Пелевин и Аллин

Валерий Аллин
          "- Как именно мы трудимся на Великого Вампира? - спросил я.
           - Принимая возникающие в сознании мысли и желания за свои собственные" (Виктор Пелевин "Бэтман Аполло")


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
(http://val000.livejournal.com/363249.html)

Сколько раз зарекался читать Пелевина и опять прочёл его новый роман ("Бэтман Аполло", 2013 г.). Но как же было не прочесть, если после двух "отклонений от темы" (2009 - "t", и 2011 - "S.N.U.F.F.") вышло продолжение "Empire V" (2006 г.). В своей заметке "Виктор Пелевин" (14.05.2012 г.) я писал:
"Сколько раз он дразнил меня своим возможным пониманием запредельного: казалось, вот-вот и за нагромождением грязи и мусора на "поле чудес" появится Истина. Но очередной роман заканчивался ничем и приходилось ждать следующего. Пелевин никак не может оторваться от аналогии жизнь-экран-иллюзия, и снова ходит вокруг Истины, как ведьма в "Вие" Гоголя вокруг "Библии". Подобно ей Пелевин лупит своим даоским посохом по магическому кругу, но не может пробиться к Истине. Ближе всего он подобрался к ней в "Empire V" ("рассказ молдаванина-богослова"), но в следующем романе ("t") опять скатился к своеобразному буддизму". И вот, когда я уже и не надеялся, Пелевин написал продолжение "Empire V" - "Бэтман Аполло". Почему Пелевин не написал продолжение сразу? Его не было. Тема ушла в сторону и естественно развивалась в романах "t" и "S.N.U.F.F.". Продолжение "Empire V" вызревало. Может быть, теперь он двинулся по правильному пути?

Нет, опять очень интересно, и опять перемудрил. Правда, одно открытие мне показалось стоящим. Может быть, это потому, что сам я несколько раз говорил о подобных вещах. Речь идёт о людях-витражах: человек думает, что производит цветной свет, на самом же деле он поглощает почти весь свет (все цвета), отражая только определённые частоты (определённые цвета) как стёкла витража. Эта мысль очень важна для Пелевина: она встречается и в начале, и в конце романа "Бэтман Аполло".

Были и другие совпадения с моими мыслями. Людям, думающим на одну тему, могут приходить в голову сходные идеи, но в данном случае речь идёт об очень необычных идеях. Если такие идеи ловятся одновременно, то это намёк на их истинность (при всей их невероятности). Ниже я приведу несколько таких совпадений. Конечно, возможно я забыл, откуда взял ту или иную мысль, но мне всегда казалось, что они либо вызревали во мне с детства, либо я хорошо помнил, когда они пришли мне в голову.

Сравним некоторые цитаты:
1. Пелевин: "Человек, друзья мои, и есть такой витраж. Вернее, это лучи света, которые проходят сквозь него, окрашиваясь в разные цвета. Лучи способны воспринимать только себя. Они не замечают стекол. Они видят лишь цвет, который они приобрели. Понимаете? Человек - это просто сложная цветовая гамма, в которую окрасился пучок света, проходя через замысловатую комбинацию цветных стекол. Витраж не производит лучей сам. Он по своей природе мертв и темен даже тогда, когда пропускает сквозь себя самую завораживающую игру. Просто свет на время верит, что стал витражом" ("Бэтман Аполло", 2013 г.)

У меня: "Все шарики оказались лёгкими и светлыми. Они светились от проходящего через них солнечного света, но при этом каждый своим цветом. Вот такая красочная индивидуальность... Как у людей" (29.01.2012 г. ссылки на источники есть здесь: http://val000.livejournal.com/363249.html )
 
И ещё у меня: "Мы видим мир расцвеченным нашими любимыми людьми, их мировоззрением. Они - как окна, через которые мы видим мир более ярким и более тёплым" (29.04.2008 г.)

2. Пелевин: "... где и почему электрический разряд становится красным цветом, который мы видим? Этого не знает никто из людей" ("Бэтман Аполло", 2013 г.)

Я много раз в ЖЖ говорил то же самое (в таком же сокращённом виде), но о простейшей геометрической форме. Но вначале я написал немного подробнее: "Интеллект - производное физических процессов в мозгу, но на сегодняшний день никто не знает механизмов мышления. Знают только, что задействована активность некоторых областей мозга, вернее, соответствующих нейронов. Например, нет объяснения, как у нас в голове возникает картинка увиденного. Известны анатомические структуры, вовлечённые в процесс зрения, механизмы передачи сигнала в мозг, участки коры больших полушарий, ответственные за зрение; много теорий, а доказательств им нет". (11.04.2007 г. )

Вроде ничего особенного, но подавляющее большинство людей находится в заблуждении, что то, каким образом мы видим, очень хорошо известно.

3. Пелевин: "Иногда даже спорят, можно ли утверждать, что красное для одного человека - то же самое, что красное для другого. С уверенностью можно говорить лишь о том, что в схожих ситуациях люди используют одно и то же слово. Я подумал, что и правда не знаю, действительно ли красный для меня - это то же самое, что для Софи. Вдруг она видит его как я синий?" ("Бэтман Аполло", 2013 г.)

У меня: "Здесь нужно понимать, что даже если нас всех научили называть, к примеру, красным один и тот же цвет (цвет крови), это не значит, что в голове другого человека этот цвет не наш синий. Представьте, что по сравнению с нашими все цвета в голове нашего собеседника «не те»" (12.08.2011 г.)

Это не первое моё упоминание о восприятии красного и синего. Это то, что я уже лет 10 упорно объясняю огромному количеству людей. Вроде и понимают смысл сказанного, но не понимают, насколько это важно. Пелевин понял!

4. У Пелевина: "... вот только из-за двух фальшивых подземных солнц, светящих в класс с разных сторон..." ("Бэтман Аполло", 2013 г.)

У меня: "Возможно, деление на Светлый и Тёмный мир условно. Шаманы называют их Верхний и Нижний. Нижний обычно тёмен, но там есть светлые места с двумя солнцами" (28.06.2007 г.)

5. У Пелевина: "Куда бы ни стремился их [людей] ум, они всюду найдут одну и ту же непроходимую пропасть, которую их мышление не в силах пересечь - по той причине, что само ее создает.
- А вампиры могут ее пересечь? - спросила Софи.
Улл поднял палец.
- Вампиры не пытаются пересечь эту пропасть. Они в ней живут" ("Бэтман Аполло", 2013 г.)

У меня: "Под окном была бездонная пропасть. По ту сторону пропасти – степь, и километрах в 15-ти - великолепный белый город-замок. Такая же степь начиналась и прямо над потолком моего туннеля. ... Я подолгу сидел на краю пропасти, мечтая попасть в Белый Город. Я не сомневался, что именно там находится Иисус Христос, но понимал, что ещё один шаг в его сторону - и я в пропасти, которая нас разделяет" (05.08.2007 г.)

6. У Пелевина: "как все трусливые и жалкие существа, в качестве мучителей они были особенно страшны" ("Бэтман Аполло", 2013 г.)

У меня: "из этих слабых духом потом получаются самые зверские «деды»" (02.06.2008 г.)

7. У Пелевина: "деньги - это то же самое, что боль. Они имеют одну и ту же природу. Люди всю жизнь корчатся от боли в погоне за деньгами. А иногда могут ненадолго откупиться от страдания с их помощью" ("Бэтман Аполло", 2013 г.)

У меня: "В целом, я бы сказал, что плата для Них - наше душевное страдание. Как ни странно под этот термин подходит и рана, и работа, и заработанные деньги" (25.08.2007 г.).

8. У Пелевина: "Они верили, что эта золотая книга позволяет заглянуть в будущее. Однако, это будущее всегда видится через призму ума, который в него смотрит. Поэтому увиденное будет неизбежно засорено - или, вернее, обусловлено - личным опытом смотрящего. Если, допустим, вы кавалерист, то и увидите вы скорее всего будущее кавалерии, тогда в вашем сне могут появиться железные лошади, изрыгающие огонь" (2009 - "t")

У меня: "Мне кажется, что многие гении в буквальном смысле слова заглядывали в будущее, но (1) видели то, что им было интересно и (2) интерпретировали это в понятиях своего времени" (13.10.2007 г.)

9. Есть и более простые совпадения с моими или с "проталкиваемыми" мною мыслями. У Пелевина в "Бэтман Аполло":
"Ведь говорят - как внизу, так и вверху" (02.02.2008 г.), "Мы просто его мысли" (там же) , "Деньги - это алхимизированное человеческое страдание" (у меня без слова "алхимизированное"), "Никакого «счастья» во внешнем мире нет, там одни материальные объекты" (10.14.2007 г.)

10. И главное - у меня есть "Вторая сказка о шариках" (29.01.2012 г.), похожая на краткий пересказ "Бэтмана Аполло" и содержащая главную мысль романа Пелевина "Бэтман Аполло":

У Пелевина: "- Служи мне, Рама, - сказал Аполло. - Вернись в мир. Нырни в гущу жизни. Пропитайся ее солнечным соком. Забудь певцов неподвижности и смерти. А я буду внимательно за тобой следить. ... Меня тряхнуло, словно от удара током. Мне показалось, что из меня вынули скелет. Я бессильно обвис на своей жерди, а в самом центре моей головы запульсировала тонкая и очень противная боль. Она почти сразу прошла - но я знал, что со мной случилось что-то непоправимое"

У меня: "Синий шарик накачали гелием [прим. "солнечным газом"]. К нему подвязали видеокамеру и отпустили. Уже через пару минут синий шар исчез из глаз в синеве неба. Как он радовался своему настоящему просветлению! Ещё мгновение, и он выйдет в космос, станет бесконечно блуждать в просторах вселенной! Но внутреннее давление превышало внешнее, и шарик незаметно для себя раздувался всё больше и больше, пока не лопнул. О своей настоящей миссии он так и не узнал" (29.01.2012 г.)

Главный герой "Бэтмана Аполло", Рама - "синий шарик" из моей сказки, Озирис - "жёлтый", а "красный шарик" - «мирская свинка». Вот как Пелевин описывает уход Озириса: "Озирис стал так огромен, что этот вопрос просто потерял смысл. Перед ним уже не было ничего — он сам создавал место для своего следующего шага тем, что его делал. Мне пришло в голову, что нечто похожее происходит с высотным шаром, раздувающимся в стратосфере - только Озирис поднялся над всем существующим так высоко, что занял собой почти всю вселенную. А затем это «почти» отпало. Озирис разросся настолько, что действительно стал всем. И исчез".

О свинках, которых в романе взрывали, как бомбы, У Пелевина читаем: "Кандидатов отбирают в раннем возрасте из склонных к гедонизму людей. И превращают их жизнь в сказку, где они идут от одной невероятной удачи к другой - чаще всего даже не понимая, за что им такое счастье. По пути к успеху им приходится сокрушать много чужих жизней, и их карма довольно страшна. ... Поистине, лучше быть свиньей, откормленной для папуасского пиршества".

У меня о красном шарике: "Красный шарик накачали водой [прим. "бомбочка"]. Он не мог летать, но Фортуна была к нему благосклонна: красный шарик на руках подняли на огромную высоту. Гордо оглядывал он окрестности. Ветер был ему безразличен, и даже встречный поток воздуха не смог остановить его падения".


В силу каких-то причин все эзотерики и глубоко загипнотизированные люди говорят об одном и том же. Так что о плагиате скорее всего не может идти и речи. Я не знаю, что это - мистика, сходство источников информации или творческая интерпретация. Но мне очень нравится то, что Пелевин не проходит мимо таких интересных вопросов и пытается дать им своё объяснение. Я как будто веду с ним диалог.

Желаю ему дальнейших успехов в его непростых экспериментах.



ЧАСТЬ ВТОРАЯ
(http://val000.livejournal.com/890698.html)

Снова дал себя уговорить и прочёл «Смотритель» (обе части; 2015 г.). Надеюсь, что уговорить меня удалось в последний раз.

В целом, работа поспешная, с массой неотшлифованных мест: часто вообще непонятно, кто, куда и откуда. Например, на странице 176 первой части непонятно, когда главный герой сел в машину, и в какую именно: описаны были только перепугавшие его бронированные экипажи, и поэтому трудно было предположить, что он захочет сесть в один из них. Это, между прочим, ключевая сцена романа. Дальше уже не до формальностей, когда на следующей странице натыкаешься на 2 предложения подряд, начинающиеся со слова "внутрь".

Главный герой - Алекс (в переводе с древнегреческого языка - «защитник», «оберегающий», или, проще говоря, «смотритель») - по сути ничем не отличается от Рамы из предыдущей дилогии и (по сути же) является всё тем же Витей Пелевиным, что позволяет связать «Смотрителя» с «EmpireV» через эволюцию мировоззрения автора. Хотя никакой эволюции нет и быть не может, как бы Виктор не старался понять устройство мира (как бы лошадь не напрягала свой ум, она не в состоянии развить интеллект всадника), но Виктор уверенно кружит вблизи Истины, старательно изображая фырканье мотора. Кстати, на эту тему - забавная цитата из второй части «Смотрителя»: «“Мы идем к истине кругами”, сказал он, “как бы приближаясь к ней по сходящейся спирали. Это значит, что мы почти всё время уходим от неё прочь, но в известный момент делаем маленький поворот, который направляет нас в нужную сторону…”». Правильно - «стремимся от неё прочь». А между прочим, это второе ключевое место в романе.

Весь же роман построен на нескольких основных идеях, не считая массы заинтересовавших Виктора глобальных, которые он остроумно попытался увязать между собой и мыслями о половых извращениях, как естественной части жизни людей, вероятно, его круга. Сделано это было с помощью технологических размышлений гуманитария (видно, что в этот раз Виктор серьёзно разбирался с устройством и работой смартфона). Из-за этого роман снова отдаёт эклектичностью.

Да, так вот, основные идеи, вокруг обсуждения которых построен роман, я озвучил так:

1. «Отделить ум от души это, как в компьютере отделить картинку на мониторе от процессора» (2010)

2. «Для грешников ожидающий их после смерти Свет Истины - адово пламя» (2014)

3. «Что же ещё Бог, как не Солнце духовного мира?» (2008)

4. «Это так и не так одновременно» (мой любимый ответ на любой вопрос по мистике).

У Пелевина это, соответственно:
1) «Мир там возникает не весь сразу. Существует лишь та его часть, что выводится на экран» (стр. 292)
2) «Они не сгорят при встрече (прим. с Абсолютом) - ибо ощущаемый ими жар есть любовь ... для праведника Абсолют выглядит ярким и приветливым солнцем...» (стр. 296)
3) «Бог - нечто иное. То, о чём я говорю, должно быть самым главным элементом мира. Оно должно быть так же очевидно, как солнце в небе» (стр. 300)
4) «Это так и не так» (стр. 316), но в это раз Пелевин язвит: "Глубина подобных изречений сильно зависит от их предполагаемого авторства". Надо сказать, что остальные идеи взяты из «Комнаты Бесконечного Ужаса». Такое название для неё выбрано, вероятно, потому, что Витя эти идеи так и не осилил, что сильно нарушает околофилософскую основу романа. Впрочем, все свои размышления Пелевин аккуратно закруглил и закончил роман весьма пристойно, признавшись, что в виде Алекса возвращается за ответами к Алексею Николаевичу: «Старого спирита, чуть не повредившего мой рассудок рассказами о том, что я привидение, мне действительно не хватает». Впрочем, намёк на внутреннюю связь очевиден: имя главного героя, от лица которого ведётся рассказ, Алекс - первое производное от «Алексей Николаевич».

Обычно я находил в романах Пелевина массу остроумных афоризмов. Ещё одна особенность «Смотрителя» - в нём их нет. Единственная фраза, которая тянет на афоризм - "когда исчезает луч света, возникает луч тьмы" - неверна. Правильно было бы сказать "когда исчезает луч света, возникает иллюзия луча тьмы".

Есть, правда, в романе две идеи, которые мне до сих пор интересны:
«Жизнь - как сёрфинг по реке времени, почти по волне, ведь сзади жизни нет. … можно предположить, что эта волна - сжатие времени» (в романе - "ум создает фиктивное «плато настоящего времени»").

«Можно предположить, что пространства в духовном мире вообще нет» (в романе - "Наша подлинная система координат состоит из единственной точки, у которой нет ни длины, ни ширины, ни высоты, ни временной протяженности").

Есть над чем подумать.