В Закавказье - в трех республиках...

Бельферман Моисей 2
В Закавказье – в трех республиках…
     Долгие годы я много трудился, почти не отдыхал. Случались моменты, навязывалась возможность – тогда использовал форму активного отдыха.
     Сейчас точно уже не вспомню, а искать у себя в архивах – долго, хлопотно – году в 1964-65 поехал я по туристской путевке в Закавказье. О том крае знал мало. Манил юг, экзотика? Не скажу. Просто я по натуре человек любознательный. Мне мало одного шапачного знакомства с одними Закавказцами. Хотел увидеть их мир, самих – в привычной обстановке. Да, и горы меня привлекали. Видел до того немного Карпаты – полюбил горы. Альпинизмом не увлекся.
     Туристский маршрут мне достался не лучший. Это я понял, узнал позже. Есть Еврейская поговорка по подобному поводу: ум приходит с опытом и годами. Осознаем post faktum.
     Турмаршрут начинался в Тбилиси. Поездка моя оказалась кружной: поехал к Карпатам, а уже оттуда, через Львов – на юг. В одном купе оказался с двумя медичками, студентками медицинского института. Тоже ехали по путевкам в Закавказье. Только они – сразу в Армению, потом в Нагорный Карабах…
     Мой маршрут – по Азербайджану…
     Самое интересное: их маршрут и мой – заканчивался в Яламе, точно в одни и те же даты. Договорились: обменяемся впечатлениями…
     Мой маршрут начинался в Тбилиси… Вышел… А девчонки поехали дальше: уже не помню – тем же поездом или предстояла им пересадка…
     Поехал я по указанному адресу… Верно, школа на каникулах – там для туристов устроили ночлег, кормежку… Собирается вся группа. Провели с нами обзорную автобусную экскурсию по городу… Помню: вышли мы из автобуса возле Дома Счастья, магазина для молодоженов… На втором этаже – показали нам окна: в картире проживает прославленный в те времена футболист Слава Метервелли. Фанатичные наши девчонки достали фотоаппараты – запечатливают эту важную достопримечательность.  Нас завезли на вершину холма с Пантеоном…Пару дней мы располагались в Тбилиси. Я еще два или три раза поднимался в Пантеон. На автобусе. И на фуникулере с новой знакомой из группы. Поехали мы в ресторан. Что-то скромно заказали… Официант приносит нам вино – от себя угощение. И еще: делает «моей девушке» нахальное предложение. А что я? Ее не знаю. За нее расписываться не могу. Я человек демократичный, терпимый. Становиться ее рыцапем не собираюсь. Я ответил официанту: «Спроси у нее!» Мой ответ на «мою девушку» произвел не то впечатление… Ну, и что… Не состоялось наше близкое знакомство. Думал: весело проведу время… не сложилось…
     Я в автобусе поднимался на Пантеон… Смотрю внимательно за всеми красивыми видами по дороге и за поворотами. Некая молодая Грузинка выходила из автобуса – вложила свой палец в мою ладонь… За ней не вышел на остановке…
     В тот раз повезло в Пантеоне: обошел, осмотрел все внимательно… И грандиозный памятник матери Сталина, памятники многих интеллектуалов, здесь похороненных… Разговорился с тремя студентами… Рассказал им о почитании Славы Метервелли туристками с Украины. Один представился кузеном Славы. Поговорили… От них узнал: Грузия – это ГДР, Грузинская Демократическая Республика. Армения – это США, Соединенные Штаты Армении… Об Азербайджане – уже не помню.
     В Грузии – капитализм: все можно купить. Студенты платят своим преподавателям за зачет, экзамен: разработана такса. Поступление в любой институт, на каждый факультет – своя установленная точно цена.
     Я слышал о продажности на Украине – в этом направлении. На себе испытал – при поступлении в КПИ (Киевский политехнический институт) в 1952. Не до такой степени «научной ораганизации тарифов»…
     Я долго пробыл в Пантеоне. Присоединился к экскурсии. Вел ее, оказывается, Заслуженный экскурсовод Грузии. Он рассказал о себе. Отец – Грузин, мать – Русская. Для него одинаково важны обе культуры Грузинская и Русская. Рассказал он о своем исследовании. Собрал коллекцию, какие приняты приветствия у народов мира. Оказывается, Грузины приветствуют друг друга словом «побеждай!» - в переводе на Русский язык. Даже не думал я: еще с древности Грузины – народ воинственный. Верно, иначе он не мог выжить при постоянной «внутривидовой борьбе за право на существование».      Еще много интересного узнал…
     С тех пор Грузия, Тбилиси меня заворожили. Слышал: их столица – в те времена самый дорогой город в СССР. В этом городе нельзя прожить на одну зарплату – обязательно нужна «халтура», дополнительный заработок. Несмотря на это, в те времена у меня возникло желание – жить в Грузии. Тбилиси – единственное место моих желаний.
     В Грузию я приезжал еще пару раз. Приехал в Одессу. Из этого города на верхней палубе теплохода провел время в поездке в Батуми. Посетил там прекрасный дендрологический сад. По моей просьбе сотрудницы подарили мне семена нескольких экзотов древесных пород. До сих пор меня мучает совесть: им не заплатил. Такие наивные представления сохранял долго в себе.
     Из Батуми проехал автобусом почти по всей небольшой стране. Опять Тбилиси… Пантеон… На этот раз я познакомился с девушкой-экскурсоводом Этери. Я не сильно разбираюсь в красоте лиц. Мне показалось: Грузины – очень привлекательно выглядят, а Грузинки – не очень… У Этери обычное округлое лицо… Я с ней переписывался некоторое время. Нечто ей «нагадал» о женихе и замужестве: подтвердила – все сбылось… Даже не могу себе представить, как такое произошло.