Глава 41. На колёсах

Фирюза Янчилина
Одно из самых распространённых средств передвижения в Хургаде – мини-автобусы, называемые среди русских басиками. В основном этим видом транспорта пользуются египтяне. Но среди пассажиров нередки и европейцы, в том числе наши соотечественники.
Мы тоже активно пользуемся басиками. Причина – они дешёвые, проезд стоит от полуфунта до двух с половиной, в зависимости от пройденного расстояния. Конечно, если в машину садятся иностранцы-новички и спрашивают цену, то водитель может назвать в несколько раз большую сумму. Мы и сами поначалу вели себя «не совсем правильно», задавали вопрос «сколько?». В Хургаде нужно протягивать фунты с уверенным видом, при этом желательно сказать по-арабски, например: «Талята Дахар». Это означает, что вы передаёте деньги за троих до старого центра города.
Когда я езжу на занятия арабского, сначала добираюсь до Дахара, потом пересаживаюсь на другой басик и еду в Саккалу. Первое время платила по фунту за проезд до площади «скульптуры с рыбками» (для меня эта композиция, как опознавательный знак моей остановки). Но как-то египтянин в возрасте, которому я дала свою монету, чтобы он передал водителю, спросил меня «але фиин», что означает по-арабски «куда?». Я ответила: «Саъала» (каирский вариант произношения, чему нас учит учитель). Он мне отдал свои полфунта, которыми собирался расплатиться за проезд. Так я узнала, что дорога от Дахара до Сакалы стоит совсем мало. С тех пор я всегда плачу за эту часть маршрута полфунта.
Чтобы остановить басик в нужном месте, произношу «Эстане аля гамб ляу самахт». Впрочем, первое слово не обязательно произносить, так как оставшиеся означают: «Здесь, пожалуйста».
Редко можно встретить басик «цивильного вида». Почти все – небольшие машины, в которые пассажиры набивают плотно. Чтобы выйти из последних или даже «срединных» мест, некоторым впередисидящим приходиться вставать и выбираться наружу, затем снова садиться в авто. А сиденья обычно потрёпанные, старые, бывает, и с торчащей арматурой. Нужно двигаться внимательно, чтобы не зацепить одежду.
Случаются в басиках не очень приятные вещи. Как-то один из пассажиров, видимо рабочий, погрузил на «крышу» тележку. А приспособления для закрепления такого багажа, видимо, не предусмотрены. После того, как басик отъехал примерно с километр, все в салоне услышали странный грохот. Оглянувшись, увидели, что тележка, сорвавшаяся с верха, катится по дороге. Хорошо, что машин поблизости не было и обошлось без повреждений.
Водитель остановил басик, горе-рабочий побежал за своим одноколёсным сооружением. И… снова загрузил его наверх. И опять через несколько сот метров оно слетело вниз. Тут уже пассажиры возмутились, водителю пришлось вернуть деньги за проезд владельцу телеги и оставить его на дороге.
Другой неприятный случай произошёл уже лично со мной. По дороге от здания, где проводятся занятия арабского, до площади Саккалы я остановила басик. Я всегда так делаю. Это не очень оживлённое место, и машина может спокойно притормозить перед голосующим пассажиром.
Я вошла в полупустой салон, но сесть не успела: машина неожиданно рванула вперёд. Я упала на впереди сидящего мальчика лет двенадцати – тринадцати, больно ударившись при этом ногой о какую-то железяку. Дверь была открытой. Мне не за что было ухватиться – только за скользкое сиденье. Если бы водитель продолжал набирать скорость, я попросту бы вылетела наружу. Слава богу, мальчик громко обратился к водителю, тот остановил своё авто. Я, наконец,  села.
Чуть позже, буквально через три минуты, басик по требованию остановился возле беременной египтянки. Её едва не постигла моя участь: она чуть не упала. Один из пассажиров успел крикнуть шофёру, и тот притормозил.
Под конец пути, когда все выходили на Дахаре, водитель извинился передо мной по-английски. Сделал ли он вывод, что в его раздолбанном басике людям трудно по-человечески рассесться и нужно быть внимательным к тем, кого он возит?  К слову, и другие шофера нередко срываются с места, не дождавшись, пока пассажиры расположатся по сидениям, поэтому «находить своё место» следует как можно быстрее.
Несмотря на «минусы», басики в Хургаде имеют явные «плюсы». Прежде всего, это доступный, мобильный вид транспорта, гораздо менее «конфликтный», нежели такси. Водители красно-оранжевых машин нередко выдают всевозможные сюрпризы. Например, в конце пути могут спокойно заявить, что дорога ему не понравилась и нужно доплатить сверх оговоренной суммы приличное количество фунтов, чуть ли не в два раза больше. И таких неожиданных причин множество. Не перестаю удивляться фантазии таксистов. Конечно, есть среди них и порядочные. Но наличие «ушлой категории» заставляет всегда быть начеку. Водители же басиков, как правило, миролюбивые люди, принимающие твёрдо установленную таксу.