Через тернии к звёздам3 часть

Елена Вислова
Утром проводница разбудила громким стуком :«Подъезжаем!».Пол-пути проделала. Сердце не ёкало. Может быть потому что устала,а может быть переболела,столько раз представляя себе эту поездку.
Ещё вчера над казахской степью висели тяжёлые тучи. А тут сияло солнышко и небо было ярко-синее.
Добралась до автовокзала. Нашла стоянку автобусов до Ташкента. Точнее до границы. Сдала вещи на хранение и пошла гулять по городу. В Алматы я уже была,когда мы с оркестром приезжали записывать пластинку. Но теперь она мало напоминала чистенькую нарядную столицу Казахстана. Запущенность,мусор кругом, из подземных переходов несёт нечистотами....как в провинции...
К вечеру вернулась к автобусу. Познакомилась с некоторыми попутчиками. Через проход от меня сидел немолодой русский мужчина. Он ехал из Новосибирска домой,в Ташкент. С понтом знатока он просвещал меня о правилах поведения в чужом государстве,не просветив,к сожалению,в главных вопросах.
В 18.00 выехали. Прежде чем автобус вывернул на трассу,в салон зашёл мальчик и пропел молитву. Мусульманскую, конечно. Наверное для хорошей дороги. Я как-то поддалась торжественности момента и хоть вера моя православная,это был как раз тот случай,когда понимаешь,что Бог един. Я,как и все,сунула в шапочку мальчика несколько монет.
Мне очень хотелось в Ташкент. Но провести 12 часов в автобусе,даже комфортабельном,оказалась не готова. Я думала,что умру в этой дороге. Худеньким было проще. Они как-то умудрялись свернуться калачиком и поспать. Я же изворочалась в своём кресле и почти не спала. Сидящий рядом узбек несколько раз предлагал мне бутылку с водой. Единственным светлым моментом в этом путешествии была остановка на ужин в придорожной «уйгурке». Когда я увидела эту скатерть самобранку,все дорожные тяготы отошли на второй план. Чего там только не было!И хотелось сразу всего. Сейчас,своими взрослыми,ржавыми мозгами,я бы подумала и многое из эти блюд брать поостереглась. Вдруг не свежее и в дороге мне станет плохо? Но тогда я об этом не думала. Ароматная шурпа с зеленью и большим настоящим куском мяса не могла быть испорченной. А съесть большой жареный окорочок с хрустящей корочкой,не разорив себя и домашних,в России можно было только мечтать! Весь ужин обошёлся мне в 40 российских рублей!
На границу мы приехали в 6 утра. Там я ещё раз убедилась на сколько натренирован мой ангел-хранитель. Всё произошедшее кажется сейчас каким-то дурным сном и я содрогаюсь,вспоминая своё легкомыслие.
Черняевка,как я поняла,является приграничным посёлком между Казахстаном и Узбекистаном. Но когда нас туда привезли я ничего не увидела. Потому что темно было,как ночью в дремучем лесу. Ни фонарей,ни светящихся окон. Где-то впереди вырисовывался силуэт больших таможенных ворот. Но до 9 утра граница была закрыта. 3 часа людям предстояло провести практически под открытым небом,в чистом поле. Ни лавочек, что бы присесть,ни крыши над головой. И толпа народу. Потому что наш автобус был не единственным. Может быть сейчас всё стало как-то по другому.
Я еле держалась на ногах и плохо соображала,но совет одной знакомой хорошо помнила. Все деньги поменять на границе. Потому что Ташкент официально ничего,кроме долларов не меняет. А доллары или российские могут и отобрать. Есть,конечно,люди,которые занимаются нелегальным обменом в городе,но ведь их знать нужно. Поэтому в первую очередь я стала оглядываться в поисках обменного пункта. Две или три мазанки-обменника были едва видны в темноте. Я зашла в одну и это спасло меня от натурального грабежа,который устроили приезжим таможенники казахской стороны.
В мазанке на диванчике за стойкой дремал толстый усатый узбек. Услышав,как я вошла,он приоткрыл глаза и сфокусировал на мне взгляд.
----Мне нужно деньги поменять.
----Доллары?
----Нет,российские.
---Сколько?---спросил усатый,открывая сейф,который в этой сараюшке смотрелся как-то нелепо.
---Шесть тысяч.
Он быстро по щёлкал пальцами по калькулятору,показал мне цифру и стал вынимать из сейфа пачки узбекских сум. Посчитал он правильно,я знала эту цифру заранее,но проверить правильно ли он выдал не было никакой возможности. Я вытащила небольшой клетчатый баул,с какими обычно ездят челноки,и он был до отказа набит толстыми пачками банкнот. Пересчитывать пришлось бы пол дня..
Когда вы едете неизвестно куда,не зная ни нравов,ни обычаев местного народа,будьте готовы к тому,что часть суммы правдами или не правдами,у вас вытащат из кармана. И бить вас по голове для этого будет не нужно.
Во всяком случае я настраивалась на это. Иначе,вместо того,что бы получать удовольствие от путешествия,я наматывала бы сопли на кулак и пересчитывала копейки,которые мне не до дали.
Но обменщик,как выяснилось позже,меня не обманул. Когда я сказала «спасибо» и повернулась к двери он окликнул меня
---Послушай,красавица,граница всё равно закрыта. Может останешься?Приятно время
проведём.
В глазах у него при этом читалось полное безразличие. Мужик скучал.
---Нет,спасибо. Я воздухом подышу.
Он безразлично пожал плечами и плюхнулся обратно на диван.
 
Когда я вышла из обменника,толпа ожидающая открытия границы,вопила,ругалась и плакала. Ещё в поезде я слышала краем уха,что между казахами и узбеками кошка пробежала. Уж не знаю,что они не поделили. Но люди с зелёными узбекскими паспортами подвергались почти издевательствам. Придирались к документам,отнимали деньги,не пропускали узбекские фуры с фруктами,которые могли бы лежать на прилавках наших магазинов по куда меньшим ценам,заставляя узбеков продавать товар за копейки казахам. А те уже везли товар в Россию с накрутками. В этот раз казахские таможенники,переодетые в гражданку,устроили людям жёсткий неофициальный шмон. Я нашла глазами Петровича,русского,который ехал со мной в автобусе. Он сидел на корточках в сторонке и курил,трясущимися руками сжимая сигарету.
---С....ки!Всё отняли!Даже на проезд не оставили!---пожаловался он то ли мне,то ли самому себе. Я уже раскрыла рот,чтобы спросить как такое возможно и,может быть,предложить помощь. Хотя бы добраться до города. Но тут кто-то схватил меня за руку.
---Не стой рядом с ним---высокий красивый узбек отвёл меня в сторону----казахи увидят,решат,что вы вместе и у тебя тоже всё отнимут. Тебе куда нужно?
---В Ташкент---пролепетала я.
---Садись быстро в машину,пока тебя не увидели.
Я прыгнула в серую Волгу. И мы поехали. Скажете идиотка?Ещё какая!Ну не отложилось ещё в моей совковой голове,что Узбекистан уже другое государство,а нелегальное пересечение границы карается законом. Как в гангстерском фильме,Волга выписывала загогулины по кривым и глухим закоулкам. Какие-то люди открывали ворота своих сквозных дворов,пропуская нашу машину. Но все эти контрабандные объездные пути узбекские полицейские хорошо знали. Посты были чуть ли не на каждом углу. Мой водила мастерски отбрехивался, но один раз меня таки чуть не вытащили из машины.
---Давай 10 тыс---зашептал водитель---придётся откупаться. Иначе оба загремим.
Я в ужасе отсчитала сумму и мы поехали дальше. Заехали в глухой тупик,где стояли ещё две машины. Мой водитель что-то крикнул и к нам направились четверо мужчин. Я судорожно вцепилась в баульчик с деньгами и мысленно начала прощаться с родными и близкими. Но они просто посадили к нам ещё одного пассажира. Он ехал со мной в автобусе.
Миновали ещё два поста. Водитель учил меня врать.
---Не показывай Российский паспорт. Говори,что живёшь в Ташкенте. Приехала встречать маму,а паспорт дома забыла.
И я врала всё смелее и увереннее. Когда на очередном посту,почти на въезде в Ташкент, водитель вышел для объяснений с полицией,мужчина,которого к нам подсадили спросил
---А где на самом деле ваш паспорт?
---Со мной. Он российский. Водитель сказал не показывать.
---Зря вы это....
Я уж и сама поняла,что зря...
----И что теперь делать?
----Теперь ничего. Врите до конца.
И вот все препятствия преодолены и машина заскользила по идеально гладкому шоссе,которое через 15 минут обросло высокими фонарями,признак того,что вот-вот я увижу город своей мечты.
Водитель вещал мне о том,как я легко и не дорого отделалась. Но у меня на этот счёт иллюзий не было. За нелегальное пересечение границы и каких-то 15 мин до города я отдала 25 тыс. сум.(рублей 700 нашими) и 10 тыс ментам на посту. А могла бы---для сравнения!---переходя границу по человечески,заплатить пошлину 5 тыс и доехать до города на автобусе за 100 сум.
---Ты меня ограбил---сказала я,глядя на него в упор----ты думаешь,я не понимаю?Думаешь,я не понимаю,что теперь у меня нет выбора?Ведь если я не отдам тебе деньги ты отвезёшь меня на ближайший пост и сдашь?
----Да ты что??!!---взвился водитель---Аллахом клянусь,у меня самые низкие цены!
----Ты бы аллахом-то поосторожней клялся,мусульманин!---разозлилась я---он ведь услышит,греха не оберёшься.
Водитель насупился и замолчал. Он довёз меня до железнодорожного вокзала. В стоящей рядом гостинице на пару суток я собиралась снять номер,что бы выспаться и осмотреться,а потом найти квартиру. Я отдала ему деньги,буркнув на прощание,что отнятые у женщины деньги добра не принесут. Пафосно получилось....Наверное я рассчитывала,что он передумает и хотя бы половину отдаст. Нет....Чуда не случилось.....В тот момент не случилось. А через два дня он возник на пороге моего гостиничного номера со свёртком в руках.
----Забери---он сунул мне свёрток и ушёл. Это были мои деньги. Не все,конечно.20 тыс из 25. Наверное и правда в прок не пошли. Не верите? Я бы и сама не поверила. Но по мере того,как я узнавала людей этой маленькой страны, переставала многому удивляться.
Люди....Это пожалуй,самая яркая и самая главная достопримечательность Ташкента. И,наверное,Узбекистана вообще. Пытаясь подобрать для вас картинку наиболее точно отражающую то,что я видела я всё время натыкалась на полную противоположность. Как жаль,что мы видим их именно такими. Гастарбайтеры,вкалывающие у нас за копейки,живущие в собачьих условиях,загнанные в угол нашим беззаконием,озверевшие и оскотинившиеся......А где же,где те люди,которых я видела?Добрые,светлые,улыбающиеся не смотря на нищету и тоталитарный (по их словам)режим? Где люди,которые готовы были прийти на выручку в сложной ситуации любому незнакомцу?Нет,я не наивная. Я знаю,что везде есть свои уроды и сволочи. Но мне они не попались.