Сюрпризы продолжаются

Лидия Христенко
        Приятные сюрпризы продолжаются. Прошло пять дней со дня отъезда дочери. Пятница. Четыре часа дня. Опять звонок. На сей раз звонит сын:
- Мама, здравствуй!Как самочувствие?
- Здравствуй, сынок! Да нормальное.
- Мамочка, кипяти чай!
- Не поняла? Ты где?
- Да, подъезжаем к твоему дому.
Приехал сын со всей семьёй: с женой, дочерью и сыном. У меня уже стол накрыт. Жареные грибы с картошкой, салатик с помидорами и огурцами, сладости к чаю.
- Мама, а ты не против, если мы сейчас уедем на несколько дней к Юлиным родителям, не обидишься? Там печь надо отремонтировать.
- Нет. Конечно, поезжайте. Сваты старенькие, уже в помощи нуждаются.
- На обратном пути мы заедем к тебе, погостим несколько дней.
         Уехали. И опять воспоминания. Сын  подросток, общительный. Всегда полный дом друзей. Играют: то  конструируют, то лепят из пластелина, то рисуют. Помню: как-то мама одного из ребятишек пришла за сыном, увидев, что они играют в комнате, возмутилась:
- Петровна, гони их на улицу!
- Пусть играют у меня на глазах. Да и не мешают они мне.
        Было ему где-то семь лет, дедушка, отец мужа, часто брал его с собой. Папа был механиком-самоучкой. А как разбирался в технике?! По звуку мог определить поломку двигателя. Многие обращались к нему за помощью. Сам собирал разные самоходки, косилку и стогомёт лично своими руками соорудил. Отличный строитель, столяр, токарь. В общем, мастер на все руки.  С годами все свои знания и навыки передал внуку.
        Однажды уехал с внуком в соседнюю деревню, находящейся в двенадцати километрах от Новодубровки. Уже рабочий день закончился, а деда с внуком нет. Вдруг смотрим: едет самоходка,  да как-то странно виляет, а это внук за рулём. Дедушка "тяжёленький"... Так семилетний мальчишка доставил дедушку домой в целости и сохранности.
Он постоянно с дедом. У дедушки многому научился: стулья, прялки делать, управлять техникой. Дедушка его называл всегда не внуком, а сыном. Сейчас, вспоминая с благодарностью отца, я думаю: он так подчёркивал свою безграничную любовь  и преданность к внуку, который же ни на шаг не отходил от него. Дедушки нет, а внук с нежностью и благодарностью вспоминает, продолжает его дело.  В честь дедушки создал альбом "Он называл меня сыном..."
        А вот Саша (мой сын) нянчится с сестрёнкой, старше её на восемь лет, я копаю картошку, а он, по собственному желанию, стирает пелёнки, ползунки, забирает её из садика, а она, вцепишись за руль велосипеда, сидит на раме впереди его. Дочери тогда было всего годик.
         Вот дочери уже три годика, сыну одиннадцать. Как-то очень устала, прилегла отдохнуть. Проснулась оттого, что мои дети оба плачут. Ничего не могу спросонья понять, а это Сашеньке показалось, что мама не сопит...
         Сестрёнка ни на минуту не оставляет его в покое: играть вместе, в кино тоже. У меня было много книг по кулинарии, одна из них - выпечка по-домашнему - вся потрёпана. Там рецепт вафель. Саша, благо продукты свои: сливки, молоко, масло, яйца- всё есть, стряпал часто вафли сам, а Светочка сидела рядом и вафельные блины заворачивала в трубочки. Правда, после их стряпни было много грязной посуды, клеёнка заляпана в тесте! Но я никогда не возмущалась. Отмою. Главное дети умеют это делать и сыты.
        Шестнадцать лет, окончена средняя школа. Поступил в институт. На третьем курсе женился. Родилась дочь. Защитился с красным дипломом. Аспирантура. Кандидатская, Трудности были, но сын преодолевал их с достоинством, с завидным самообладанием. Да, как будто это недавно было, а внучке Виктории, нашей победе, уже шестнадцать лет. Взрослая девушка, внуку же только восемь.
         Побыли у родителей жены. Теперь у меня гостят. Помолодела я. Счастливая. Суечусь, что бы такое повкуснее приготовить. Весело у меня. Смех, разговоры, воспоминания.
         Как-то завалинку на зиму стала окапывать и лопатой нечаянно ткнула в нижнее бревно, она как пушинка проткнула его, два ряда сгнили полностью, так сын вместе с дедушкой эти нижние ряды заменили на новые. А на покосе? Саше было двенадцать лет, а он на граблях грёб! Ведь тяжело дёргать эти рычаги. Но,  как настоящему взрослому хозяину, выделили и ему сено. Как-то раз призналась сыну:
- Зря такое хозяйство держала, себя выматывала, да и вам доставалось, старались мне помогать, можно сказать, детства почти не видели.
На что сын ответил:
- А как бы мы жили на одну твою зарплату? Не надо винить себя. Всё было замечательно. Труд ещё никого не испортил, а, наоборот, облагораживает человека.
         Просмотрел сын  и мои опусы:
- Мама, ты меня, конечно, прости, понимаю, что доченька ближе тебе (сам же при этом хохочет, чем и меня рассмешил), любименькая же твоя, но я знаю, что и я твой любименький, так вот напиши после нашего отъезда и про меня.
         Время пролетело быстро, как во сне. Пора уезжать! Прощаемся. Снова я одна. Пусто в квартире. Грустно и тихо, только слышно, как тикают часы.
         Дорогие читатели и авторы прозы ру! Не судите меня строго, ведь я пишу для того, чтобы поделиться. Поэтому ссылаюсь на понравившееся высказывание Оксаны Владимировны Токмань:
"Когда же мы пишем не думая над каждым словом, а излагаем накипевшее, от чистого сердца, не боясь кому-то не понравиться, то укрепляем энергию своего времени и очищаемся."  Можете считать, поделившись с вами, я очистила свою душу.