Tet-a-tet

Хачхарджи Константин
               
 Константин Хачхарджи, - К.Х.

  Слава Богу, дожил я до такой чудесной интеллектуальной игрушки, как Интернет. Трудно себе представить (да и не надо стараться), что мы сейчас делали бы без него, чем бы занимались.  Наверно, слушали бы музыку, смотрели бы фильм, напечатали бы какой-либо тугамент, что ещё? Ну, может быть, чаще ходили бы в гости, вальяжно расхаживали бы по улице, зависли бы на телефонной трубке, обсуждая последние новости, - всего-то! К счастью, Интернет внес необратимые изменения в нашу жизнь. Не считая развлекательной и познавательной функций, подобный вид глобальной межличностной связи дает нам безграничную возможность общения.  И вот,- на что, во дни моей туманной юности трудно было даже помечтать,- благодаря Интернету,  нынче, вдали от меня, в центре России, в Красноярске,  заявился мне самый близкий, по всем статьям, друг, и зовут его тоже славно, – Александр Зубревич, - А.З. Кстати, Александр - имя греческого происхождения: Алекс + Андр, что в переводе означает (буквально)-мужественный защитник,  то бишь,  воевода. Давеча мы договорились поговорить, вроде как, с глазу на глаз, но это не будет интервью, в обычном понимании этого слова, скорее всего, мы обсудим с предельной откровенностью  некоторые аспекты мира бренного. Дальше - с мыслью наперевес.

 Итак, mon cher, мы не последуем примеру Льва Толстого, то есть не станем  подробно расписывать  детство и отрочество, ибо наше нынешнее пребывание  на временном Олимпе во  здравии и твёрдой памяти является ярким свидетельством  того, что годы наши вешние текли в нормальном русле: хунзакуты, если по большому счёту! Поначалу, откровенно говоря, мне учёба была не по душе, не любил спокойно сидеть за партой, когда за окном жизнь бурлит, кругом зелено, солнышко светит, птички поют. Однако в восьмом классе я вдруг понял, что впереди меня ждут сложные проблемы, и к ним надо готовить себя основательно, дабы  не упасть и не растерять себя в лабиринтах бытия. С той поры меня никогда не покидала страсть к совершенству. В этой связи хочется спросить, как с этим у тебя?

  А.З. Это очень простой и в то же время сложный вопрос. На него нельзя ответить односложно, поэтому начну со школы. На каждом этапе жизни всегда есть личность, которая тебе освещает, или высвечивает, что будет точнее, твой дальнейший отрезок жизненного пути.  На писательскую стезю меня определили моя  классная руководительница, учительница русского языка  и литературы,  Клавдия Васильевна Таций,  и ее муж, библиотекарь, Зубов Евгений Павлович, за что каждый раз я вспоминаю их с большой благодарностью: они были уникальные! Помимо этого, именно в школе я получил навыки управления. Комитет ВЛКСМ школы – это, какой ни есть, но всё же опыт! Потом – техникум. Это уже другой расклад, так как ты только что  вылетел из родного гнезда, ни папы, ни мамы,  всё вокруг чужое, незнакомое, но это уже твоя школа жизни, пройдёшь её успешно  – выжил, не пройдёшь – ну, сам понимаешь. В  техникуме я получил, так сказать, «свои университеты». Там я попал в руки самых дорогих, после родителей, людей. Они научили меня видеть не глазами, а сердцем. Отличать пирит от золота, красивые речи от грубой правоты. Ну, в общем, я считаю,  там  я стал таким, какой я сейчас. Потом была только шлифовка и корректировка.

  К.Х. До школы мне русский язык не был знаком: говорил исключительно на наречии, который несколько ближе к древнегреческому, а точнее, к ахейскому диалекту, но со временем русский язык стал для меня alma mater, потому что нет в мире другого логоса, который был бы, столь  ярким и выразительным, как по смыслу, так и по построению. К примеру, слово  ОБРАЗОВАНИЕ  на английском будет education, на латинском – educationis, - всё однозначно, тогда как в русском языке  оно  исходит от действа - о б р а з о в а т ь с я, то есть стать на ноги, состояться, предстать в ином образе. Тогда скажи мне, как лично ты  относишься к образовательному процессу?

 А.З. Я считаю, что образовательный процесс должен быть от рождения до смерти. Учиться, это все равно, что двигаться по пояс в воде,  навстречу течению: остановился  - покатился назад. Причем не обязательно хапать титулы и дипломы, ибо известно, что наличие ученой степени, далеко не всегда, определяет наличие ума. А по образованию, это отдельная статья. Я считаю, что наступило, причем еще вчера, время реформы образования. Вот моя концепция. Образование должно быть 7 уровневым:

Первый уровень, – это всеобщее 8-ми  классовое образование:  базовые знания по всем дисциплинам, по единым российским учебникам, и - непременная цензура в области фундаментальных дисциплин. Мое личное убеждение, что 9 – 11 классы без профессионального направления – без пользы потраченные годы.

Второй уровень, - среднее профобразование, на базе двух лет обучения в техникумах , по примеру неполного высшего образования, что даст  возможность занимать квалифицированные рабочие должности.

Третий уровень, -  это полное среднетехническое образование – магистр, то бишь, среднее образование с профессией,  короче говоря – техникумы, которое даёт возможность  работать в должности младшего начальствующего состава: мастер, начальник цеха.

Далее обязательное прохождение воинской службы

Четвёртый уровень, – неполное высшее образование – 3 курса ВУЗа – бакалавр, который может быть в ранге технолога, инженера, а также руководителя отдела и заместителя руководителя фирмы, или предприятия по истечению трёх лет успешной работы по профилю.

Пятый уровень,  - законченное высшее образование – полный курс ВУЗа – инженер, который может быть в ранге главного технолога, главного инженера, руководителя фирмы, или предприятия.

Шестой уровень, - аспирантура – кандидат наук, что открывает двери в научных сферах.

Седьмой  уровень, - доктор наук: высшее ученое звание.

Исключение составляет программы обучения одаренных детей.

 К. Х.  Образовался – докажи на деле на что ты способен. Практика – это ведь проверка на прочность, не так ли? Главное на этот период – встреча с людьми разного толка, на различных иерархических площадках, их было – уйма, но по-настоящему мне  запомнились всего лишь трое, последний из них Александр Зиновьевич Астрахань, еврей чистейшей пробы. Было стал искать его, чтобы связаться, но, увы, умер. В центре Донецка (Украина) в 2007 году на могиле соратники  поставили ему памятник, на котором написано на украинском языке:


                Астраханю   Олександру Зіновійовичу

         видатному діячу  вугільної промисловості  та шахтного будівництва!


В Википедии, там, где разрешены ссылки, в его честь я отозвался в таком духе:

       «Я, Хачхарджи Константин Антонович, горный инженер по образованию, хорошо знал  Александра  Зиновьевича  Астраханя:  застал его в ранге Генерального директора объединения «Шахтёрскаантрацит». Замечательный был руководитель, с большим опытом в горном деле, с громадной управленческой интуицией. Его жизнь – это ярчайший пример служения Делу»
 
Все остальные «приспешники мнимого счастья», как я их называю,  не то, чтобы дураки, - хуже: все они с детской наивностью думали, что вполне умные.

Интересно знать, как у тебя обстоят дела в этой сфере?

  А.З. А вот это, действительно,  дерьмо, я так их называю, кстати, Мариночка (моя жена) того же мнения, ты не поверишь, от нас шарахается,  как черт от ладана. Каюсь – женщин я не понимаю, увы, они все прекрасны, и правда всегда на их стороне, как говорят французы: «Если женщина не права, перед ней стоит извиниться», и  сюда же, чисто русское, - «Нельзя знать все о жене, а если можно, то не нужно». Я женат четыре раза, но ни про одну из бывших жен, я даже в мыслях, не скажу что-то  плохое. Мариночка о них все знает, и меня поддерживает. А вот с мужчинами другое дело. Я их чувствую. Далеко ходить не надо. Мы с тобой ни разу в жизни не встречались, а ощущение, как будто прожили лет двадцать, не меньше, под одной крышей. Наш общий «друг», ты знаешь о ком речь, может быть и хороший, но…не то. Костя, я знал стольких людей, которым бы при жизни памятники ставить. Я лично, счастлив, что был с ними знаком:  Владимир Высоцкий, Лев Туз, Вадим Козин…
Дерьмо понимает, что от нас получит только смех, и поэтому исчезает, как туман на побережье при даже малом ветерке.

 К. Х. По подсчётам России осталось бражничать, эдак,  лет  30-ть,  так как к этому времени запасы нефти будут исчерпаны. Надо полагать, что через десяток лет (примерно!) солидную долю  нефти законсервируют в виде НЗ, чтобы не сорвать программу по исследованию Космоса, а оставшийся мизерный объём станут продавать стаканами. По этой части (я помню) у тебя была довольно интригующая задумка  по выходу из этого кризиса. Ты, случаем, её в чулан не забросил?

  А.З. Третья мировая война будет, если она  будет, то будет не за нефть или газ, а за ВОДУ. Остальное прилагается, как и моя идея: придёт время – засветимся. А пока , как ни странно звучит, но эта тема еще не созрела в головах. Короче, общество еще не готово, к такому скачку.

  К.Х. Мне хорошо запомнился широкий (театральный!)  жест депутата  Госдумы РФ Виктора  Зубарева (он, кажись, с ваших краёв будет), когда он давеча в Москве выступил  с инициативой перенести столицу страны в Красноярск. На заседании «Столыпинского клуба», посвященном проблемам Первопрестольной, Зубарев  заявил, что краевой центр должен стать политической столицей, Москва – экономической, а Санкт-Петербург – культурной. Как тебе сия Идея?

  А.З. Конечно,  нормально, но с одной поправкой: Москва  – это культурно- исторический центр, а  Питер - экономический:  питерцы  честнее. Вот, кстати, о Путине.  Всё чаще в СМИ  пишется об «особом» пристрастии  Путина к Красноярску.  Где бы он ни был, каждый раз, если есть на то повод, заводит разговор о Красноярске, да и отдыхает только в Хакассии, а это ведь  наш край. К чему бы это, а,  старый, мудрый,  грек?-))))

  К.Х. Ох, нелёгкое это дело, но, судя по всему, вопрос о переносе столицы мало-помалу набирает обороты, тем более, есть прецедент. Вот президент Казахстана Назарбаев сумел же построить новую столицу, практически, на пустом месте, тогда как миллионный Красноярск (по данным текущего, - 2013, - года) -  крупный транспортно-логистический центр, здесь: космическая промышленность, цветная металлургия, гидроэнергетика, добротная система образования. Более того, Красноярск расположен в живописных местах России:  на обоих берегах Енисея на стыке Западносибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья и Саянских гор,  в котловине на северных отрогах  Восточного Саяна, так что вполне, я обеими руками - ЗА!!!

     Но это не всё, mon ami, для тебя я припас ещё  парочку «угольков»!
       
  В России то недобор, то перебор: раньше, то бишь в Советское время, которое нам с тобой так хорошо известно, что слов не надо,  была всего лишь одна партия – КПСС, нынче их не счесть числа. Явно неразумно, як кажуть  полякі: "Цо занадто - то не здрове". Так, какой ещё нужен «втык», чтобы дошло?

  А.З. Друже мiй! В России при всем обилии политических партий и движений, наступило такое время, что пора создать еще одну, но последнюю, партию - ПАРТИЮ ПЕНСИОНЕРОВ РОССИИ. Посуди сам. Нас более 60% населения, я имею в виду дееспособного, а мы нужны  только перед очередными выборами. Если была бы партия – она ежедневно бы, занималась проблемами пенсионеров. Нет, мы не выставляем своих кандидатов в Думы,  но (начнём издалека): во  всех восточных эмиратах при Падишахах состояли Визири, которые могли оспорить любое приказание самого Падишаха. А все потому, что кандидатуру Визиря предлагали Падишаху Старейшины, которых не упрекнёшь в отсутствие мудрости при  выборе самого мудрого на пост Визиря. И в Российской империи к голосу Старейшин  прислушивались.

Партия пенсионеров, в силу социальных и возрастных причин, не будет рваться к власти, но зато будет иметь право вето в каждой Думе, что позволит избежать множества  ошибок и неточностей в законотворчестве.

 К.Х. По душе ли тебе эксклюзив Александра Сергеевича: «Любви все возрасты покорны»?

 А.З. Конечно. Любовь – это то, что не дает нам скочевряжиться,  как муравью без муравейника.

 К. Х. Поскольку юмор – это наша с тобой вторая натура, то задумалось мне напоследок привести интригующую строку (по-другому не скажешь)  приснопамятного поэта-забияки, современника М. Ломоносова, И. С. Баркова:

Блажен, кто смолоду еб*т,
 
И в старости спокойно серет

Кто регулярно водку пьет

И никому в кредит не верит.
 
  (Рано он родился: в наш суматошный век он с экранов TV блистал  бы на всю Ивановскую). Как тебе Иван Семёныч?
 
  А.З. Это круто и в  точку-)) Мариночке тоже понравилось. Сказано в 18 веке, а как будто вчера. Я воспылал и в подражание, хотя не поэт, добавлю свой опус:
 
Нет счастья большего, тому, кто лыс и сед,

Чем щебет правнуков под боком

Когда у сына или дочери полет,

А не скуленье на судьбу со вдохом,

Когда друзей не помещает двор,

И шутки, песни, как на том привале,

И счастлив тот, кто жизнь свою живет,

А не считает золото в подвале.
               
                К.Х. Благодарю за внимание, сэнсэй.
                О, «Вейзмир!».