Вопросы Виктора Цоя... Я жду ответа...

Бармин Виктор
                Вопросы Виктора Цоя... "Я жду ответа"...
                Сквозь образы Поэта.
                Часть первая.

                "Расскажи, каково быть мишенью в тире?
                У меня есть вопрос,
                На который ты не дашь мне ответ"...
                "Я жду ответа..."
                (В.Р. Цой)

                "Тайна твоей музы тебе открывается...
                Стряхни же сон с очей своих и
                порази сон других...
                владея тайной прозревать в зерне..."
                (Н.В.Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями").

                «…Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно,
                падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет,
                то принесет много плода...» (от Иоанна 12: 24).
                (Эпиграф к «Братьям Карамазовым»;
                слова, высеченные на могиле Достоевского)

                «Искусство всегда дело всей личности.
                Поэтому оно в основе своей трагично».
                (Франц Кафка)

                «Затем, что мудрость нам единая дана:
                Всему живущему идти путём зерна».
                (Вл. Ходасевич)

                "Зерна упали в землю, зерна просят дождя.
                Им нужен дождь.
                Разрешь мою грудь, посмотри мне внутрь:
                Ты увидишь - там всё горит огнем..."
                "Тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна.
                Спокойная ночь"
                (В.Р.Цой) 

  Ветхозаветные пророки и апостолы, отцы пустынники, мистики и поэты, художники-писатели и мыслители-философы всегда задавали вопросы, как и задавались вопросами к самому себе, обращались к Богу, обращались к ближнему и к самому себе в дерзновенном и смиренном вопрошании. Человек вопрошает к Богу, вопрошает в глубине своего одиночества, из глубины сокровенного существа своего обращается к Богу с вопросами. Про что человек вопрошает, что первично человека волнует и для чего вопрошает? С древнейших времен люди знали, что жизнь есть Путь и что у каждого человека есть свой особый путь, но все одиночные пути отдельных людей, как ручейки, сливаются к единому Пути, и путь этот ведом только Всевышнему. Путь человека непостижим, как непостижим и сам человек для себя самого и, тем более, для других. Но во все времена человек задавался вопрошанием Смысла своего пути жизни, как и постижением самого себя и Смысла жизни, в целом. Человек непостижим и есть тайна, но всегда он стремился к постижению Непостижимого, ибо чувствовал и ведал, что не сам себя создал и что связан со всеми созданиями мира в том, что Есть нечто Непостижимое, превышающее его самого и весь мир в целом. И вот в Бездну Непостижимого и всматривается человек в кромешной тьме ночи, и вопрошает к самому себе и к Тому, Кто превыше всего. Из глубины этого взгляда в Небо рождается в человеке вопрос, личный вопрос к личному живому Богу...

                "Ты смотришь на Млечный Путь.
                Я - ночь, а Ты утра суть.
                Я - сон, я - миф, а Ты нет.
                Я слеп, но я вижу Свет...
                И снова приходит ночь..."

                "И прекрасен был этот рассвет,
                Но тебя со мной нет.
                И тебя во мне нет.
                Но Ты есть.
                Ты есть..."
                (В.Р. Цой)

  Дух в человеке первично рождается из самосознания того, что "Ты есть...". Лишь из глубины первичного осознания Другого, восприятия Другого, как "Ты еси", в человеке впервые пробуждается Человек, рождается в человеке Дух... И из глубины Духа рождается вопрос: "кто я, откуда я и куда иду, и для чего живу?"...

                "Все говорят, что надо кем-то мне становиться.
                А я хотел бы остаться собой.
                Мне стало трудно теперь просто разозлиться.
                И я иду, поглощенный толпой.
                Я, лишь начнется новый день,
                Хожу, отбрасываю тень, с лицом нахала.
                Наступит вечер, я опять
                Отправлюсь спать, чтоб завтра встать.
                И всё сначала"
                (В.Р. Цой)

                "В толпе я как иголка в сене.
                Я снова человек без цели.
                Болтаюсь, целый день гуляю.
                Не знаю, я ничего не знаю..."
                (В.Р. Цой)

  Интересно, что строка поэта "не знаю, я ничего не знаю..." созвучна сократовскому афоризму: "я знаю, что ничего не знаю"...
  Кто бы мог подумать и заранее сказать, что какой-то там обычный мальчик-бродяга, бродячий бездельник будет задавать такие вопросы, на которые у мудрых и всезнающих взрослых не найдется ответов. Кто бы мог предположить и кто бы мог увИдеть в толпе людей мальчика, как в стогу сена сокровенное зернышко, "иглу", (кстати, так и называется главный фильм с участием В.Цоя - "Игла"; интересно, такое совпадение с сравнением Поэта самого себя с иголкой как "я как иголка"; как и созвучие слов "Игла" и "Игра", как одноименная песня Поэта) который станет вопрошателем человеческого духа в человеческих душах...

                "А я смеюсь, хоть мне и не всегда смешно.
                И очень злюсь, когда мне говорят,
                Что жить вот так, как я сейчас, нельзя. 
                Но почему? Ведь я живу?
                На это не ответить никому..."
                (В.Р. Цой)

  И здесь молодой человек, молодой поэт задал вопрос, останавливающий в недоумении и в размышлении мудрейших из взрослых. Ведь, действительно, чтО важнее для человека в жизни: идеи и цели в рамках ограниченного человеческого сознания или сама жизнь человека, самая ценность жизни человка, как есть?.. И здесь вопрос из того же вектора вопрошаний, как: а что есть человек и что представляет ценность человека, как есть, какова ценность жизни человеческой?..

  И вот здесь сквозь времена открывается созвучие поэтов, как в восклицании и вопрошании Г.Р. Державина:

                "Я царь - я раб - я червь - я бог!
                Но, будучи я столь чудесен,
                Отколе происшел? - безвестен;
                А сам собой я быть не мог...

                Твое созданье я, создатель!.."
                (Г.Р. Державин)

                "Я слеп, но я вижу тебя.
                Я глух, но я слышу тебя.
                Я не сплю, но я вижу сны.
                Здесь нет моей вины.
                Я нем, но ты слышишь меня.
                И этим мы сильны..."
                (В.Р. Цой)

  Возможно, что здесь речь идет о обращении поэта к женщине, но не будет искажением образа, если в слове поэта мы увидим общий смысл, как обращение поэта к Богу... И вот тогда, чтО здесь примечательно... Ибо по слову Б.П. Вышеславцева: "Высшее достижение мистической молитвы состоит не в том, чтобы Бог нас услышал, а в том, чтобы мы услышали Бога" (Б.П. Вышеславцев).
  Но в тексте Виктора Цоя звучит встречное и перекрестное движение: "я слышу Тебя...", как и "Ты слышишь меня"... и именно "этим мы сильны"... Здесь, можно сказать, новое слово поэта в понимании сокровенно-интимной общности с "Ты" Другого... В чем "новое слово"? Когда в абсолютном молчании и без единого слова два существа слышат друг друга, и эта духовная общность сокровенна от мира, ибо здесь общение только в поле личностном, как один лик стоит пред Ликом Другого и без слов понимает всё несказанное...

                "Вот дорога моя, мне не видно конца..."
                (В.Р. Цой)

  В поэтике Виктора Цоя есть просто очень много вопрошаний, как вопрошаний к самому себе, вопрошаний к человеку другому, вопрошаний к человеку в мире и к Миру...

 Например, таковые как в тексте песен "Генерал", "Музыка волн", "Гость", "Игра", "Война", "Мама", "Песня без слов", "Печаль" и мн. др.. Но из официально-озвученного в песнях Поэта я хочу обратить внимание всего лишь на три песни, на три текста (хотя текстов В.Цоя в созвучии сокровенных смыслов намного больше), которые связаны с черновыми текстами, что были опубликованы для любителей творчества Поэта  совсем еще недавно (в 2009 году).

  В тексте песни В. Цоя "Генерал" загадочна самая символика вопрошания, как к кому обращается Поэт. И вот здесь стоит рассмотреть самый Текст:

                "Где вы теперь и с кем,
                Кто хочет быть судьей,
                Кто помнит все имена?..
                Нам не хватает тем,
                Не нарушай покой,
                Эта ночь слишком темна...

                Хочется спать, но вот стоит чай,
                И горит свет ста свечей.
                Может быть, завтра с утра будет Солнце
                И тот Ключ в связке ключей?"
                (В.Р. Цой) 

  Что означает эта символика слов и это вопрошание в тексте Поэта, как: "может быть, завтра с утра будет Солнце и тот Ключ в связке ключей?.."? Здесь, ясно одно, что речь идет о ожидании "Солнца", ожидании того, чтоб взошло "Солнце" над миром. Но чтобы "Солнце взошло" нужен Ключ, что в целой связке ключей... Попробуй подбери верный Ключ к "Солнцу"? И если речь идет о символе "Ключа", то должен быть символ "Двери", как и символ замка. И вот в поэтике В. Цоя эти символы есть, как в текстах "Я объявляю свой дом безъядерной зоной", "Мама", "Вайна" и в тексте песни с одноименным названием, как:
               
                "Закрой за мной Дверь. Я ухожу..." 

  Куда уходит Поэт и каков Путь Виктора Цоя, и для чего? Тот Путь, о котором говорит сам Поэт:

                "Но высокая в небе Звезда зовет меня в Путь..."

  Символику текстов Виктора Цоя, которая ясна в своей изумительной простоте, можно понять лишь из глубины символики Евангелия, как в притчах, иносказаниях и в сравнительных образах, про которые говорит Иисус Христос... Например, в Евангелие от Иоанна читаем: "...Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажит найдет" (Иоан. 10:9).

  В книге "Вечный человек" Г.К. Честертон говорит: "Христос основал Церковь двумя великими образами - камня и ключей... Но мало кто замечал, как поразительно точен образ. Ключи играют немалую роль в искусстве и геральдике христианства: но далеко не все понимают, как полна и точна аллегория... Ранние христиане похожи на людей с ключом - или, если хотите, на тех, кто говорит, что у них есть ключ (Прим. В.Г. - сравните из текста В.Цоя как: "нет замка, но я владею ключом")... Они утверждали, что есть ключ и что этот ключ - у них, а другого такого нет. В этом смысле, конечно, их можно назвать узкими. Но случилось так, что именно этот ключ открыл темницу мира, и белый, дневной свет свободы ворвался в нее.
  Вера подобна ключу в трех отношениях. Во-первых, у ключа определенная форма, без формы он уже не ключ... Во-вторых, форма ключа очень причудлива... О ключе спорить нечего - он или входит в скважину, или нет... во многом ключ был сложен, в одном - прост. Он открывал дверь..." (Г.К. Честертон).

  О чем это говорит? Это говорит о том, что поэтика Виктора Цоя преизобилует древнейшими Библейскими символами, как "свет и тьма, солнце и ключ, замок и дверь, пастух и дух, ночь и день, дочь и сын, дверь и верь...". И Путь Виктора Цоя есть путь сквозящий через Дверь и Веру, как веру в то, что "завтра с утра будет Солнце" и что "Солнце" обязательно взойдет, должно взойти, ибо к тому устремлен потаенный зов сердца Поэта, зов сердца, на который Поэт отвечает творческой любовью в творческом акте веры...

  В тексте песни "Солнце мое" есть много вопросов Поэта. Можно сказать, что самый текст есть сплошной вопрос, но в многослойных символах... Так про что поет Поэт и чтО и к кому вопрошает в песне, если мы еще вспомним о пересечении символов, как "Солнце" и "Ключ"?..

                "Песен, еще не написанных, сколько,
                Скажи кукушка,
                Пропой?
                В городе мне жить или на выселках?
                Камнем лежать или гореть звездой?
                Звездой!..

                Кто пойдет по следу одинокому?
                Сильные да смелые головы сложили в поле,
                В бою.
                Мало кто остался в светлой памяти,
                В трезвом уме да с твердой рукой в строю,
                В строю.

                Где же Ты теперь, воля вольная?
                С кем же Ты сейчас ласковый рассвет встречаешь?
                Ответь!..
                Хорошо с Тобой, да плохо без Тебя,
                Голову да плечи терпеливые под плеть,
                Под плеть...

                Солнце мое, взгляни на меня?!
                Моя ладонь превратилась в кулак.
                И если есть порох - дай огня.
                Вот так..."
                (В.Р. Цой)

  Здесь Поэт вопрошает о судьбе личной, о личном творческом пути самого себя, как и о Смысле пути и творчества; Поэт вопрошает о судьбе человека в мире, людей в мире, в истории, которые должны и обязаны сделать выбор в жизни и которые уже сделали выбор своего пути, и о них осталась светлая память в истории; как и Поэт вопрошает о пути Богочеловека в истории, о пути Иисуса Христа, путь которого в этом мире к Голгофе через прохождение человеческих страданий... И последнее взывание-вопрошание Поэта к Богу, как "Солнце моё, взгляни на меня?!", которое созвучно в своем чувстве трагизма с взыванием Иисуса на кресте к Отцу: "А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Матф. 27:46).
  Всю тяжесть взывания Иисуса, всю тяжесть трагизма можно прочувствовать именно через взывание Поэта, как "Где же Ты теперь, воля вольная? С кем же Ты сейчас ласковый рассвет встречаешь?.. Ответь!.." И вот это последнее, как "Ответь!..", также созвучно и подходит к взыванию Иисуса, после которого прочитывается мольба человека к Богу, как "Ответь!"...

  Не отсюда ли отчаянное моление Поэта в песне, как:

                "Я жду ответа. Больше надежд нету.
                Скоро кончится Лето... Это..."

  В книге "Вечное в русской философии" Борис Вышеславцев говорит, что:
"...судьба всякого трагизма и всякого страдания таинственным образом сближает нас с трагизмом Голгофы и потому, что крест и Голгофа есть наиболее полное выражение сущности и глубины трагизма. В судьбе каждого, поскольку он приближается к подлинному трагизму, есть удивительное сходство с судьбой Христа: начиная с этих оставшихся одежд, о которых чужие люди "мечут жребий", и кончая изменою ученика, издевательством толпы и "богооставленностью" в момент наивысшего подвига. Кто совершенно не знает трагизма, тому Христос ничего не говорит..." (Б.П. Вышеславцев).

  Исходя из слов Бориса Вышеславцева, как и из Текста Поэта, возможно увИдеть сердцем, что Виктор Цой в совершенстве ведал самую суть глубины трагизма жизни, именно, подчеркивая образ человека в момент "богооставленности" и акцентируя, заостряя внимание на этом образе, как на самой наивысшей точке трагизма человека в мире сем... И вот отсюда ясен и понятен образ Поэта, образ его ожидания, как: "Я жду ответа"...

 Люди ученые, ставя под сомнение все здесь мною сказанное, могут вопросить: "а может, все, что Вами здесь сказано, есть всего лишь и только Ваши бурные фантазии и Ваши домыслы, которые могут завести Вас и других в какие-нибудь дебри и бреди?..". И я, в свою очередь, буду только рад этому вопросу ученых, которые всё и всегда ставят под сомнение. Возможно, что мною сказанное, здесь, было бы фантастическим домыслом и догадкой, так как всякая символика предполагает разночтения, исходя из субъективности воспринимающего, если только не одно НО... И это то, что есть самое вопрошание Поэта, живое вопрошание, проговаривающее о реальных символах, как и самые символы проговаривают сами за себя о Реальности очевидного, а очевидное здесь Есть сам Человек и его вопрос, живой Человек, который ставит вопрос Другому, конкретному Существу...

  Речь идет о том и про то, что образ ожидания Поэта возможно понять из конкретики самого вопрошания. Если Есть образ ожидания Поэта, как: "Я жду ответа...", то должен быть известен адресат, образ Того, к Кому направлен вопрос Поэта... И вот здесь сокрыто самое загадочное и интересное, как выяснить к кому же все-таки обращается Поэт и для чего обращается...

  Образ ожидания Виктора Цоя в слове, как "Я жду ответа...", есть, своего рода, отсвет от самого вопрошания, как вопрошания к Тому, Кто есть свет, а под символикой имеет значение как "Солнце"... "Солнце" есть тот символ, к которому обращается Поэт в разных текстах, но кто сокрыт под этим символом, исходя из символики В. Цоя, мы здесь постараемся выяснить, найти ответ, как и на вопрос "почему именно так, а не иначе, и для чего так поставлен вопрос и таковая символика"... По другому говоря, от кого поэт ждет ответа, так поставить вопрос во избежание двусмысленностей...

  В песне "Генерал" стоит вопрос:

                "Может быть, завтра с утра будет Солнце
                И тот Ключ в связке ключей?.."

  Как и подобный вопрос стоит в другой выше приведенной песне:

                "Солнце моё, взгляни на меня?!"...

  Вопрос Поэта с призывом, с мольбой: "Ответь!.." И вот ответ на вопрос, кто же сокрыт в образе символа "Солнце", дан Поэтом в тексте песни по имени "Апрель", именно, в этом тексте, который по своему смыслу, как и по образу трагизма в самой символике, созвучен с текстом последнего куплета песни "Солнце мое"...

  Так в последнем куплете "Апрель" дан Образ в символе:

                "На теле ран не счесть,
                Нелегки шаги.
                Лишь в груди горит звезда.
                И умрет Апрель,
                И родится вновь,
                И придет уже навсегда...

                А Он придет и приведет за собой весну.
                И рассеет серых туч войска.
                А когда мы все посмотрим в глаза Его,
                На нас из глаз Его посмотрит тоска.
                И откроются двери домов.
                Да ты садись, а то в ногах правды нет.
                И когда мы все посмотрим в глаза Его,
                То увидим в тех глазах Солнца Свет..."
                (В.Р. Цой)

  И разве нужны к этому образу какие-либо толкования, если еще исходить из того образа трагизма Голгофы, про который говорит Борис Вышеславцев. Ведь, в тексте "Апрель" речь явно идет о пути Иисуса к Голгофе, у Которого "лишь в груди горит звезда"... Но вот вопрос: сможем ли мы увИдеть и увИдим ли "в тех глазах Солнце Свет"???

  Скажут скептики: "это всего лишь символы и домыслы, а домыслы рождают мифы...". На что можно ответить словом Бориса Вышеславцева, что:

  "Для христианства бесконечно важно, "жил ли Христос или нет?". Ибо только живая историческая личность обладает подлинной способностью приковывать внимание, внушать любовь, преображать душу. Никакой сублимирующий миф, как бы он ни был возвышен, с этим сравниться не может. Апостолы это хорошо понимали: "Слово стало плотию, и обитало с нами... и мы видели славу Его" (Ин. 1:14).
  Конечно, историческая реальность Христа еще не говорит о Богочеловечестве Христа. Последнее нужно увИдеть, услышать духовным слухом, угадать сердцем, убедиться с аксиологической очевидностью. Но увидеть Бога в живом Богочеловеке ("видевший Меня видел Отца") есть нечто иное, нежели увидеть Бога в своей душе. Здесь не нужен "онтологический аргумент", не нужны никакие доказательства: взгляни и убедись! И тот, кто не может убедиться, кто не имеет ограна, чтобы воспринимать "святость" и аксиологическое совершенство, для кого "божественный глагол" не звучит в силу отсутствия слуха (ибо лишь "имеяй уши да слышит"), - тот все же, как Ренан, принужден будет остановиться в изумлении перед этим чудом истории..." (Б.П. Вышеславцев).

  Именно, чтобы увИдеть "в тех глазах Солнце Свет...", чтобы увИдеть Смысл символики Поэта, нужно иметь духовное зрение и быть способным вопринимать "божественный глагол", как не только ухом сквозь слух, но и потаенным сердцем, что первично драгоценно пред Богом. И Поэт со всей силой духа, что вложен в нем, реагирует на "божественный глагол" сквозь слух и сквозь сердце и отвечает на потаенный зов любящим творчеством, в котором выражает и отражает в символах иную Реальность, как на подобие той реальности, что запечатлена в изображении православных икон с обратной перспективой вИдения...
  И если для некоторых ученых религиозные символы обозначают не более чем мифы, выдумку и домыслы, то Есть нечто очевидное в творчестве Виктора Цоя и это очевидное отражено в вопросе Поэта, в конкретном вопросе конкретному Лицу... На вопрос: "кому именно?", думаю, что здесь излишни какие-либо объяснения, тем более для людей ученых...

  Так вот, в 2009 году опубликована книга под названием "В. Цой. Звезды останутся здесь", в которой впервые опубликовали черновые записи текстов Поэта. И вот оказывается, что в тексте песни "Легенда" Поэтом был написан еще один "куплет, в рукописи стоящий перед последним", но по какой-то причине этот куплет был подвергнут цензуре Виктора Цоя и не вошел в основной текст песни. Но по своему смыслу "черновой вариант куплета" вполне вписывается в смысловой образ текста песни "Легенда". И вот в этом куплете, что состоит из четверостишья, есть одновременно загадочные и определенные вопросы, как и утверждающее вопрошание, которое, по-моему, слишком явно откровенное для понимания образа Виктора Цоя. И, наверное, по этой причине Поэт исключил этот текст из основного состава текста песни, который вполне вписавается в контекст основного Текста...

  Итак, вот Вопросы Виктора Цоя:

                "Эй! Если Ты есть, ответь со Своей высоты?
                Посмотри, что Ты сделал Своим подставленьем щеки?
                Ты медлишь с ответом, но нет времени ждать,
                Если я в этом мире Гость, то хозяин не Ты..."
                (В.Р. Цой)

  Некотрые читатели заметят и скажут, что уж слишком откровенны и дерзновенны вопрошания даже и для такого Поэта, как Виктор Цой. Но критически настроенному читателю, я посоветую не давать преждевременных оценок и суждений по поводу вопрошаний Поэта, ибо в тех же черновых записях есть еще много чего интересного, что говорит о творчестве В. Цоя, как и другие вопросы Поэта, которые совершенно созвучны вопросам в выше приведенном куплете... Например, вот это! как:

                (Наступающие тигру на хвост)

                "Если небо будет падать - кто подставит ладонь?
                Кто заменит тех, кто смертельно устал?
                У кого хватит сил поддерживать этот огонь?
                Кто сможет встать на место тех кто упал?"
               
                "В доказательство единства эта зелень стекла.
                Что же делать, если я встал в 6 утра?
                Ветка жасмина не может знать толка в вине.
                Помнишь, ты мне обещала вчера?

                Я не вижу их, я смотрю вокруг.
                Я хотел бы услышать стук их сердец,
                Я хотел бы проверить крепость их рук,
                Что они смогут сделать с первым концом?

                Если стена будет падать, кто подставит ладонь?
                Кто заменит тех, кто смертельно устал?
                У кого хватит сил поддерживать этот огонь?
                Кто сможет встать на место тех, кто упал?

                Кто они? Может быть, он, может быть, ты.
                В ком проснется то, что нужно нам?
                Где их дом, где? Здесь или там?

                Смотришь на солнце без солнцезащитных очков.
                Смотришь вверх, не глядя вперед.
                Я иду с ними, где они? Я готов.
                Как перейти реку, не зная, где брод?

                Те, кто могли бы петь, стоят у станков,
                Не смея порвать свой заклеенный рот.
                Открывать дверь и не спрашивать: "Кто?"
                Лететь, зная - не сможет сесть самолет..."
                (В.Р. Цой)

  Вполне и совершенно очевидно и ясно, что в черновом куплете текста "Легенды" Поэт обращается ко Христу. И может показаться с первого взгляда, что В. Цой в своем вопрошании выступает против Пути Иисуса Христа, но так ли это на самом деле, исходя из утвердительного вопрошания последних двух строк четверостишия?..

                "Ты медлишь с ответом, но нет времени ждать,
                Если я в этом мире Гость, то хозяин не Ты..."

  А что если эти строки сопоставить с другими из других текстов Поэта, как, например:

                "Тайна твоей музы тебе открывается...
                Стряхни же сон с очей своих и
                порази сон других...
                владея тайной прозревать в зерне..."
                (Н.В.Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями").


                "Я ждал это время, и вот это время пришло...
                Соседи приходят, им слышится стук копыт:
                Мешает уснуть, тревожит их сон.
                Те, кому нечего ждать отправляются в Путь.
                Те, кто спасен.
                Те, кто спасен...
                А тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна.
                Спокойная Ночь..."

                "У меня есть Слово, но в нем нет букв,
                У меня есть лес, но нет топоров,
                У меня есть время, но нет сил ждать,
                И есть еще ночь, но в ней нет снов...

                И есть еще белые, белые дни,
                Белые горы и белый лед.
                Но всё, что мне нужно, -
                Это несколько слов
                И место для шага вперед..."
                (В.Р. Цой)

  Вот! "всё, что нужно" Поэту, как всего лишь "несколько слов и место для шага вперед...", как для шага навстречу человеку и как для шага навстречу Христу... И здесь Поэт сам проговаривает за себя, как и сам свидетельствует о сокровенном пути и о сокровенной Встрече с Тем, Кого человечество более всего ожидает... И эту сокровенную Встречу поэт выразил в символах и в символе в образе как "Апрель"..., как и в другой песне под названием "Сосны на морском берегу":

                "И я верю, что Ты
                Снова скажешь эти несколько слов.
                И тогда я готов
                Оставить след на этом снегу.
                И я знаю, что мне
                Недолго осталось ждать,
                Чтобы снова увидеть сосны на морском берегу..."
                (В.Р. Цой)

  Но пока в этом мире сквозь вопрошание поэта ко Христу "ответь со Своей высоты" нам слышен крик души, моление Поэта в слове "Ответь!" сквозь вопрошание "Солнце моё, взгляни на меня?!"... И лишь через этот трагизм духа человека, взывающего к Всевышнему, взывающего в отчаянии, в последнем издохе, нам возмжно откроется подлинное взывание Поэта, Виктора Цоя, который проговаривает от своего имени, проговаривает тоску ожидания сквозь отчаяние, ожидания Того, Кто есть "Солнце Свет", освещающий весь мир, тот свет, что и во тьме светит... Ибо по слову поэта:
               
                "Если есть тьма, должен быть Свет..."

  И Свет Христов, что преобразит наши души, ожидается в потаенных сердцах, несмотря ни на что, несмотря даже на то, что, казалось бы, уже все кончено и все надежды исчерпаны пред глазами холодного рассудка в этом мире и в этой жизни... Но все-таки Поэт взывает к Богу, Поэт ожидает, ждет последнего Ответа... "Ответь!"...

                "Я жду ответа... Больше надежд нету.
                Скоро кончится Лето... Это..." 

  Но взывание Поэта не безнадежное, не расслабленное, но укрепленное в стойкости Веры, той тверди Веры, в которой стояли пророки и апостолы... И только в такой Вере открывается Смысл Пути, и только в такой Вере открывается Смысл любви, ибо Бог есть любовь, и путь, и истина, и Жизнь...

                "Но странный стук зовет: "В дорогу!"
                Может - сердца, а может - стук в Дверь.
                И, когда я обернусь на пороге,
                Я скажу одно лишь слово: "Верь!"


  Именно, одно лишь Слово, в которое и возможно подлинно верить и которое лишь одно открывает Смысл жизни и смерти через путь любви и веры...

                "А жизнь - только Слово,
                Есть лишь любовь и есть смерть...
                Эй! А кто будет петь,
                Если все будут спать?
                Смерть стоит того, чтобы жить,
                А Любовь - стоит того, чтобы ждать..."

                "Я жду ответа..."
                (В.Р. Цой)

  Многое в этом мире изменится, возможно, что изменится и сам этот Мир, но вопросы Виктора Цоя останутся. И возможно, что когда-то мы станем свидетелями того Ответа, что с таким трепетом ожидал Поэт... Единственное, к чему призывали пророки и поэты, это к тому, чтобы верить и любить, и в творческой любви предвосхищать всеобщее ожидание, воплощать мечту в жизнь и осуществлять смысл пути жизни... Ибо без творческого воплощения и осуществления Веры и Любви тщетна тогда наша вера и наше ожидание... Потому мы обязаны творчески действовать в свободе духа, что станет творческим ответом на зов Божий...

  В книге "Последний год Достоевского" автор Игорь Волгин описал поразительный образ к жизни и творчеству Достоевского:
   "Он умер в годину великих потрясений и великих надежд.
  Россия стояла "на какой-то окончательной точке": чаша весов колебалась.
    Будущее было открытым.

    Он умер - и вопросы, которые в зависимости от нужд вопрошавших именовались то вечными, то мировыми, то проклятыми, получили ещё одно обозначение: они стали называться вопросами Достоевского" (И.Л. Волгин).

  Именно, такой образ из жизни Достоевского совпадает и созвучен образу жизни и творчества Виктора Цоя. Случайность ли? "Будущее было открытым...". Ф.М. Достоевский оставил нам сквозь творчество вопросы, как вопросы о Боге, о человеке и о судьбе человека в мире, которая перекрещивается с судьбой России. И если судьба Поэта России, в России имеет колоссальное значение, "путем зерна", то насколько тогда значимы для нас, как и для будущих поколений России, вопросы Поэта... Трудно сказать, но одно очевидно, что значение вопросов просто огромно-космично... Многое зависит от нашего творческого соучастия в постижении Образа и в осуществлении Смысла творческого ответа...

                "В наших глазах крики "Вперед!"
                В наших глазах окрики "Стой!"
                В наших глазах рождение Дня
                И смерть Огня...
                В наших глазах звездная ночь,
                В наших глазах потерянный рай,
                В наших глазах закрытая Дверь.
                Что тебе нужно? Выбирай!.."

                "Я жду ответа..."


                (8 августа 2013 г.) 

                Часть вторая. 

                Украина-МАМА - я знаю, мы все сошли с ума...   

                "Поэт казнит, поэт венчает;
                Злодеев громом вечных стрел
                В потомстве дальнем поражает..."
                (А.С.Пушкин)

                "Завтра кто-то, ВЕРНУВШИСЬ ДОМОЙ,
                ЗАСТАНЕТ В РУИНАХ СВОИ ГОРОДА..."
                (В.Р.Цой)

                "В наших глазах ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ,
                В наших глазах закрытая Дверь.
                ЧтО ТЕБЕ нужно? ВЫБИРАЙ?.."
                (В.Р.Цой)

                ***

2-3 июня 1990 года группа "Кино" с концертами триумфально выступала в г. Донецке. Вот тогда в 1990-м году кто бы мог провидчески сказать, что Слово Поэта, Виктора Цоя, спустя четверть века, станет пророческим и звучащим как Гром с Неба; кто бы мог тогда сказать?..
Кто бы мог тогда сказать, что СЕГОДНЯ в 2014 году города и села юго-востока Украины будут разрушены, а весь народ славянский, русско-украинский, сойдет с ума, проливая братскую кровь в межнациональной ненависти-розни. Кто бы мог тогда сказать? Кто бы мог тогда, как и СЕЙЧАС, вслушаться в Слово и понять Поэта?..

           А Поэт, по слову А.С.Пушкина, ПОРАЖАЕТ ГРОМОМ ВЕЧНЫХ СТРЕЛ...

                Каков этот ГРОМ и каковы ВЕЧНЫЕ СТРЕЛЫ Слова Поэта?

                ***

                "Постой, не уходи!
                Мы ждали Лета - пришла ЗИМА.
                Мы заходили в дома,
                Но в домах ШЕЛ СНЕГ.
                Мы ждали завтрашний день,
                Каждый день ждали завтрашний день,
                Мы прячем глаза за шторами век...
               
                Мы хотели пить, не было воды.
                Мы хотели света, не было Звезды.
                Мы выходили под дождь
                И пили воду из луж.
                Мы хотели песен, не было слов.
                Мы хотели спать, не было снов.
                Мы носили траур, оркестр играл тушь...

                В наших глазах крики "Вперед!"
                В наших глазах окрики "Стой!"
                В наших глазах рождение Дня
                И смерть Огня.
                В наших глазах звездная ночь,
                В наших глазах ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ,
                В наших глазах закрытая Дверь.
                ЧтО ТЕБЕ нужно? ВЫБИРАЙ?.."
                (В.Р.Цой)

И чтО же МЫ ВЫБРАЛИ? ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ и СМЕРТЬ?..

                "Сталь между пальцев, сжатый кулак.
                Удар выше кисти, терзающий плоть,
                Но вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд.
                Разрушенный мир, разбитые лбы,
                Разломанный надвое хлеб.
                И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
                А кто-то так рад, кто-то так рад...

                Мама, мы все тяжело больны.
                МАМА, Я ЗНАЮ, МЫ ВСЕ СОШЛИ С УМА..."
                (В.Р. Цой (1987-88г.).

                "Где-то есть люди, для которых есть день и есть ночь.
                Где-то есть люди, у которых есть сын и есть дочь.
                Где-то есть люди, для которых Теорема верна.
                Но кто-то станет стеной, а кто-то плечом,
                Под которым дрогнет стена.

                Земля - Небо...
                Между землей и небом - война!
                И где бы ты ни был,
                Чтоб ты ни делал -
                Между землей и небом - война!.."
                (В.Р. Цой)

                "И две тысячи лет - война,
                Война без особых причин.
                Война - дело молодых,
                Лекарство против морщин.
                Красная, красная кровь -
                Через час уже просто земля,
                Через два на ней цветы и трава,
                Через три она снова жива
                И согрета лучами Звезды
                По имени Солнце..."
                (В.Р. Цой)

                "Соседи приходят, им слышится СТУК КОПЫТ,
                Мешают уснуть, тревожат их сон.
                Те, кому нечего ждать, отправляются в Путь,
                Те, кто спасен...
                Те, кто спасен...
                А тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна.
                Спокойная Ночь..."
                (В.Р. Цой)

СТУК КОПЫТ? про чтО это?..

                "Один любит рок, другой любит сок,
                А третий идет по стране чудес,
                А четвертый все поет о трех-четырех.
                Но какой в этом прок, какой в этом прок?
                Раньше у нас было так много комнат,
                Полных людей полных идей,
                А сейчас ничего, только рыба гниет
                С головы у фашистских детей.
               
                И один все кричит, а другой все молчит,
                Ну а третий торчит, забивая болты.
                А машине, которая шла на восток,
                Обломали рога менты.
                И я хотел бы спросить: почему и зачем
                Ты повесил на грудь золотую медаль?
                В этом зале все думают так же, как ты,
                А ты смотришь вдаль, ты смотришь вдаль.

                А еще я хотел бы узнать: почему
                Так легко променяли вы море на таз?
                Но друзья тут же хором ответили мне:
                "Ты не с нами, значит, ты против нас".
                Но если это проблема, то она так легка,
                Если это задача, то она так легка.
                Это дети минут ломают Дверь,
                Не заметив, что на ней нет Замка...

                Дети минут никогда не поймут
                Круговороты часов.
                И придут НА ПОРОГ, и сломают Дверь,
                И расколят чаши весов.
                Они не верят в победы добра над злом,
                Как в победы зла над добром.
                Они знают, что у них есть только серый день,
                И они хотят жить этим днем.
                Дети минут.
                Улицы ждут ваших слез,
                Улицы ждут ваших слез..."
                (В.Р. Цой).

                «Я не вижу их, я смотрю вокруг.
                Я хотел бы услышать стук их сердец,
                Я хотел бы проверить крепость их рук,
                Что они смогут сделать с первым концом?

                Если стена будет падать, кто подставит ладонь?
                Кто заменит тех, кто смертельно устал?
                У кого хватит сил поддерживать этот огонь?
                Кто сможет встать на место тех, кто упал?

                Кто они? Может быть, он, может быть, ты.
                В ком проснется то, что нужно нам?
                Где их Дом, где? Здесь или там?

                Смотришь на солнце без солнцезащитных очков.
                Смотришь вверх, не глядя вперед.
                Я иду с ними, где они? Я готов.
                Как перейти реку, не зная, где брод?..»
                (В.Р. Цой, с. 201, 2009).

И вот к вопрошанию Виктора Цоя, как:

             «Расскажи, каково Быть мишенью в тире?
              У меня Есть Вопрос, на который ты не дашь мне ответ».

«…историю творят те беспокойные «странники и пришельцы на земле», которые вечно «ищут отечества», «стремятся к лучшему», града грядущего взыскуют, и только таких Бог не стыдится (Евр. 11: 13-16). Вера ведет их во всех творческих исканиях: «ожидание города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11: 10). История есть строительство такого «града», и в этом строительстве мы «соработники», сотрудники у Бога. И без этого созидания и искания Царства Божия – нет спасения… История творится верою, а не законом. Ибо история есть трагедия и построена только в категориях трагического, как трагедия свободной судьбы, которая избирается не иначе как верою… Вера есть творческая сила, она творит жизнь, «животворит», указует конкретное деяние в своих угадываниях и предвосхищениях…»
                (Б.П. Вышеславцев, с. 24, 1994).

                «А над городом плывут облака,
                Закрывая небесный свет.
                А над городом – желтый дым,
                Городу две тысячи лет,
                Прожитых под светом Звезды
                По имени Солнце…»

                «Сегодня кому-то говорят: «До свиданья!».
                Завтра скажут: «прощай навсегда».
                Заалеет сердечная рана.
                Завтра кто-то, ВЕРНУВШИСЬ ДОМОЙ,
                ЗАСТАНЕТ В РУИНАХ СВОИ ГОРОДА.
                Кто-то сорвётся с высокого крана…

                Ночью над нами пролетел самолёт,
                Завтра он упадёт в океан:
                Погибнут все пассажиры.
                Завтра где-то, кто знает где –
                Война, эпидемия, снежный буран,
                Космоса чёрные дыры…» 
                (В.Р. Цой, с. 10, 2003).

                "Я жду ответа. Больше надежд нету.
                Скоро кончится Лето..."
                (В.Р. Цой)

                «Но странный стук зовет: «В дорогу!»
                Может – сердца, а может – стук в Дверь.
                И, когда я обернусь НА ПОРОГЕ,
                Я скажу одно лишь слово: «Верь!»
                (В.Р. Цой)

                ***

                Перемен Духа! как творческое Сопротивление
                духам злобы-революции.

                "Он вечно тот же, вечно новый,
                Он звуки льет..."
                (А.С. Пушкин).

                "Тайна твоей музы тебе открывается...
                Стряхни же сон с очей своих и
                порази сон других...
                владея тайной прозревать в зерне..."
                (Н.В. Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями").

                "Я ЖДАЛ ЭТО ВРЕМЯ, и ВОТ ЭТО ВРЕМЯ ПРИШЛО:
                Те, кто молчал, перестали молчать.
                Те, кому нечего ждать, садятся в седло,
                Их не догнать, их уже не догнать.
                А тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна.
                Спокойная ночь...

                Соседи приходят: им слышится СТУК КОПЫТ,
                Мешает уснуть, тревожит их сон.
                Те, кому нечего ждать, отправляются в Путь.
                Те, кто спасён.
                Те, кто спасён.
                А тем, кто ложится спать –
                Спокойного сна.
                Спокойная ночь»    
                (В.Р. Цой, с.217, 2003).

                «И выстраданный стих, пронзительно-унылый,
                Ударит по сердцам с неведомою силой…»
                (А.С. Пушкин)

                «Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
                И обо мне вспомянет»
                (А.С. Пушкин)

                «Скорбию ангела загорится наша поэзия и, ударив-
                ши по всем струнам, какие ни есть в русском че-
                ловеке, внесёт в самые огрубелые души святыню…»
                (Н.В. Гоголь)

                «Наши реки бедны водой.
                В наши окна не видно дня.
                Наше утро похоже на ночь.
                Ну, а Ночь – для меня.
                Глядя в жидкое зеркало луж,
                На часы, что полвека стоят,
                На до дыр зацелованный флаг,
                Я полцарства отдам за коня…
                Командиры Армии Лет,
                Мы теряли в бою день за днём,
                А когда мы разжигали огонь,
                Наш Огонь тушили дождём.
                Мы сидим у разбитых корыт
                И гадаем на Розе Ветров,
                А когда приходит время вставать,
                Мы сидим, мы ждём…
                Играй, невесёлая песня моя, играй, играй!»
                (В.Р. Цой, с. 343, 2003).

А потому весь творческий огонь духа, всю мощь пророческого слова Поэт обращает к людям, взывая к потаённым сердцам:
               
               "Вместо тепла - зелень стекла,
                Вместо ОГНЯ - дым...

                Сигареты в руках, чай на столе - эта схема проста,
                И больше нет ничего, ВСЁ НАХОДИТСЯ В НАС...

                Мы не можем похвастаться мудростью глаз
                И умелыми жестами рук,
                Нам не нужно всё это, чтобы друг друга понять.
                Сигареты в руках, чай на столе - так замыкается круг,
                И вдруг нам становится страшно что-то менять...

                Перемен! ТРЕБУЮТ НАШИ СЕРДЦА.
                Перемен! требуют наши глаза.
                В нашем смехе и в наших слезах,
                И в пульсации вен –
                Перемен! Мы ждём ПЕРЕМЕН!»
                (В.Р. Цой, с. 202-203, 2003).
 
Что означает «покайся», изменись (метанойя – греч.) внутренне, духовно, очистись в «сердцах и утробах», очисти душу свою, дабы в чистоте любящего сердца обратиться к Богу, ибо лишь чистые сердцем Бога узрят, как сказано в нагорной проповеди Иисусом:
«Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»                (от Матф. 5:45,48).

«Покайтесь – означает дословно, в переводе с греческого языка, – передумайте, перемените образ ваших мыслей, начинайте совершенно по-иному мыслить, чувствовать, желать и поступать, то есть по воле Божией, как Господь говорит. Покайтесь – значит перемените ваши житейские взгляды и мнение на целостное мировоззрение, которое дано в евангельском благовестии. Покаяться – это значит смириться пред Богом и людьми с глубоким сознанием своего недостоинства, повергнуться пред Богом, просить у Него сил для новой, доброй жизни» (В. Мордасов «Святые отцы об исповеди», с. 124, 2010).

Но для чего – покаяние и изменение? А для того, ибо…

«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа… кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое… Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно… Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях. А обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (2-е Коринф. 3:17,18; 4:18; 5:17), (к Ефес. 4:22-24).
 
                ***

"...И последнее - но далеко не последнее по важности - о чем я считаю необходимым сказать. Истинный патриотизм - это любовь и преданность своей стране и в целостности её истории, и в её современном состоянии. Между тем ныне к "патриотам" причисляют людей, которым дорога только дореволюционная, монархически-православная Россия (Россию после 1917 года они так или иначе "отрицают"), а с другой стороны - людей, которые дорожат позднейшей, советско-коммунистической Россией.
Если вдуматься, станет ясно, что все эти люди являются патриотами не России, а того или другого общественного строя, и в этом - еще одна причина несостоятельности нынешнего употребления слова "патриот".
Наконец, многие "патриоты" полностью отвергают или даже просто проклинают СЕГОДНЯШНЮЮ Россию и её терпящий свое положение народ. Напомню в связи с этим слова, написанные за несколько лет до 1917 года одним из гениальных русских мыслителей Василием Розановым:
"Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно тогда, когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша "мать" пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, - мы не должны отходить от нее... Но и это еще не последнее: когда она, наконец, умрет и, обглоданная евреями, будет являть одни кости - тот будет русский, кто будет плакать около этого остова..."
Уместно сказать, что Россия являла собой, в сущности, только "остов" и после монгольского нашествия 13 века, и в Смуту начала века 17-го, и после Февраля 1917 года. Но каждый раз находились истинные патриоты - и они, конечно, не только "плакали", - хотя создавались и такие сочинения: "Слово погибели Русской земли" (1240), "Повесть о разорении Московского государства и всея Российская Земли" (1612), "Слово о погибели земли Русской", написанное Алексеем Ремизовым (сентябрь 1917-го).
И в заключение: три охарактеризованных только что различных типа "патриотов" должны слиться воедино и стать тем самым истинными патриотами России, которая только при этом условии воскреснет..."
          (В.В.Кожинов "Россия как цивилизация и культура (к 1200-летию Русского государства)" / М., 2012).

                ***

                «Здесь непонятно, где Лицо, а где рыло.
                И кому, и зачем здесь петь?…
                И мне не нравится то, что здесь было.
                И мне не нравится то, что здесь есть»
                (В. Цой, с. 356, 2003).

                «Расскажи мне о тех, кто устал:
                От безжалостных уличных драм,
                И о Храме из разбитых сердец,
                И о тех, кто идёт в этот Храм»
                (В.Р. Цой, с.354, 2003).

                «Расскажи, каково Быть мишенью в тире?
                У меня Есть Вопрос, на который ты не дашь мне ответ».
                (В.Р.Цой)


 
              (13.10.2014г.)