Матэус ван Хельмонт 1623-1679

Валерий Лощицкий
МАТЭУС ВАН ХЕЛЬМОНТ
1623-1679

Фламандская школа

24 июля 1623 года в Антверпене, в семействе художника Хельмонта  родился долгожданный сын, которому дали имя при крещении  Матэус. 
Матэус Ван Хельмонт (Гельмонт) /Matheus van Helmont/, так было полное имя мальчика, с детства наблюдал за отцом, который искусно рисовал картины  в своей небольшой мастерской. Маленький Матэус  украдкой перерисовывал фигурки с отцовских полотен. В начале это были корявенькие человечки и животные, немного позже отец заметил, что у его сына наблюдается врожденный талант к художеству. Хельмонт старший начал обучать  мальчика своему ремеслу, и уже в возрасте двадцати двух лет, в 1645 году в Антверпене, Матэусу Ван Хельмонту был присвоен статус мастера в гильдии Святого Луки.

17 августа 1649 года художник Матэус Ван Хелемонт женился на Маргарет Верстокт /Margaretha Verstockt/. Матэус и Маргарет прожили в долгом счастливом браке, от которого  у них родилось четверо детей, двое из которых, Ян и Гаспар, стали в последствии  известными  художниками.

Ван Хельмонт был одним из ярких представителей  художников Нидерландской жанровой живописи, которых впоследствии станут называть  малыми голландцами. Он предпочитал писать интерьеры, показывающие жизнь алхимиков, врачей, семейный быт, мастеров в работе и в повседневной сельской жизни. Он также иногда изображал птичьи и овощные рынки и часто подписывал свои работы.

Самая известная его картина - «Алхимик». На картине мы видим изображение интерьера кабинета алхимика, увлеченного чтением старинных фолиантов. Тонко сгармонированный колорит и обстоятельная манера живописи дают все основания видеть в ней характерный образец фламандской или, если быть точнее, антверпенской жанровой живописи третьей четверти XVII века, созданной мастером, входившим в непосредственное окружение Давида Тенирса Младшего и Давида III Рейкхарта.

Изображения алхимиков довольно часто встречается в картинах фламандских и голландских художников. Согласно литературной и изобразительной традиции, уходящей корнями в XVI столетие, ищущий философский камень алхимик обычно вызывал ассоциации с грехом скупости и жадности. Это также намекало на Страшный суд. В более широком смысле, изображение алхимика должно было вызывать у зрителя мысли о бренности и тщетности деятельности человека в земном мире.

Созданная в зрелый период творческой деятельности Матеуса ван Хельмонта, очевидно на протяжении 1660-х годов, картина “Алхимик” отличается профессиональным мастерством исполнения и, конечно, без всякого сомнения  имеет музейное значение.
В 1674 году семья ван Хельмонт переезжает из Антверпена  в Брюссель. Мастер Матеус  присоединяется к гильдии живописцев Святого Луки в Брюсселе.

Последователями Ван Хельмонта были известные жанристы А. Брауэр /A. Brouwer/ и Д. Тенирс /D. Teniers/. Его фигуры отличались яркостью цвета и часто дополнялись  пейзажами знаменитого  Дж. д'Артоса /J.d’Arthois/.

Пик творчества Матеуса Ван Хелемонта припадает на последние пять лет его жизни в Брюсселе,  с 1674 по 1679 года. В 1679 году на пятьдесят шестом году жизни скончался знаменитый фламандский художник  Матеус Ван Хелемонт.