Через тернии к звёздам 5 часть

Елена Вислова
Как ни смешно,но в городе,где много лет не переводились туристы,не было ни одного путеводителя. Вообще никакого. Поэтому в поисках достопримечательностей я руководствовалась поговоркой «язык до Киева доведёт» и методом тыка,разумно предположив,что в Ташкенте наверняка есть цирк,зоопарк,театры и музеи. Осталось только найти их.
В первый же день,не успев толком отдохнуть и поесть,я пошла осматривать окрестности. Спустилась в метро,разговорилась с людьми и мне посоветовали съездить в Чорсу. Я быстро нашла нужную ветку,села в вагон и через 10 мин была на месте. Глазам открылась потрясающая панорама. Только что вроде была в современном городе,блестевшем витринами магазинов и окнами небоскрёбов. И вот стою посреди чуть ли не средневековых строений,как будто перенеслась века на два назад.
Чорсу—это один из старых районов города. Тут,на огромной территории,сверкая голубыми куполами, расположился самый старый и большой ташкентский рынок «Эски Джува». Любой восточный базар(а в Ташкенте их предостаточно)это потрясающее зрелище. Но Чорсу----настоящая засада для глаз,носа,желудка. Для души! Сюда едет весь Ташкент! А торговать—весь Узбекистан!Этот базар я пыталась методично обойти три дня,приезжая каждый день. И не сумела...Здесь можно найти то,чего нет нигде. Как бы подковой огибают рынок ремесленные мастерские. Никакие новые технологии не заставили узбеков забыть,как работать руками. (И тут нам есть чему поучиться)Тут есть и жестянщики,и сапожники,и плотники и даже кузнецы. Работают семьями. Дети---подмастерья. Женщины готовят еду,подают чай и продают готовый товар.
 
Вдоволь потолкавшись в тесных базарных рядах, я в поисках метро вышла к медресе Кукельташ. Медресе—это что-то вроде нашей духовной семинарии. Кукельташ—действующее медресе.,построенное ещё в 16 веке. На всех открытках советского времени он изображался,как визитная карточка Ташкента. Мне рассказывали,что русских туда не пускают. Мне вообще много всякой хрени про узбеков рассказывали. Но мы к этому позже вернёмся. Я всегда верю только собственным глазам и ушам. Поэтому,конечно,предприняла попытку посмотреть. На пороге меня встретил старик. Колоритный такой дедушка. Посмотреть? Можно. Почему нет? Из Сибири? Вах!
Меня провели по периметру. В центре красивый зелёный дворик с фонтаном. (фото)Показали классы и небольшую мечеть,в которой молился юноша. На ломаном русском старик рассказывал мне историю этого места. Мы прошли мимо небольшой клумбы с какой-то травой. Он сорвал щепотку и высыпал мне на голову,что-то прошептав при этом. Я аж оторопела от неожиданности. А он улыбнулся и сказал
---Теперь болеть не будешь.
На следующее утро я,видимо переполненная впечатлениями,подскочила ни свет ни заря. Часов в 6 утра. И увидела,как над Ташкентом встаёт солнце. Оно поднималось не спеша,вырисовывая лучами очертания вершин Чимганских гор,которые казались невероятно близкими. Зрелище было неожиданное,потому что днём их не видно или почти не видно.
У меня было чувство лёгкости и абсолютного счастья. И всё же что-то было не так. Не было чего-то,к чему я давно привыкла. Я долго прислушивалась к себе и наконец поняла. У меня не болел желудок.
Я давно уже маялась гастритом. И если просыпалась среди ночи или вставала рано,желудок начинал надо мной издеваться,изводя меня жестокими спазмами и тошнотой. И вот впервые за несколько лет я ничего такого не почувствовала и,забегая вперёд,скажу,что с тех пор вплоть до рождения третьего ребёнка гастрит о себе не напоминал вообще.
Следующим пунктом был зоопарк. Как туда добираться я не знала. Просто остановила попутку и сказала куда меня отвезти. Таксуют там все,у кого есть машина. И однажды на вопрос «сколько я вам должна»,молодой симпатичный водитель улыбнулся и сказал.
---Вы этот вопрос не задавайте в будущем. Не все берут деньги. И так подвезти могут.
Впредь я так и делала. Ох уж эта моя тяга к конкретности.....Я потом многие вопросы задавать перестала. Вот например,в оказании знаков внимания со стороны мужского населения я всегда усматривала подвох. Когда,например,тебя начинают угощать в кафе---а в угощении узбеки чупа-чупсом или шоколадкой не ограничиваются,это уж поверьте,либо и угощать не станут----что это может означать? У нас(не всегда,но чаще всего) это значит,что мужчина рассчитывает на романтическое продолжение вечера. И естественно,я старалась сразу точки над I расставить. Что бы никому не было обидно. Но они обижались....
----Зачем вы так?Разве я что-то такое сказал?Я ведь от всей души...
Потом к этому «от всей души» я привыкла и принимала как должное.
Конечно,я не наивная. Может быть интимных целей они и не ставили,но и отказываться,если что,не стали бы. Но для этого им нужно было моё согласие,моя инициатива,хотя бы намёк...
Ну так вот...Зоопарк...на тот момент он был новый. Так и назывался---Новый Зоопарк. А потому выглядел немного полуфабрикатно. Но в общем не дурно и красиво. Набор животных порадовал.
 
Пока мы ехали в зоопарк,я старалась углядеть всё красивое и интересное,что бы потом вернуться и посмотреть подробней. Так я высмотрела парк развлечений Ташкентлэнд.  По сравнению с Диснейлендами и прочими европейскими аналогами,этот парк конечно ни в какое сравнение не шёл.Тем более 10 лет назад. Но ведь 10 лет прошло! И потом,я-то на тот момент ничего подобного ещё не видела. Поэтому парк меня очень даже впечатлил.
Тут же рядом расположился аквапарк(который был уже,увы,закрыт) и,на другом берегу большого озера,Японский сад. По истине чудесный природный уголок,где Ташкентцы очень любят бывать, приезжают на свадебные фото сессии. Это излюбленное место уединения парочек.
В Японском саду я познакомилась с женщиной(она меня и фотографировала),которая просветила меня и направила дальше по достопримечательностям. Она прокатила меня по центру города на своей машине,довезла до цирка и рассказала о Ташкентском Бродвее.
Что бы попасть на хорошую программу в цирке,как мне сказали,нужно застать праздник или приезд гастролёров. Ни того,ни другого не было. И я смотрела выступление местных артистов. Кроме джигитов ничего особенного не было. А этих наездников я помню ещё по нашему городу,когда они приезжали к нам в составе цирка «Звёзды Азии» и показывали буквально чудеса акробатики. Потому что настил в нашем дворце спорта не был предназначен для конского галопа. Лошади скользили и часто падали,рискуя подмять под себя всадников.
Зрителей было мало. И те,как я поняла,приехали из глухих кишлаков. Были и туристы вроде меня. Кстати,именно там я первый раз в живую увидела гарем. В Узбекистане официально разрешено многожёнство. 4 жены максимум. Но,по признанию самих узбеков,на это мало кто решается. Ведь по законам шариата,уделить внимание и обеспечить нужно всех жён одинаково. А это архисложная задача.)))))
Никогда в жизни я не ходила так много. Времени было очень мало,а посмотреть хотелось как можно больше,впитать,как губка,всё увиденное,что бы привезти домой кусочек тёплого солнечного Ташкента. Ноги стёрлись до больных мозолей,мне пришлось облепить их пластырем. А удобные босоножки на низкой платформе пришлось выбросить на обратной дороге в Алматы.