Калязинский Шелковый Путь

Дмитрий Подгорнов
            Утонченное обаяние искусства Востока давно понимается у нас как «дело тонкое». И этот витиеватый прагматизм в эпоху гуманитарных  катастроф и рыночных отношений имеет реальную цену. Только вот гражданином какого мира понимает себя восточный эмигрант, разложивший перед нами на рыночном прилавке экзотическое изобилие непредсказуемых даров далеких фруктово-овощных эдемов или фальсификаты фэшн-индустрии? И разве не занятно представить антураж, в котором от века вызревала его завидно-предприимчивая жизнестойкость, подняться над алхимической реакцией ее возникновения?
            Ответы на эти и многие другие вопросы предполагает проходящая в настоящее время в Калязинской центральной библиотеке персональная выставка члена Союза художников Киргизской Республики, преподавателя Калязинской детской художественной школы Юрия САЛОМАХИНА «Шелковый Путь».

            Если кто-то вдруг ждет встречи с торговой живописностью азиатских базаров или караванных верениц в бесконечных барханах, ошибется – ничего подобного в экспозиции нет. Ее центральный мотив – вечный великий Восток, константа Шелкового пути, влекущая к себе, пожалуй, еще со времен Марко Поло. Этому явлению в истории и культуре был посвящен, в частности, грандиозный арт-проект «Искусство Шелкового пути», который был реализован в 2002 году в столице Киргизстана Бешкеке. Юрий Саломахин – один из его участников.
           Проект этот проходил под патронатом ЮНЕСКО, посольств США, Турции, фонда Сороса, при поддержке крупных международных банков, научных и бизнес-организаций, Ложи «Шелковый Путь» В ежегодных выставочных форумах «Искусства Шелкового пути» участвуют мастера Азии и Европы, средствами искусства обозначающие актуальные грани раскрытия общечеловеческих ценностей.
            Юрий Саломахин большую часть жизни провел в Средней Азии, но не так давно переехал в Калязин. Он признается, что его любимый материал – пастель. Посвященные знают, как она капризна и прихотлива, каким нужно быть мастером, чтобы передать и цвет, и объем, и фактуру. При взгляде на причудливые арки города Хивы ощущаешь шероховатость нагретых солнцем стен – будто только что провел по ним ладонью. Работы Саломахина просветляют. Яркая контрастная изысканность пастелей этого мастера, исполняющая любимый им архитектурный пейзаж как мистерию света и цвета, отчетливо выявляет монументальность восточной древности, культуры знания и воли, выдержки и благодарности, культуры покоя и созерцания. Представленные в калязинской экспозиции живописные холсты, скорее, непринужденно-лиричны. Не лишенная аллегоричности философия символа и сюжета их означена темой свободы и органичности. Что интересно, работы, выполненные маслом, больше всего напоминают тяжелые атласные ткани – так гладко ложатся на полотно мазки, так переливаются они бликами. Некоторые картины выполнены художником в мозаичной технике пуантилизма, где мазок кладется к мазку, как стежок к стежку. От этого возникает почти волшебное ощущение неповторимости момента, изображенного на картине. Работы Саломахина, утонченного графика и живописца, притягивают не только экзотикой городов Средней Азии, но и дыханием древности, приобщением к некой молчаливой мудрой тайне.
            В целом выставка приводит к осознанию ценности человеческого опыта в любви к миру и жизни, которая, как в очередной раз выясняется, может быть хорошей везде.

                Дмитрий Подгорнов,
                Александра Клюшина

Газета «ТВЕРСКАЯ ЖИЗНЬ» №231 (25 842) от 16 декабря 2005 года.


Иллюстрация: Юрий Саломахин "Хива. Утренние тени."