Семья их трех фамилий

Ирина Палладьева
Наум Маркович Левин Наталья Александровна Иванова и Татьяна Семеновна Вольфсон –три личности, давшие поселку так много, что никакими цифрами не выразить. Долгое время они задавали тон в деловой, спортивной и общественной жизни поселка. Наум Маркович руководил отделом сбыта готовой продукции. На заводе высоко ценилась его деловитость, умение выходить из трудных положений. В ту пору деловые партнеры были постоянны, тем более у завода с военным профилем, но проблем все равно было выше крыши. Наум Маркович всегда действовал осторожно и мудро. Его уравновешенность и корректность в работе с людьми многих просто восхищала и , конечно, приносила свои плоды. Это был человек без излишеств, очень скромный в быту, только его интеллект не знал меры и еще он был очень заботлив к своим сослуживцам. Всегда и всех непременно поздравлял с днем рождения, последнее такое поздравление было им послано за три дня до смерти из инвалидной коляски. Всегда сдержанный, подтянутый и скромный, он производил впечатление человека на своем месте, человека, умеющего найти выход из любой ситуации. Самую сложную ситуацию жизнь предложила ему в конце, когда после инсульта он вынужден был несколько лет провести в инвалидной коляске. Его супруга Наталья Александровна разработала для него комплекс упражнений для сохранения хоть какой-то подвижности, и он настойчиво, преодолевая страшную боль, выполнял все, что надо. Много читал, играл в шахматы, был в курсе всех событий. Он умер на 91 году жизни

Наталья Александровна его ровесница. В августе 2009 года весь поселок отмечал ее девяностолетие как торжество доброй воли к жизни. Много ли есть на свете людей, умеющих в этом  возрасте не только себя обслужить, но и вывозить на прогулки парализованного мужа, да еще и группу здоровья в поселке вести, оставаясь при этом ухоженной, хорошо причесанной, бодрой. Пройдя через многие жизненный испытания, в том числе, и через блокаду Ленинграда, где они были вместе с Наумом Марковичем, Наталья Александровна сохранила доброжелательность ко всем без исключения. В отделе главного технолога, где и прошла ее трудовая жизнь, все знали, что у нее всегда можно перехватить деньжат до получки, она никому не отказывала, словно была миллионершей, а не такой же совслужащей, как все. Никогда ни на кого Наталья Александровна не повышала голос и никому не навязывала свои коммунистические убеждения, просто жила для людей, стараясь всем облегчить жизненную ношу. Когда я встречаю ее на тропинках парка или на дороге к факелу, я знаю, что день удался и мысленно желаю прожить ей еще долго. Конечно. Она из породы долгожителей, мама Натальи Александровны прожила в поселке до 96 лет и только в 95 сделала заявление на семейном совете: «Все, дети мои, я вам больше не слуга, ослабела моя память, и руки не держат».

Татьяна Семеновна Вольфсон, дочь Натальи Александровны, вся в маму и бабушку, только у нее еще и призвание к общественной работе. Она всегда что-нибудь организовывает для пользы жителей: то общество любителей литературы, музыки, то сбор каких-нибудь подписей, то малую третьяковскую галерею. Кого-то раскрутила на репродукции, кого-то на рамки, а еще и стекла надо найти, и все денег стоит. Еще она организует вечера отдыха и на них танцует всякие испанские танцы, проводит благотворительные акции, сбор вещей для неимущих или пострадавших от землетрясений. Ей всегда есть, кого спасать и кому помогать. Сейчас это многим кажется странным, но в то время это было почти нормой. После крушения завода пошла работать уборщицей в ДК. Я не стала спрашивать, не зазорно ли ей трудится на этом поприще: в их семье уважают любой труд, и на седьмом десятке лет Татьяна Семеновна лихо мыла километры полов за маленькую денежку до тех пор, пока не случились идейные разногласия с директором ДК. Как она все это успевает, зачем на себя столько грузит, многим непонятно. Идеи Татьяны Семеновны насквозь коммунистические, хотя она никогда не состояла в КПСС. Ей все хочется сделать общественно доступным, необходимость за все платить, она просто не хочет понимать. Себя она уже давно принесла в жертву общественным интересам. Может быть, так она понимает личное счастье… Я прошу у  Всевышнего много сил и много лет для нее.

Было бы неправильным не замечать еще одного члена семьи – брата Татьяны Семеновны Сергея Наумовича.Он живет в Нижнем Новгороде и старается по возможности навещать своих родителей и сестру. Теперь он очень похож на молодого Наума Марковича.