Истории из Евпатории -4. Пляжный финансист

Полковник Андрей Сапронов
     Этот человек сразу показался мне опасным. Он работает на пляже спасателем. А на людей смотрит по-охотничьи.
     Пляж одного из детских санаториев в Евпатории формально недоступен для тех, кто не отдыхает в этом санатории. А фактически доступен для всех, кто заплатит по пять гривен со взрослого охраннику на входе. Мы с женой решили, что этот пляж нам подходит и десять гривен в день не пробьют значительную брешь в нашем отпускном бюджете.
     При первом же посещении пляжа я поймал на себе испытующий взгляд спасателя (не путать с охранником!) и сразу почуял недоброе. Он обязательно будет приставать ко мне с дурацкими разговорами и испортит мне отпуск – подумал я, имея большой опыт работы с разными типами людей.
     Таких, как он, я называю мысленно «воинствующими неофитами». Неофит – это дилетант, возомнивший с какого-то перепугу себя профессионалом в каком либо деле, даже если у него нет соответствующей подготовки. Есть неофиты от политики, педагогики, медицины, военного дела и т.д.  Этот оказался неофитом от экономики. Конкретно – от финансов.
     Мои опасения не замедлили оправдаться. Уже на пятой минуте моего первого пребывания на пляже он подошел ко мне и прокурорским тоном спросил, откуда я прибыл. Я ответил, что из Москвы. То есть из России? – уточнил спасатель. Я утвердительно кивнул.
     Да, с вашим рублем плохи дела, сочувственно протянул он и многозначительно пообещал; не расстраивайтесь, я за пять минут обучу вас финансовому делу!
Я вежливо поблагодарил его и намекнул, что я и сам немного разбираюсь в финансах, поскольку являюсь ученым экономистом. Это ничего не значит! – строгим тоном перебил он меня.
     Я понял, что пляжный отдых грозит превратиться в пытку. За свою жизнь я наслушался столько идиотских экономических бредней от навязчивых неофитов, что решил подумать о вынужденной смене пляжа. А пока я встал с песочка, сказал, что мне надо срочно выйти с пляжа покурить и направился к выходу – надо же было как-то вырваться из цепких пут «пляжного финансиста» - так я его про себя уже окрестил. Он недовольно покачал головой и строго мне сказал: курить вредно! – Я в курсе, - кивнул я и ретировался.
     Весь день мне удавалось избегать общения с финансовым неофитом. Он ко мне,  я -  в воду. Он в воду – я на берег. И т.д.
     Игра в кошки-мышки продолжалась несколько дней. Наконец, он застал меня врасплох.  Разомлев на солнышке, я погрузился в свои мысли и не заметил, как пляжный финансист, подкравшись сзади, навис надо мной.
     Сейчас я расскажу вам основные финансовые законы, которые я открыл! – прогремел его голос как гром среди ясного неба.
     Начинается – с ужасом подумал я. Пытаясь избежать финансово-антинаучной моральной экзекуции, я попытался напомнить ему о своем научном экономическом статусе. Если бы вы были ученым экономистом, вы бы здесь не отдыхали! – безапелляционным тоном пресек он мои возражения.
     Я открыл основные экономические законы – их всего два – начал он свою «лекцию». У меня аж зубы заныли.
     Закон первый заключается в том, что Вы не должны тратить деньги! – назидательно вещал он. - Как, вообще?- не удержался я от наивного вопроса. – Вообще! – отрезал он. – Но это же невозможно – робко попытался я возразить ему. – Не перебивайте! – рявкнул он, но все же снизошел до убийственного доказательства: Вот я, например, даже квартплату не плачу!
     На мое счастье в этот момент кто-то из санаторских мальчишек заплыл за буек и воспитательница стала громко звать спасателя, чтобы вернуть нарушителя на берег с его помощью. Пока он занимался своими прямыми обязанностями, я улизнул с пляжа.
     На следующее утро он подкараулил меня прямо у входа на пляж. Стоило мне только пересечь линию ворот, сунув охраннику привычную десятку – за себя и жену- как я услышал у самого уха ненавистный торжествующий голос:
     Второй финансовый закон заключается в том, что деньги надо куда-то вложить!
- Куда? -  автоматически спросил я от неожиданности.
- Туда, куда повыгоднее! -   многозначительно изрек он.
- Например? – попытался я уточнить.
- Например, в банк – веско ответил он. – Вот я, например, положил на имя сына в банк восемь тысяч гривен. А когда ему исполнится 56 лет, у него накопится миллион! – ликующим тоном возвестил финансовый пляжный гений.
- А сейчас сколько сыну лет? – поинтересовался я. – Шестнадцать, а что? – ответил он.
- Получается, что вы доверили банку свои деньги на сорок лет вперед. А вы уверены, что за это время ничего не случится ни с гривной, ни с этим банком, ни с банковской системой Украины, ни с мировой финансовой системой в целом? – перехватил  я инициативу.
- А что с ними может случиться? – искренне удивился он.
- Да так, ничего. Это я вообще… - - я постарался свернуть разговор и от души поблагодарил лектора за ценные сведения и заверил его, что теперь я с его помощью стал финансово грамотным и смогу разбираться в финансовых вопросах.
    Он недоверчиво оглядел меня и придирчиво спросил; вам все понятно? Может быть что-то подробнее разъяснить?
    Я заверил его, что мне все понятно.
    Ну, будут вопросы - обращайтесь – бросил он и с гордым видом удалился. Очевидно, выискивать себе новую жертву в качестве слушателя его бессмертных финансовых опусов.
    Каждый следующий день я видел, как он, вещая что-то все новым слушателям, неизменно тыкал пальцем в мою сторону. Видимо использовал меня в качестве учебного пособия… дескать, а вон тот олух - профессор из Москвы, которого я обучил финансовому делу.
    Я понял, почему финансовый гений работает именно на пляже. У него здесь всегда есть слушатели. И он изо всех сил борется с их финансовой безграмотностью. Я благодарен ему. Серьезно.

искренне Ваш отныне финансово грамотный,
кандидат экономических,
профессор Академии военных наук РФ
 Андрей Сапронов