Наука из первых рук

Фирюза Янчилина
Как-то с Васей связался наш однокурсник Игорь Гайнутдинов. Сначала общение шло по электронной почте, затем стали говорить по скайпу.
Игорь работает в одном из НИИ новосибирского Академгородка. А несколько лет назад его пригласили в качестве редактора в местный журнал «Наука из первых рук». Новое дело ему понравилось, и он стал совмещать два вида деятельности.
Вспомнив, что у Васи есть собственная теория, предложил ему написать статью в журнал. Вася согласился, обсудил с Игорем, на чём сделать акцент в материале, какие аспекты затронуть.
Вскоре статья была готова. Игорь прочитал её, сделал кое-какие предложения по её улучшению. Вася замечания учёл и чуть подправил текст. Это обычный рабочий процесс. Я работала корреспондентом в разных изданиях и могу сказать, что у каждого редактора своё видение «хорошей статьи». Кроме того, нельзя игнорировать формат газеты или журнала. 
Мы ко всем этим вопросам относимся философски и всегда принимаем к сведению пожелания редактора. Советы Игоря были разумными, Вася без труда сделал статью подходящей к публикации в конкретном журнале. Насколько мы поняли, материал прочитала главный редактор, ей статья показалась понятной и даже интересной.
Теперь нужно было удовлетворить следующему условию журнала: найти рецензентов для статьи, причём не обязательно хорошо настроенных к Васиной теории. Наоборот, было бы интересно, чтобы мнения экспертов оказались разнополярными, это сделало бы дискуссию более живой и насыщенной.
Через некоторое время мы узнали, что редакция нашла рецензента – доктора физико-математических наук из Института ядерной физики с фамилией, насколько я помню, Блинов. Он обещал прочитать статью и написать рецензию к ней. Мы стали ждать.
Прошла неделя, затем другая, а ответа всё нет. От Игоря не было никакой информации. Я предлагала Васе связаться с ним и спросить, как дела. Вася не хотел. Действительно, если бы были какие-то результаты, тем более, положительные, Игорь быстро бы дал знать об этом. Но он молчал. Наконец, Вася всё же написал ему в скайпе, выдвинув предположение, что рецензия «не очень».
Игорь ответил. Он подтвердил, что результат плохой. Более того, чрезвычайно из ряда вон. Он не захотел нам давать читать рецензии Блинова, сказал, что это типа «непотребно». Мы поняли, что доктор наук вышел из себя, прочитав Васину статью. И вместо того, чтобы выдержано, достойно, аргументировано изложить своё видение материала, привести необходимые доводы, сошёл до брани. Понятно, что раз статья вызвала у него столь несдерживаемые эмоции, значит, она его задела, причём сильно. Плохой материал оставит человека равнодушным. Лишь та статья, в которой изложено нечто совершенно новое, революционное, способна вытрясти человека наизнанку, что он или придёт в восхищение, или начнёт ругаться, как «раненый электрик из анекдота».
Игорь говорил, что вроде как главредактор успокаивала, говорила, что найдут нового рецензента. Но дело заглохло. Игорь больше не выходил на связь. Очевидно, ему была неприятна ситуация и он чувствовал себя виноватым. Сам предложил написать статью, а в итоге всё получилось так некрасиво.
Вася приложил усилия, чтобы самому найти рецензента. Казалось бы, что проще: всего-то надо аргументировано «поругать» его статью. Но такого человека не нашлось. Почему-то учёные не хотят «связываться» с новой теорией, боясь попятнать свою репутацию.