История Всемирной Литературы 49
Дезертиры Вавилона.
Аккадская (Вавилонская) литература переработала шумерские мотивы и сюжеты. Шумерская литература была приспособлением устного творчества к ограничениям письменной речи. Многочисленные повторы, помогающие устному запоминанию и затем пьяному восприятию песни, в письменном виде грамотного человека только раздражают. Их убрали.
Вторая сторона техники при обработке шумера вавилоном - разработка поведения и особенно мотивов поведения героев. Если современная литература основана на резком изменении внешнего мира или на перевоспитании героя, то для древних авторов мир по сути неподвижен, а герои однозначны, необучаемы. Поэтому выход - в описании мотива, который не совпадет с будущим обьективным фактом.
Иначе говоря, герой по незнананию желает чего-то, чего в природе уже или еще нет, факт противоречит ему, возникает интрига. Герой однозначен, он упорствует, факт тоже вещь упрямая. А в итоге имеем напряжение сюжета, не описывая никакого принципиального движения.
Сюжет как "описание ошибок".
От глупого противоречия с природой и богами легко перейти к несовпадению мнений в обществе. Так государственные идеи шумера были переделаны в нечто, вроде идейного диалога. Еще не прямая критика, но уже наличие альтернатив.
У шумерского военкомата из предыдущей статьи по ИВЛ появились вавилонские дезертиры.