Вспоминая себя на ЗИЛе 21 - Лиля и книги

Эдуард Ратников
На фотографии жена ЛИЛЯ с соломинкой во рту. В принципе описывать фотографию незачем, все понятно без описания.

Как я уже упоминал в своих предыдущих главах, когда мы с ЛИЛЕЙ поженились, то ей ещё только должно было исполниться двадцать лет. Я, конечно, к этому моменту был уже совсем взрослый, мне было  целых двадцать восемь. Я уже целый год работал слесарем  четвёртого разряда на флагмане Советского АВТОПРОМА - ЗИЛе и учился в высшем заведении на конструктора этого АВТОПРОМА.
 
Поженившись, мы стали решать вопрос, а куда бы пойти поучиться молодой жене ЛИЛЕ. Подошли мы к этой проблеме обстоятельно, купили справочник учебных заведений и стали его изучать. Так как ЛИЛЕ, если честно, было практически безразлично, куда идти учиться, то работа со справочником явно затянулась.
Наконец я сказал своё веское слово, как старшего по дому: - «Слушай, дорогая, так мы вообще никогда не найдём то, что тебе нужно, давай пойдём от противного, давай не выбирать, а отсекать то, что не подходит». И так мы сразу отсекли пол справочника, решив, что в институт она не хочет, а хочет в техникум  и, естественно, на  вечерний, вру, на ЗАОЧНЫЙ.
Далее дело пошло ещё веселей, и, исходя из реалий той Советской жизни, мы решили, что наиболее выгодные занятием в наше время -  это либо ГОСТИНИЦЫ, либо КНИГИ. В то время был БУМ на книги, их все хотели приобрести. Лично моя версия такого желания - это бурное строительство жилых домов. Причём здесь дома? Хорошо, есть  другой вариант - отсутствие в магазинах МЕБЕЛИ. И этот вариант  тоже плохой? Тогда попробуем все варианты объединить.

Вы счастливый обладатель новой отдельной квартиры, переехали из коммуналки, где кроме кроватей и раскладушек у вас ничего не было. Вам нужна мебель, а в магазинах шаром покати, единственное, что иногда завозят - это настенные полки для книг. Вот вы накупили этих полок и, естественно, теперь вам нужны книги, чтобы их заполнить.  Вот и всё, БУМ на книги обеспечен.
Теперь вариант с гостиницами. Здесь всё проще, достаточно написать табличку «МЕСТ НЕТ»,  и хорошие чаевые у вас в кармане. Выучившись на администратора ГОСТИНИЦЫ, в которой никогда    нет мест, администратор всегда шёл навстречу постояльцу. Вот   почему нам так трудно было решить, куда пойти учиться.
Кстати, для тех, кто не совсем в курсе, зачем государству коррупция   на низшем уровне, да и на высшем она не менее важна. Многие считают, что государство экономит деньги на зарплате своим сотрудникам. Не спорю, именно так оно и есть, и в особенности тогда,   в те времена СОЦИАЛИЗМА. Тогда в стране все были госслужащие, даже такие  как я, работающие на заводе. Частного вообще ничего не существовало, и вся страна - это только ГОСРАБОТНИКИ.

Так вот, почему учителю, врачу, продавцу, директору магазина, и даже министру, и вообще всем НЕЛЬЗЯ платить те деньги, что они заработали на самом деле? Почему они сами должны брать эти недоплаченые деньги у других граждан, которым также недоплатили?

Ответ очень простой, но его почему-то никто НИКОГДА не озвучивает.
Тебя вынуждают брать ВЗЯТКИ, и тебя к этому специально принуждают недоплачивая. При таком раскладе Я как (государство) в любой момент могу и тебя, и ВСЕХ посадить за решётку.

У меня (государства) всегда есть причина прижать любого к стенке, и ты ЗАТКНЁШЬСЯ, ещё не открыв свой рот.
ТЕПЕРЬ ВАМ ЯСНО, ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ВЗЯТКИ?
Наш народ, практически всё, а вернее НИКОГДА не понимает, что плохо, а что хорошо. Если бы мы с детства не просто заучивали  стихи, читая МАЯКОВСКОГО «Что такое хорошо и что такое плохо», а хотя бы понимали, что читаем, то мы не стали бы выступать против МОНЕТИЗАЦИИ льгот, против ЕГЭ и тому подобных вещей реальной борьбы с КОРРУПЦИЕЙ.
Конечно, и все эти начинания с монетизацией и ЕГЭ можно превратить в ФАРС. Что, собственно говоря, и делают те, кто против этой  БОРЬБЫ с коррупцией.
Почему есть страны, где КОРРУПЦИИ почти нет? Просто там всем платят те деньги, сколько стоит та работа, которую ты делаешь, а потом, получив зарплату, ты уже сам за всё расплачиваешься исходя из собственного УМА. Там ВСЕ живут только за свои деньги: -  рабочий   и министр стоят в общей очереди в кассу на самолёт, хочешь, лети в высшем классе, хочешь в низшем, на место назначения прилетите вместе, но при разном комфорте. Вот в этом и разница.

Теперь вам понятно, почему мы всё же выбрали КНИГИ, а не ГОСТИНИЦЫ. Конечно, ГОСТИНИЦЫ заманчивей, но там всё просто шито белыми нитками, как в ГАИ, торговле и многом другом, а с книгами - как нам казалось, не столь явно всё так устроено, как в торговле и тому подобном.
В результате таких сравнений этих двух техникумов мы решили, что КНИГИ лично нам самим ближе территориально (шутка).

Училась ЛИЛЯ в техникуме отлично, получила красный диплом. Послали её на ВОЕННУЮ БАЗУ рассылать книги по гарнизонам. Как понимаете, это не совсем торговля. Совершенно официально работникам базы разрешалось купить одну книгу в зарплату, то есть  две в месяц, но зато можно было выбрать ту, которая тебя интересует  из тех, что проходят в это время по рассылке на их базе.

Практически вас ставили в ЯВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРЕССА. Мы должны были решить, какую книгу ЛИЛЯ должна купить, и это тогда, когда у вас вообще нет никаких. Потом, конечно, через несколько лет стало проще, но на первый момент её работы это был просто ужас сомнений.
В это время в магазинах страны все полки книжных магазинов были забиты ЛИТЕРАТУРОЙ, и, тем не менее, ни один нормальный человек не мог купить даже сказки ПУШКИНА. На полках только съезды, отчёты, брошюры, причём, не только нашей любимой ПАРТИИ, но и всех тех стран (ПАРАЗИТОВ), с которыми мы дружим, всё что угодно, только не то, что можно хоть как-то читать.
Все нормальные книги для чтения только по талонам сданной макулатуры, люди собирали все бумажки, коробки, и, конечно, эту литературу всех стран, которая тоннами продавалась в книжных магазинах. Вот так создавался никчёмный кругооборот бумаги в  стране. Покупаешь тонну Г…, а потом приобретаешь одну книгу для своей личной библиотеки.
И вот, наконец-то я добрался до того, о чем хочу вам поведать, до самого Андрея ВОЗНЕСЕНСКОГО. Несмотря на то, что книг этого Андрея даже не продавали на макулатуру, народ каким-то образом о нём ЗНАЛ. Знали о нем и мы, и когда вдруг через базу ЛИЛИ проходила его книжка - сборник стихов «Дубовый лист виолончельный» 1975 года издания, то мы голову не ломали, а именно её купили не задумываясь.
Естественно, мы её прочли. Сборник был очень хороший, в нём чуть ли не всё, что написал на тот момент Андрей Вознесенский. Я не очень большой знаток и любитель поэзии, за всю жизнь не написал не единой строчки в стихах. Для поэзии нужен большой интеллект, и я даже не представляю, как это можно так владеть языком, чтобы писать что-то умное, да ещё в рифму.
Конечно, кое-что поэтическое я читал, и мне нравился, например, МАЯКОВСКИЙ. Слащавость и лирика мне мало нравились, даже ЕСЕНИНА я и то не очень жаловал, но ещё раз предупреждаю, я полный ноль в поэзии. И вот этот «ноль» начал читать ВОЗНЕСЕНСКОГО. Теперь вам легко представить, как можно восхититься, увидев цветок на ЛУНЕ.
Вот именно так и восхитился, я увидел в его стихах очень личные глубокие смыслы. Заявляю это совершенно ОФИЦИАЛЬНО, так как впоследствии разговаривал с ним на эту тему, причем в совершенно непринужденной бытовой обстановке.
Читая и перечитывая этот сборник, мне и в голову не могло прийти,  что буквально через несколько лет я совершенно случайно буду общаться с ПОЭТОМ и даже со всей его семьёй на вполне  протяженном отрезке времени.
В своей главе «ИЗОБРЕТАЯ КАСТРЮЛЮ» я как бы вскользь упоминал зама нач. бюро двухосок Мроста Юрия Николаевича. Хотя про МРОСТА и ходила поговорка: «МРОСТА ПОЙМАТЬ НЕ ПРОСТО», однажды он сам меня поймал. В буквальном смысле схватил за рукав, когда я носился по цеху, то ли по делам, то ли просто так, уже не помню.
«ЭДУАРД, стой!»
МРОСТ - он такой самородок - интеллектуал, трудно вяжется с ЖЕЛЕЗКАМИ. По возрасту он старше меня на десять лет, значит для меня уже Юрий НИКОЛАЕВИЧ.
«Весь внимание, в чем проблема Юрий Николаевич?»
«Знаешь, ЭДУАРД, тут вот какое дело. Я уже давно знаком с семьёй ВОЗНЕСЕНСКОГО, и вот он мне как-то намедни пожаловался, что у него есть проблема чисто бытовая, но совсем не решаемая. Он живёт на даче в Переделкино у своей жены  БОГУСЛАВСКОЙ Зои Борисовны, а эта дача - как бы половина от той целой, что у неё была  с бывшем её мужем. Одним словом у них проблема, как бы им её немного расширить. АНДРЕЙ, конечно, сам архитектор, но у него то командировки, то вообще стихи надо писать, да и просто нужен  хотя бы свежий взгляд на эту проблему со стороны. Так вот, хочешь хорошим людям оказать содействие? Я им сказал, что у нас есть один парнишка, горазд на всякие исхитрения».
К этому времени у нас в личной библиотеке было уже книжек пять ВОЗНЕСЕНСКОГО, естественно, мною перечитанные и все исписанные моими заметками на полях. Плохо так относиться к  книгам, но я же не собираюсь их продавать.
Свой ответ МРОСТУ я даже не буду озвучивать, и вообще во всей этой истории на тот момент меня взволновало только одно - смогу ли я быть хоть чем-то полезным самому ВОЗНЕСЕНСКОМУ.

Несколько лет тому назад, ещё не зная о существовании сайта «Проза.ру», я уже пытался писать свои воспоминания, и вот про АНДРЕЯ написал под впечатлением сообщения по радио о его смерти.
Хотя в тех воспоминаниях я в чем-то повторяюсь с этим началом, но всё же лучше я использую их, ведь они даже в свежее этих моих сегодняшних воспоминаний.
 
Продолжение:
22. – Андрей Вознесенский                http://www.proza.ru/2013/08/07/2186