По Франции в Испанию

Эдуард Лощицкий
Записки журналиста.


       В этом году путешествие в Париж мы решили продолжить в Испании. Мы – это группа единомышленников: сын Валерий и друзья Михаил и Яцек из Польши. Наша цель: Валенсия – город удивительной красоты, с не менее удивительными и радушными жителями.
       Как-то я купил книжонку «Эти странные испанцы». Автор книги Дрю Лоней жестко прошелся по испанцам, изобразив их эгоистами, самовлюбленными и шумными особами. Не хочу обсуждать книгу и автора: отмечу лишь, исходя из собственных наблюдений: – это неправда. На этом пока и все – продолжу в следующем очерке.
       Пока же, наметив маршрут, мы направились на микроавтобусе типа «Wolkcvagen» по красавице Франции.
       Первое, что нужно знать относительно этой страны: здесь все дороги хороши – не ищите автобанов. Экономия может вылиться в 100-120 Евро (уйдет на кофе, чай и сувениры). Но это не главная причина последовать моему совету. Долины, виноградники, реки, озера, лесные массивы, горные образования, и, потрясающие провинциальные городки Франции – все это вы увидите, лишь передвигаясь проселочными дорогами. А увидев, оставите сердца навсегда! Дух страны: селения, многим из которых, от 400 до 700 лет – они дышат стариной и поражают средневековыми строениями. Люди же улыбаются вам и приветливо машут рукой. Нет недостатка и в кафешках: цивилизация на высоте.
       Итак: поделюсь впечатлениями путешествия по Франции. Этот отрезок приведет нас к Пиренеям.
       Оставляя справа Триумфальную арку, под щипающие душу песни радио «Ностальжи», мы отправляемся на Юг к горным образованиям, тысячелетиями разделяющих два благодатных края: Испанию и Францию.
       Решили: в крупные города не заезжать, иначе в Испанию попадем дней через пять-шесть.
       Мелин – Фонтенбло – Немур – Монтарже – Кон-Сюр-Луар – Невер, Мулен – Клермон-Ферран – Бриве-ла-Гайард – Каор – Монтобан – Тулуза – Каркассон – Нарбона – Перпиньян – эти города расположены на пути следования к Средиземноморью, откуда по побережью через Барселону, в столицу Валенсийского союза – Валенсию. В этом же направлении можно ехать и по другим двум дорогам.
       Если вы следуете в Испанию с целью посетить Мадрид: необходимо направляться на Орлеан, Верзон, Шатору, Лимож, Брив-ла-Гайярд, Каор, Монтобан, Тулузу и через Южные Пиренеи и Пиренеи на Андорру.
       Укажу и путь, ведущий к океанскому побережью. Он самый экзотичный и, наверное, менее знакомый массовому туристу. Из Парижа на Орлеан, через Блуа в Тур, Пуатье, Ангулем, Бордо (Гасконь), Байону, Биарриц и, затем, по океанскому побережью на Юг Испании и в Португалию.
       Повторюсь: мы не заезжаем в крупные города, оставляя их на обратный путь. Многие из них нам знакомы – не первый раз следуем этим путем. Как любого путешественника из Восточной Европы, нас не могли оставить равнодушными удивительные ландшафты. Дорога увлекала, манила романтикой и живописными пейзажами, и города, в этом случае, проигрывали. Если, все же вам захочется отдать предпочтение старинным городам, то вы, конечно же, найдете чем восторгаться.
       Итак: «Пути, которые мы выбираем», а, если перефразировать: «Дороги – милые нашему сердцу». Мы выбрали маршрут к Средиземноморью.
       Пересекая Францию, сталкиваешься с немаловажной проблемой: как бы чего не пропустить и, по возможности запечатлеть на фото. Наши «Кодаки» производят массу щелчков.
       Быстро проехали Иль-де-Франс: впереди замелькали ухоженные поля Центральной Франции, с золотом спеющей ржи. Это великолепие сменяется виноградниками, которые, подвязанные заботливыми руками фермеров, словно солдаты на плацу, разбиты по шеренгам. Центр Франции – долина Луары и Бургундия. Последняя, навевает массу воспоминаний из детства, оставленных в нашей памяти гением Александра Дюма-отца. Королевские мушкетеры: честь, отвага, преданность и любовь. Материализовавшаяся в чудесных природных творениях романтика минувших времен, мелькает за окнами машины.
       Селения, возвышенности, реки с переброшенными через них старинными мостами – все это мы видели и раньше, но каждый раз поражает гармония природы с творением рук человеческих. Верные решению: не заезжать в города – проскочили направление на Невер. Отмечу лишь: при управлении городом Невер в XVI веке семьей Гонзаго, здесь усовершенствовали мануфактуру по выпуску фаянса и литью стекла. Фаянсовый завод Монтаго XVII века – работает до сих пор.
       Природа, чем южнее, тем обильнее и экзотичнее. Виноградников становиться больше. Остановившись у заправки на развилке дорог, одна из которых ведет в Мулен, мы выпили очередную порцию кофе и чая. Кстати, кофе, на мой взгляд, не очень хорош. Со мной соглашаются и друзья. На стоянке масса путеводителей, в том числе и брошюра о Мулене. Мы бывали в нем. С X века столица герцогов династии Бурбон, ведет начало из глубокой древности. Главная достопримечательность Мулена: пышный готический собор Богоматери с сохранившимися великолепными витражами. От некогда мощного замка Бурбон, осталась лишь одна башня Вье, в которой хранится богатая коллекция скульптур и произведений изобразительного и прикладного искусства.
       Несколько сувениров в виде очередной Эйфелевой башни, порадовали нас, и мы направляемся дальше.
(продолжение следует).
       Мулен – последнее, что остается в Центральной Франции, за ней начинается Центральный массив с удивительными природными ландшафтами. Едем больше часа – солнце начинает припекать. Время к обеду. У дороги, в живописных, поросших лесом прогалинах, мелькают небольшие стоянки оборудованные столиками и скамьями. Проехав около ста километров в сторону Клермон-Ферран, мы на полчаса сделали остановку. Еда, к счастью, не является для нас культом, и вскоре мы опять отправляемся в Сторону Тулузы. Вот попался небольшой, утопающий в зелени городок: таких много на пути. Этот – отличался не уничтоженными временем крепостными стенами. Характерная черта таких селений – почти полное отсутствие праздно гуляющих людей. Лишь изредка заметишь пожилого господина, неспешно прогуливающегося по брусчатому тротуару. В городке обнаружили даже антикварный магазин, правда, попасть внутрь не смогли. В окне виднелась старинная мебель, времен III-й Империи и медные кувшины с тазами, нужно понимать – рукомойники. Отсутствие людей объяснялось просто – все заняты работой. Кто-то в поле, кто-то на ферме, кто-то на винограднике: у каждого свой объем работы – отдыхать некогда. К вечеру улочки оживятся, и народ потянется в несколько кафе и баров, уютно расположившихся на центральной площади.
       Продолжая путь, мы замечаем на немногочисленных полях, аккуратно сложенные, прошитые проволокой цилиндрические массивные тюки соломы. Трактора, культивирующие отдыхающие под «паром» поля, снуют вдалеке, а несколько мулов в ожидании мешков со свежескошенной травой, мирно щиплют у дороги изрядно выгоревшую траву. Идиллия на фоне, вклинившихся в поля лесных массивов, умиляет.
       Машина катит со скоростью 100-120 км. Сегодня нужно проехать Центральный массив и минуя Южные Пиренеи, оставив справа Тулузу и весь Лангедок, пересечь границу.
       Путь в Испанию – подарок для души и сердца. Мы так и воспринимаем это, открывая новые и новые красоты Франции.
       Поражали, внезапно появляющиеся утесы. Словно огромные корабли, они застыли в бесконечном беге по безбрежному океану истории благословенного края. Среди долин, изрезанных руслами речушек и полноводными реками, гиганты представлялись фантастическим творением природы. Небо стало заволакиваться тучами. На фоне зеленого океана, с накатывающимися темными валами гор увенчанных лохматыми белыми шапками облаков – это волшебство походило на океанскую стихию.
       Выступающие темной громадой в туманной дымке горные массивы Южных Пиренеев, еще слабо различимы. Верхушки вначале лишь угадываются, но с каждой минутой все больше заполняют небосвод и с причудливыми облаками, создают неповторимую картину. Зеленые пятна издалека, при нашем приближении, превращаются в острова массивов роскошных елей и сосен. Кедровники, вперемешку с лиственными деревьями, уютно расположились вблизи вьющейся среди холмов дорожной ленты.
       По пути следования попадается множество замков и крепостей, разбросанных на горных вершинах. Немые свидетели бурной истории Средневековой Франции, глядят пустыми глазницами окон полуразвалившихся башен и темными проемами бойниц крепостных стен.
       Мы глазеем по сторонам, почти не разговаривая. До разговора ли. Лишь изредка возгласы неподдельного восхищения и, пожалуй, удивления, говорят о наших чувствах.
        Клермон-Ферран оставили чуть в стороне. Клермон – кельтское поселение и знаменито тем, что в 1095 году здесь, в соборе папа римский Урбан II объявил о Первом Крестовом походе в Святую землю к Гробу Господню. В нем несколько памятников романской эпохи.
       Время торопит, и мы решили изменить маршрут. Вместо направления на Тулузу – свернуть в сторону Монпелье и, не доезжая до города, вернуться на основную дорогу в сторону Каркассона. Сокращалось около 150 километров.
       Час быстрой езды, и мы въезжаем в тоннель. За ним следуют еще несколько. Они разные – от не очень длинных, до нескольких километров. Из одного – попали сразу на мост. Грандиозное сооружение! Переброшенная через пропасть магистраль, дала возможность полюбоваться чудесными природными ландшафтами. Дикие козы пасутся на крутых горных уступах, и, казалось, вот-вот сорвутся в пропасть. На одной из массивных скал стоял Донжон (башня). Сколько ему лет? – трудно сказать. На территории франков, с северной стороны Пиренеев, они возводились вплоть до XIII века. Владельцев такого укрепления, так и называли «Владелец башни». Встречаемые ранее замки, знакомые из истории и легенд – появились во Франции лишь в конце XIII века.
       Не нужен гид, не нужны комментарии – нужна лишь тишина и песня, которую Яцек мурлычет себе под нос. Созерцание – любит тишину. Согласен с кем-то из древних. Мы въезжаем в огромную горную долину. Она настолько велика, что даже горы отступают, открывая восхищенному взору украинцев, то есть нам, чарующую природную панораму. Дорога свернула влево вдоль полноводной горной реки.
     – Од! – коротко сообщает Яцек, и мы с пониманием дела закивали головой. Вдали стали появляются коттеджи, плавно переросшие в небольшое селение.
       Делаем короткую остановку возле заправки. До Каркасона двадцать километров – соблазн велик, но времени в обрез. В прошлом году мы были в легендарном городе-сказке, точнее: крепости-сказке! Ее недавно восстановили. Расположенная на крутом берегу реки Од крепость впечатляет количеством башен. Сам замок построили виконты Тренкавели в 1130-х годах. Город часто был центром религиозных конфликтов, один из которых, катарское движение, известно, как Альбигойские войны. В 1209 году катары были осаждены войсками крестоносцев-альбигойцев Симона де Монфора. После 15-дневной осады замок пал. Сам Каркасон, по поверьям обладает магической силой, связанной с душами погибших катар. Легенды полны тайн и загадок. Кто не был в этом уголке мистической Франции – советую посетить. 
       Яцек заправил топливом автобус и мы готовы к дальнейшему путешествию, хотя соблазн остаться на ночлег велик. Подобные стоянки предназначены для туристов и, в первую очередь, водителей дальних маршрутов следования. Здесь целый комплекс услуг: от ночлега в мотеле с рестораном и магазином, до нескольких автономных кафешек или баров.
       Проехав указатель на Монпелье, свернули в сторону Нарбоны и Перпиньяна. Перпиньян – последний город перед границей. Добрались к вечеру и сразу направили машину на границу.
       На самой границе с Францией и Испанией расположился очень интересный пограничный городок. В нем есть пропускной пункт, который, с образованием Евросоюза, своему прямому назначению служит лишь изредка. Как и в каждой приграничной зоне, здесь, расположились ряд отелей и минимаркетов. В последних – национальные диковинки, поделки и все необходимое из продуктов и вещей.
       Машин немного. Никто не торопится в Испанию – все заняты покупками. Кое-что решили прикупить и мы, хотя Михаила с сыном Валерием больше интересовал дегустационный зал магазина. Он существует много лет, и нам не раз доводилось в нем бывать. Бочки с великолепными бордоскими, бургундскими, анжуйскими и шампанскими винами – главная достопримечательность минимаркета. Бочки большие: их около 20-ти с уже вставленными кранами. Вина белые и красные – разные по крепости и выдержке, на любой вкус. Рядом стаканчики – можно пробовать любое. Тут же, в деревянных клетях размещены головки сыра около двадцати сортов. Чуть дальше, так же обстояло дело и с колбасами и ветчинами. Все нарезано для пробы на двух больших столах. То есть, мой читатель понимает – это рай для тех, кто не против хорошо выпить и закусить. Дегустировать можно что угодно и в любом количестве. После, неизвестно какой по счету дегустации вина из очередной бочки, глаза моих спутников заблестели, и пришлось убедительно «попросить» продолжать путь – мы должны были заночевать на испанской стороне!
       Десять минут спустя пересекли неохраняемую границу, а за ней через метров пятьдесят…. Впрочем – об этом в следующем очерке.
Эдуард Лощицкий
12.06.2013 г.
Франция – Украина.