Через тернии к звёздам 8 часть

Елена Вислова
Это памятник простому кузнецу,исторически реальному человеку,который в годы Великой Отечественной принял в свою семью 14(!) русских детей. В количестве могу быть не точна,но больше десяти—точно. Он,конечно,был не единственным. Во время войны в Узбекистан вывезли чуть ли не пол страны. Узбеки давали кров и делились куском хлеба с беженцами,не возмущаясь «понаехали тут всякие». Ташкент до сих пор очень многонациональный город. И пока я была там, какой-то нетерпимости не заметила. Ни к другим национальностям,ни к другим религиям. А меня пугали узбекским национализмом не меньше,чем сексуальным рабством. Да,узбеки остались верны своим традициям,но к другим относятся вполне терпимо,как мне показалось. Кроме кучи мечетей есть там и шикарный православный храм,и католический польский костел. Наверняка есть и синагога.
В 90х годах произошёл великий исход(или побег?)русских из Узбекистана. Наши соотечественники уезжали с обидой на неуважение и откровенную агрессию,на невозможность нормально учиться,работать и вообще жить среди местных. Но многие остались. И уезжать не собирались. И на узбеков не жаловались. Более того,они говорили,что лучше иметь соседа-узбека,чем русского. Мне,честно говоря,тоже не понятно,как мог,например,сосед,с которым у вас много лет тёплые дружеские отношения,сказать «езжай в свою Россию»? Или угрожать расправой? Ни с того ни с сего, что ли? Как-то не верится. Может,всё дело в том,что мы не хотели быть им друзьями и добрыми соседями? Наверное я плохо знаю историю,но мне кажется,что наши отношения с этой маленькой страной изначально не были радужными. Мы пришли туда непрошеными гостями, мы своим социализмом,как катком, прокатились по их обычаям и традициям,мы заставили их жить по своим правилам. А тех,кто пытался выгнать нас обратно,называли басмачами и убивали. Мы хотели быть хозяевами на их земле. Так чего мы ждали?
Ничего удивительного в том,что получив независимость,узбеки решили сами хозяйничать в своей стране. Это означало,что к примеру, поста большого начальника или большого карьерного роста русский получить не мог. Но не означало,что русский не может получить работы. В ВУЗы принимались прежде всего абитуриенты узбекской национальности. Им нужны были свои «родные» кадры. Но это не означало,что русский не мог поступить. Знание узбекского языка стало обязательным,хотя бОльшая часть узбеков прекрасно говорит по русски. А как вы хотели?А разве у нас какое-то другое отношение к «чужакам»? Так на что же же русские обиделись? На то что у них отняли возможность снимать сливки и быть элитой общества? Не нравится---езжайте в Россию. (Ведь и мы им говорим то же самое,если жаловаться начинают)
Некоторые пытались возмущаться : «Мы столько в них вложили!А теперь нас выгоняют!» Но,между прочим,узбеки и без нас были достаточно высокоразвитыми. Наука,искусство..всё как положено. Да,кое что мы им, конечно, дали. Но больше головной боли принесли.
Коряво немного начали они вести хозяйство самостоятельно.. Ну,ничего, и без нас прожили. Назад, в СССР мало кто хочет.
Мы ведь и гостями приличными,оказывается,быть не можем. В поезде стала свидетелем разговора одной компании. Они ехали отдыхать в Чимганские горы,потому что это «классно и не дорого»,при этом сетуя, что перед глазами будут мелькать «физиономии чурок» и уши «хоть затыкай»,что бы не слышать их «гырканья»(языка то бишь). И что тут скажешь? Гнали нас ото всюду и дальше гнать будут,если не поменяем своего отношения.
Я для себя сделала вывод. С чем приедешь---то и получишь. Моё любопытство было сродни детскому. Я приехала в гости и хозяева были интересны мне во всех своих проявлениях. Я не гадила в их доме и не говорила про них плохих слов,даже если что-то не нравилось. Может быть поэтому встретила исключительно уважительное отношение. Один раз только мне показалось,что меня не хотят обслуживать в кафе. Я сидела уже минут десять. Три официантки в ряд и ни одна не подходит! Потом ко мне подошла женщина,администратор,как я поняла.
----Извините,девочки из провинции,русского не знают. Что вам принести?
Да,для нынешнего Ташкента это явление обычное. Пол города на заработках в России,а Ташкент наводнили жители глухих провинций,где русский язык и в советское время никто не знал. Впредь,если официантки начинали говорить со мной на своём языке,я делала заказ тоже по узбекски. Благо, слова «плов», «лагман», «чай» звучат одинаково на обоих языках.
Два раза мне пришлось пересечься и с узбекскими ментами. Про их свирепость и алчность в Узбекистане легенды слагают. Но и тут мне повезло. Два раза меня выцепляли в метро. Одинокая женщина,ярко одетая,вертящая головой в поисках нужного выхода. Конечно,не местная! Ко мне тут же подошёл молоденький мент.
----Извините,будьте добры,пройдёмте со мной. Вот сюда,на пост дежурного.
На посту за столом сидел мент по старше.
----Здравствуйте!----он широко улыбнулся---Присаживайтесь,пожалуйста. Вы в Ташкенте живёте?А где?А к нам по какому делу?Город смотрите????----Этот ответ всех узбеков почему-то в ступор вгонял. И у мента тоже глаза округлились.
-----А что у вас в сумочке?Давайте вместе посмотрим.
Короче,мне устроили аккуратный,но доскональный шмон,чуть ли не облизывая со всех сторон при этом,извиняясь и оправдываясь,что,мол,работа такая. Если бы у меня в сумочке оказался паспорт,не миновать бы мне неприятностей. Там должна была быть отметка о въезде,которой,естественно,не было. В лучшем случае выслали бы из страны. В худшем....даже не знаю...Незнание законов не освобождает от уголовной ответственности. Это прописано в законодательстве всех стран.
Я боялась за фотоаппарат,точнее даже за плёнку в нём. Но на него внимание не обратили. В общем,всё закончилось нормально. На следующий день меня так же проверили на другой станции. После этого проблем не было.

Кстати,Ташкентский метрополитен тоже своего рода достопримечательность. Есть мнение,что Московское метро самое красивое в мире. Я бы поспорила. Ташкентское мне понравилось гораздо больше.