Прийти с шепотом ветерка

Зоя Агаева Десницкая
   


А Маше  я позвонила после обеда, когда нам с сыном  сидеть дома было уже  невмоготу.
           -Поедем В Пирогово?- спросила я ее.
            -Сейчас?!
           - Ну, да. Мы сейчас оденемся и -выходим. Встречаемся возле выхода метро "Выставочный центр."
              -Давай,- неуверенно произнесла Маша,- попробую оставить папу на Вову. Он только с работы пришел.
              Маша- моя подруга. Жена друга и одноклассника моего мужа. Как- то мы по жизни идем с ними вместе, рядом. В очень трудные для меня дни, она срывалась из своего котеджного городка , чтобы побыть с моим сыном столько, сколько было нужно. Не спрашивала ничего, не задавала вопросы. Оставалась с  моим сыном, готовила еду, прибирала в доме и успевала даже  позаниматься с ребенком.  Она привозила с собой всевозможные умные книжки- головоломки, разные игры развивалки, могла часами собирать с ним пазлы или играть в шахматы или шашки.
            А теперь  она нуждается во мне. Иногда, я вот так звоню ей наобум, приглашаю на встречу, и она, хотя и с растерянностью, но приглашение принимает.
            Вот уже несколько месяцев Маша ухаживает за своим больным   отцом, которого перевезла к себе из Ужгорода.Наверное, она могла бы  как- то решить этот  вопрос со старшей сестрой,которая живет в Германии, имеет собственный бизнес,дом и деньги, но не захотела.
     -Я очень  люблю папу, -сказала она.- сейчас мой черед о нем заботиться.
       И все время она с ним. И днем, и ночью. Муж Вова много работает, сыновья выросли и живут  отдельно, вот ей приходиться и за домом смотреть, и за мужем, и за отцом, и еще справляться с двумя собаками овчарками.
       Мы перезваниваемся с ней каждый день. Иногда голоса ее не услышать. Чувствую, как она устала! Но пытается, пытается выкарабкаться, жить, не падать духом. Рассказывает, что успевает даже почитать,когда отец спит. Она сильная! Такая  маленькая, невысокая, со вздернутым носиком и тугой толстой косой. С виду совсем девочка. А может горы свернуть, если надо.
        Когда -то , она рассказала, когда сама болела, была на грани отчаяния. Не ладилось со свекровью, с мужем, с работой,а тут еще и болезнь. Ходила кругом вокруг дома и думала, что выхода никакого нет,все не нужно, не интересно и незачем жить. Иногда ноги вели ее в церковь. Но никак это состояние безысходности ее не отпускало. И однажды Маша пошла в Институт Онкологии,где лежали маленькие дети. Привезла им игрушек, сладостей и стала знакомиться с ними. Потом пришла еще и еще, и они уже ждали ее , как ждет сейчас мой сын. То, что она увидела там, перевернуло все ее сознание, она поняла, что ее проблема - мелочь. Каждый раз она приходила к ним с надеждой , что все они живы, лечатся и все у них хорошо. Но постоянно сталкивалась с потерей то одного ребенка, то другого.. Старалась как то поддерживать их, рисовала, учила писать картины, читала, убирала горшки, если надо, поила и кормила с ложечки, словом, жила с ними. И как то само собой потом  решились все ее проблемы: и с работой,и с мужем, и со свекровью.
         Теперь  мы вытаскиваем друг друга в такие энергетически сильные места, где можем  отдохнуть, подумать, поговорить.
             Маша - художница. Мне интересен ее взгляд на многие вещи и предметы. Я никогда не замечаю того, что видит она. В последний раз  мы были с ней на Певческом поле, на праздновании города. Там было интересно: ярмарка предметов   народного творчества, выставка картин художников со всей Украины, народные песни и танцы, ну и,конечно, выставка цветов.
         Я, по привычке, иду  на выставку цветов. А Маша останавливалась у каждой  торговой палатки, внимательно рассматривала глиняные горшки, статуэтки , обереги из соломы, вышиванки, и уже,когда мы, наконец, дошли до долгожданной выставки цветов, она остановилась рядом с девушкой, которая торговала своими работами прямо на лестнице в парк.
           - Посмотри,какая прелесть!-воскликнула она.
         Честно говоря я ничего не увидела. Ну да, какие то мелкие поделки, всего лишь!
            -Посмотри, это же- каштан!  Какая здесь ювелирная работа,видишь, портрет девушки, а это- роза... О, портрет Николая Гоголя, смотри,как интересно. Волосы из темной скорлупы  каштана,а профиль из внутренности каштанчика.А как похож! А это автопортрет,наверное,да?!
           Я смотрю с удивлением, как могла пройти мимо такой красоты.
           -А эти портретики из чего?- спрашивает Маша у продавщицы , передвигаясь вперед.
          Та  приветливо  улыбается  и объясняет,что картины  птиц, цветов сделаны из тополиного пуха.
          А сколько интересного я пропустила без Маши, не увидела, или не захотела увидеть! А ведь как интересно прикоснуться к таким работам, почувствовать руку мастера и самое главное, удивиться тому, что не гаснет творческая  фантазия людей,  и они   готовы поделиться этим  с нами.
           В этот раз мы спешим в Музей украинской архитектуры  и быта под открытым небом. Маше  будет комфортно.  Там есть что посмотреть и где отдохнуть. Здесь можно встретить работников в национальных костюмах,занятых различными ремеслами - ткачих, вышивальщиц, лепщиков посуды из глины. А прогулка под украинскую народную музыку подарит незабываемые ощущения.
         Мы идем по, вытоптанной туристами, тропинке, через высокие кусты спеющей ржи. Вечер теплый, летний. Голубое небо и белоснежные облака, как письма над нами летят. Территория музея составляет 150 гектаров земли. Не соскучишься!
        Мой сын несется впереди всех. Вот он уже добежал до булыжной мостовой и забегает в усадьбу старой хаты, построенной еще в 17 веке. Ему там тоже  будет интересно. Хата построена в 1587 году. Он все удивляется и не понимает, как люди жили без света, телевизора и  компьютера.
     -Знаешь, сегодня у моего мужа  профессиональный праздник, -говорю я Маше.- Мы не смогли быть дома без него. Он любил и всегда отмечал этот праздник.
     -Понимаю. Я прочитала недавно , что бывают знаки послания от любимых и дорогих людей. Они могут явиться и в дыме горящей свечи или прийти шепотом ветерка, присниться. Они могут быть наставлением, касающегося нашего духовного роста, а могут быть и предостережением.
      Мы проходим мимо цветущей  в усадьбах белой   и розовой мальвы,   еще не созревшей калины. Фруктовые деревья гнутся от изобилия плодов, особенно груши и яблоки. Очень много в этом году  грецких орехов.
      И тут взгляд мой останавливается на маленькой краснеющей точке,которая словно пытается пробиться сквозь сухие заросли травы.
       Игорь,-выкрикиваю,  зову или обращаюсь я к Маше.И наклоняюсь над этой алеющей точкой, пытаясь рассмотреть , что же там.
         -Это- мак, Маша!- Я освобождаю ему место, открываю путь на свободу. -На таком слабеньком стебельке, такой маленький цветок, смотри, как он хочет к солнцу!
       -Удивительно,-говорит Маша, наклоняясь к цветку.- Ты никогда еще не называла меня именем мужа. А может, это не случайно у тебя вырвалось, может он сегодня с нами?! Может в этом цветке какой то знак для нас?! Вот я его вообще не заметила! Как его вообще можно было  увидеть, не понимаю.
        Наконец, мы дошли до места. Огромное зеленое поле с множеством холмов, ветряных деревянных мельниц, зоной отдыха: палатками с дымящим мясом на вертелах, деревянными столами и скамейками, но самое главное украшение-двухметровые яйца крашенки, которые когда- то украшали город на празднике Пасхи. Здесь они просто беспорядочно расставлены в разных уголках поля, придавая нарядный вид
всей территории.
       - Мама, я побежал!-закричал сын, распуская своего воздушного змея. Там,на холме, в воздухе,  летали не только воздушные змеи, но и самолеты. Дети и взрослые с восторгом бегали по холмам вниз, пытаясь поднять их выше и выше.
           Мы с Машей расстелили одеяло на траве  и с удовольствием разулись.
         -Как здесь здорово!- Знаешь, я дома уже потихоньку схожу с ума. Так устала, неделями ничего не вижу, думала, больше никуда и не вырвусь,-задумчиво сказала Маша.
         - Маша,прорвемся! Говорят, бог  дает человеку столько  страданий, сколько  он  может вынести. Все будет хорошо.
          Мы разложили  из пакетов бутерброды, чай, фрукты. Но есть не хотелось.
          Сын запускал змея не всегда правильно. Иногда нитка запутывалась в его ногах, а змей падал о землю камнем, но ему было весело, он кружил вместе с ним , бегал, падал, вставал и опять пытался размотать узлы.
            -Пойду к той палатке, что торгует самолетами, попрошу дать  ребенку  самолет. Смотри,какой классный! Игорьку будет интересно!-сказала Маша.
           Она легко поднялась с травы и побежала к сыну. Вот они пошли запускать самолет.  Она объясняет ему , как и куда нужно бежать, с какой стороны ветер, сын внимательно слушает. Потом ,начинает разгоняться с горки.
           -Как ты думаешь, может мне отрезать мою косу?-спрашивает Маша, усаживаясь рядом.
            -Зачем? -удивленно спрашиваю я.
           -Да,надоело. Хочу стрижку!
           -Маша, волосы-твое украшение! Красивые  здоровые волосы,как у тебя-редкость. Они- украшение любой женщины.
           -А почему волосы - украшение?
          - Потому что мой муж,а теперь , и сын, так считают.
           -Понятно,-засмеялась Маша.-Давай пить чай. У меня такой свежий пирог, попробуй!
              -Мама,-крикнул сын, пробегая рядом, -я подружился с девочкой! Ее зовут Полина!
               -Ну вот, твой уже знакомит тебя ,а мои взрослые сыновья, не хотят никак приводить никого!
               Мы с любопытством начали разглядывать Полину.
              -Смотри,Полина здесь с дедушкой. Как он внимательно наблюдает за внучкой. А может , за правнучкой. Ему лет 80, наверное. Обрати внимание, перед ним газета, он читает без очков. О, посмотри,как он развернул конфету и как ее вкусно жует. Так пробуют конфеты дети. Они  едят конфеты, получая удовольствие, а мы едим их по привычке.
              - Молодец дедушка, что привел сюда ребенка,-сказала я.- Тут и молодые не все сюда доберутся. Долго ехать и далеко от города.
            - И отметь, что не каждому дедушке в таком возрасте доверят ребенка._Мало ли что со здоровьем может случиться.
           -Скорее всего,они живут недалеко от музея. Может им  негде  отдыхать, кроме этих мест.
            - Даже если предположить, что они живут рядом,это все равно,  минимум час-полтора ходьбы до близлежащих домов. Нам до этого  возраста еще жить и жить, а посмотри,какие мы с тобой потерянные. А ведь он тоже терял и близких, и родных. Сейчас таких крепких стариков мало где встретишь. И жизнь у них была тяжелая и экология какая, что говорить...
          -Я подумала за своего отца. Жизнь у него была очень тяжелая. Всю жизнь работал,ничего кроме нее и не видел! Так жалко его! Теперь вот лежит, мучается, а я толком помочь не могу.
        -Маша, но ты же помогаешь! Ты- рядом! Лечишь,кормишь, стираешь, разговариваешь, читаешь,трудно сказать,чего ты еще не делаешь! Разве это не помощь?!
        - Вот если бы я могла дать ему немного  своей силы...
         -У тебя уже у самой силы нет! Не вини себя, не кори! Ты не виновата ни в чем. Еще неизвестно,что с нами будет в этом возрасте!
          Незаметно потемнело небо. Люди сворачивали палатки, дети складывали  воздушных змеев, а отдыхающие собирали вещи.
           -Полина, пора одеваться!- громко  и задорно закричал ее дедушка.
         Возвращались к выходу  мы все вместе. Сын с Полиной - впереди. Взявшись за руки, они пели какую- то веселую песню. Дед шел за ними. Невысокий, щупленький ,в большой   соломенной шляпе, он кого- то нам так напоминал, но кого именно , никак не вспомнить!  В одной руке он нес  самокат, а в другой -объемистую кожаную сумку, из которой выглядывала куртка Полины, крышка блестящего термоса, какие- то пакеты с оставшейся едой. Он не просто шел. А еще успевал  рассматривать, попадающиеся  на пути, деревья и кустарники.
         -Полина,-звал он,-_ посмотри,сколько орехов на дереве!
         Полина с моим сыном  покорно возвращались назад и внимательно рассматривали орехи на дереве.
         -Полина-подсолнух!
         -Полина, обрати внимание,как растет кукуруза!
          
          Так мы и дошли до автобусной остановки. Возвращались в город все вместе.
         -Они наверное живут недалеко от метро, -сказала Маша.- Видишь,как мы ошиблись! Они - не местные.
         Полина  с Игорьком   мило расположились на первом сидении, лицом к нам. Они  что то  оживленно друг другу  рассказывали, а потом весело  смеялись. Мы заметили как много  у Полины от дедушки. Она также улыбалась, складывала губки, закрывала глаза и взмахивала рукой. И глаза у нее были дедушкины: карие. с веселыми искорками.
            Мы, наконец, доехали до метро. Маша поехала в свою сторону, мы- в свою, а дедушка с Полиной остались в автобусе и поехали дальше.
           Славный был день! Наполненный хорошими эмоциями, свежим воздухом и ароматом степи.
             На следующей станции "Голосеево"  к нам в вагон  неожиданно  вошли дедушка и Полина.  Дедушка засмеялся.
           -Вот здорово, что мы опять встретились! А Полина меня ругала, что я адрес ваш не взял! Она переживала, что не попрощалась со своим другом.
            Полина села поближе к Игорю. Дед сел рядом со мной. Его звали Арсений Петрович. Он рассказал, что живут они на Оболонской Набережной. В выходные дни, когда Полина не в садике, они любят путешествовать. Где бывают? Везде: и на Детском пляже в Гидропарке, и в Ботаническом саду, и в  парке Славы, иногда гуляют просто по городу.
            - Я расскажу какие станции метро в Киеве!  И новые и старые линии. А я еще могу читать, писать, считать, потому что  иду в этом году в первый класс!- громко сказала Полина.
                - Полина , приходи к нам, на мою улицу, я там во дворе буду устраивать фестиваль!-предложил  сын
            -А когда?  Я завтра не смогу, я же в садике буду! А в субботу приду! Хочешь?!
            -Но я фестиваль устраиваю только завтра,-сказал сын.- Для друзей.
           Объявили нашу станцию и мы, попрощавшись,вышли из вагона.
           В троллейбусе я думала об Арсении Петровиче. Мне сегодня судьба его подарила. Я задумалась о том, что, смогу ли я дожить до такого возраста и сохранить силу,   память и энергию, если буду постоянно плакать, и  возвращаться, и жить только  прошлым.  Ночью я позвонила Маше.
            _-Маша, ты не поверишь в то, что я тебе скажу. Будешь уверять,что это совпадение, случайность. Помнишь, мы увидели мак, и подумали про Игоря. Потом появилась Полина. А знаешь ли ты, что сегодня, в профессиональный праздник, Игорь бы обязательно позвонил своим коллегам с судна "ПОЛИНА", поздравил  и спросил бы, как там его любимое судно. Он очень любил свой пароход, сам принимал  его в Японии. И проработал на нем  очень  долго. Знал каждую царапину на судне. И этот дедушка нам послан специально. Мы сразу с тобой не подумали об этом. А судьба повторно направила его к нам. Надо было ему сесть в наш вагон, представляешь! Он - как пример для  нас. Мол, смотрите, и делайте выводы: жизнь еще впереди, нужно думать о детях, о будущем.
              Маша долго  молчала. Потом сказала, что ,наверное,это так. Потому что она  тоже  думает о дедушке Полины , восхищается им и теперь хочет заняться собой. И  многое пересмотреть и изменить  в своей жизни.
             - Мы должны взяться за себя,-сказала Маша.-Обязательно много двигаться, почаще насыщать душу полезным Ибо
существует  еще внутренняя жизнь, которая есть настоящей точкой соприкосновения с миром,  в котором мы живем. Я тоже считаю, что это был знак свыше. Все, что происходит с нами, это есть намек на качество будущей жизни.
        -Да, ответила я,- нужно доверять своим чувствам.