэт. Если есть продолжение земной жизни, то уже с небес сыплет он шутками и анекдотами, глотнув для бодрости коньячку. И все строит и строит для нас, чтобы нам было тепло и удобно, чтобы в зимнем саду распускались цветы и могла звучать музыка. И спасибо ему за это.