Через тернии к звёздам. История одного путешествия

Елена Вислова
Маленький электронный будильник пискнул было,пытаясь разбудить всех вовремя,но тут же умолк под моей ладонью. Сегодня мне не на работу и можно не торопиться вставать. Снилось что-то очень хорошее. Детали уже выскользнули из памяти,но чувство абсолютного счастья осталось. Рядом, посапывая, спал Толик,мой муж. Родной,тёплый и любимый до потери дыхания. Я придвинулась к нему по ближе и приготовилась ещё подремать на его плече. Но было уже поздно. Дом начал просыпаться.
Первым подскочил Сэф, восьмимесячный щенок, помесь ротвейлера и овчарки. Правда, этот «щенок» габаритами догонял уже взрослую особь. Радостно повизгивая и топая как стадо носорогов, Сэфик помчался в прихожую за поводком. И я очередной раз порадовалась, что внизу нет соседей. Мы живём на первом этаже. Сейчас мужу достанется!
Толик, просыпаясь, сгрёб меня в охапку и я почувствовала на шее его тёплое дыхание. Вот так всегда! Как вставать---он так уютно ко мне прижимается, так нежно обнимает....Именно по этому я ещё ни разу не пришла на работу вовремя..
Сэф поставил передние лапы на диван и облизал Толино лицо,задев влажным языком и мой нос. Муж сделал попытку спрятаться под одеяло с головой. Но щенок воспринял это как новую игру и радостно схватив зубами пододеяльник,одним рывком стянул его на пол.
---Сэф,прекрати!---заспанный,всклокоченный Толик сел на диване---Лена!Чья это собака?!
---Наша---невозмутимо ответила я не открывая глаз.
14 лет нашей совместной жизни он бурчит по поводу животных в доме,но любит этот зверинец не меньше меня и от утренних прогулок никогда не отказывается. Главное,спихнуть его с дивана.
---Ладно,ладно,пошли---проворчал Толик,почёсывая Сэфку за ушами и поплёлся одеваться. Значит,мне можно ещё чуть-чуть понежиться. Но тут, мирно спящий до сих пор на моей подушке большой серый кот,потянулся,выгнув спину, и душераздирающе завопил прямо у меня над ухом,требуя свою порцию ласки и еды. Можно попробовать проигнорировать это призыв,спихнув котяру на пол. Но это не поможет. Из детской слышится быстрое шлёпанье босых ног. Шестилетний Алёшка бежит обниматься. Это стало уже ежедневным утренним ритуалом,от которого я таяла,как мороженое. Несмотря на свой почти школьный возраст,сын умудрился сохранить те чудные младенческие запахи,которые бывают только у детей до трёх-четырёх лет.
---Мамочка,я тебя люблю---шепчет мне на ухо Алёшка---ты привезёшь мне какого-нибудь супергероя?
---Обязательно!Я тебя тоже люблю. Крепко-крепко---шепчу я ему в ответ,обнимаю сильнее и целую его розовые щёчки.
Настойчивое мяуканье кота доносится уже из кухни. Не дождавшись милости от хозяйки он пошёл донимать свекровь.
---Жрать хочешь,да?---ворчит старушенция---Не кормят тебя,да?
И я слышу,как в кошачью миску шлёпается что-то явно не съедобное,от чего Котяра,видимо,с презрением отвернулся. Потому что через минуту он снова возник в нашей комнате и скромно сев в углу стал терпеливо дожидаться своей очереди.
---Ну и ходи голодный!---рявкнула ему вслед бабка
---Ма-а-ам! Что на завтрак?---раздался из детской сонный голос дочери. Я поняла,что придётся вставать.
---Так!Дети!Подъём!Одевайтесь,убирайте постели. Я сейчас оладушек сварганю.
---Не хочу оладушек!---капризничает Юлька.
---И я не хочу!---поддержал её Лёша.
---Ну и ходите голодные!---разозлилась я,не заметив,что повторила слова свекрови,хотя поклялась ни за что не быть похожей на неё.
---Мы блинов хотим---про ныла дочь.
---Юля,Лёша,идите сюда,баба вам блинчики даст---пропела из кухни бабка прямо-таки елейным голосом. Дети сорвались с постелей и в чём были помчались на кухню,бессовестно растоптав мой авторитет. Это всегда выводило меня из себя. Но сегодня настроение было другое
Наконец,кот накормлен нормальной пищей,Юля ушла в школу,Лёша сдан на попечение воспитательнице в детский сад. А я последний раз проверяю свои вещи и документы. Вроде всё на месте.
Вернулся Толик с Сэфом.
---Не передумала?---спросил он,серьёзно глядя мне в глаза
---Нет---ответила я с улыбкой
---И не страшно тебе?Одной?
---Есть немного,но я поеду.
---Обязательно дай телеграмму,как доберёшься.
---Конечно,не волнуйся.
Ох, не нравится ему моя затея. Но запрещать что либо он всегда считал не правильным и глупым. «Доброжелатели» во главе со свекровью дружным хором кричали «Дурак!Зачем отпускаешь?Она же или с кем-то,или к кому-то!». Но,мой умный,добрый Толик знал меня лучше. Почти 17 лет я мечтала об этой поездке и теперь,когда моя мечта была почти у меня в руках,я напоминала летящий на всех парах поезд,который либо пропустить, либо ---под откос и крушение.
На улице сыро и слякотно. Снег вперемешку с дождём заставлял прохожих поднимать воротники пальто и прибавить шагу,что бы скорее оказаться под тёплой крышей. Я как будто не чувствовала пронизывающего ветра. Мне было тепло и даже жарковато. С одной только лёгкой дорожной сумкой я летела на автобусную остановку. Через 5 минут «газель» помчит меня на железнодорожный вокзал. На две недели я еду в Ташкент!
 
Так началось самое сумасшедшее путешествие в моей жизни. Безумней было только.....Впрочем, это к делу не относится.
«Фу!»---скажете вы--- «Нашла куда поехать!». Ну, примерно так все, кто об этом знал, и сказали. А вы там были? Вы хотя бы знаете где это? Что-то мне подсказывает, что молодёжь от 25 лет и младше уже с трудом ориентируется на постсоветском пространстве. А когда-то,уже классе в пятом мы наизусть знали названия всех союзных республик и хотя бы примерное местоположение их на карте. Пусть грубо, по совковому, но нас заставляли знакомиться со своими соседями. Мы хоть немного знали их в лицо и чем они дышат. А что мы знаем о них сейчас? Средняя Азия стала для нас родиной гастарбайтеров,Кавказ---родиной террористов, Прибалтика---рассадник национализма и фашизма. Грустно....
Но, на самом деле, то, с чего я начала свой рассказ---это уже середина истории. А начало её уходит аж в 82 год. И для того, что бы вам стало понятно, почему 33летняя тётка,побросав мужа и детей, рванула в Среднюю Азию, я пожалуй начну с начала.
 
«Шерше ля фамм»---говорили французы, предлагая во всех сложных и непонятных случаях искать женщину. В моём случае следовало искать мужчину. И не одного. Для всех подумавших «не про то» сразу оговорюсь. Они не были причиной этой поездки. Они стали толчком для желания увидеть и узнать.
В 82 году мы жили на Дальнем Востоке. Маленький военный городок в часе езды от Комсомольска-на-Амуре был райским местечком для нас, ребятишек. Дети всегда найдут чем заняться. Была бы хорошая компания. Но взрослым, я думаю, там было скучно. Военный городок это даже хуже деревни, где при желании всегда можно уединиться за своим забором, в своём огороде и почувствовать себя в одиночестве. Тут личного пространства не было вообще. Даже в собственной квартире. Потому что стены были картонные и любой звук, любое слово и даже мысль сразу становились известны соседям. А следовательно и всем. Развлечений не густо. Кино и танцы раз в неделю. Культурной программой обитателей гарнизона не баловали. И вот однажды в городок привезли билеты на концерт ансамбля «Ялла». Их махом расхватали. А я...не поехала. Хоть и заставляли нас знакомиться с соседями, но относиться к ним учили, как к хорошему, но глупому младшему брату. Которому умный старший брат дал ВСЁ. Ну что интересного могут спеть узбеки? Ну споют они свой «Уч-Кудук» и «Шахрисабз»,которые и без концертов всем уже надоели, а дальше что? Думаю, многие рассуждали примерно так же и на концерт поехали скорее со скуки. Но вернулись все очень довольные и ещё неделю знакомые выносили мне мозг восторженными впечатлениями. «Ну и ладно»---думала я--- «в следующий раз схожу. Приедут ведь ещё. Никуда не денутся».
Но «следующий раз» случился только через 5 лет. Я отдыхала у родственников в Крыму. Восторг от моря, волн и закатов прошёл через три дня и меня одолевала смертельная скука. Я, как выяснилось, не люблю море. Там, конечно, и дискотеки были, и в кафе можно было посидеть. Но для этих мероприятий хотя бы одна подружка нужна. А я в 17 лет была существом крайне не коммуникабельным, поэтому пребывала в гордом одиночестве. Дня за два до окончания моего отпуска я увидела афиши ансамбля «Ялла». Мне достали билеты и я пошла на концерт.
Хотя концертом это назвать будет, пожалуй, не справедливо. Это было, скорее, театральное действо, восточная сказка, где всё радовало и глаз, и ум, и сердце. Шикарные костюмы, стихи древних восточных поэтов. Я не знала, что восточная музыка может быть такой красивой! Я не подозревала, что узбекский язык можно понимать без перевода! Народ танцевал в проходах. Старые хиты пели по нескольку раз на «бис».И «Уч-Кудук», и «Шахрисабз»,и «Джиннуни»,которую у нас до сих пор с успехом играют на всех дискотеках,(естественно безбожно перевирая текст) Это ведь они первыми её спели.
В общем, впечатления были самые яркие. И вернувшись домой, я стала искать информацию об этой маленькой стране. Мне хотелось узнать где рождаются такие стихи и что за люди пишут такую красивую музыку. А однажды по телевизору показали какую-то передачу из Ташкента. И совершенно обалдев от увиденной красоты, я решила,что обязательно туда поеду.
Ну,решить-то я решила. Но пока ты живёшь с родителями от твоих решений мало что зависит. Мама решительно сказала «нет» едва прозвучало слово «Узбекистан».
---Даже забудь! Одну к чуркам не пущу!
---Почему одну? Есть же путёвки. Я не буду одна!
---Я сказала нет! Ты хорошо слышала?
Не услышать мою маму было невозможно, даже если она говорила шёпотом. Отец, как всегда ,занял нейтральную позицию и мне пришлось отступить. Это была не первая мечта, похороненная под маминым каблуком. Я привыкла. Но мечтать не перестала.