На краю земли

Тина Гай 2
Мыс Фреэль (Cap Frehel) не предвещал ничего необычного. Шел  третий день путешествия по замкам Луары, и, хотя распогодилось, и уже наступала усталость от обилия впечатлений, все-таки все вышли из машин


и побрели кто куда, просто потому что привезли сюда, и надо было понять, почему именно сюда. Значит,  было в этом месте что-то такое, что нужно было посмотреть.


Мыс Фреэль - это каменистые скалы, которые находятся в Бретани, на берегу пролива Ла-Манш,  на самом краю Франции. Здесь стоят маяки и с этого мыса видны белые скалистые берега Англии. Прибыли, увидели маяк и какое-то официальное здание со стоянкой для машин, где наша группа и остановилась. Вообще прелесть путешествий,  в том числе и этого,  заключается  не в том, что видишь, а в том, почему ты видишь это.

 

Неизвестность того, что увидишь и запомнишь на  этот раз, усиливалась тем, что нам  никто ни о чем  не рассказывал. Каждый был абсолютно чист для впечатлений и восприятия, которые, в конце концов, являются автопортретом каждого, потому что  воспринимаешь только то, что  уже  готов воспринять.


Тем неожиданнее то, что открываешь в себе,  а не в путеводителях.  Этим узнаванием себя интересно любое путешествие. Так же, как  книга, которая либо трогает, либо нет, и зависит это не от книги, а от тебя.


Я не ожидала ничего от этого посещения. Тоже пошла, куда глаза глядят, и  встала на самом краю скалистого берега. Отсюда открывался вид на  океан.  Боже мой, какое это было зрелище!  Солярис, который словно  сошел из фильма Тарковского.  Он медленно и нехотя шевелился, не обращая на меня  совершенно никакого внимания. Его молчание, мощь, сила, глубина и беспредельность потрясали!


Стоя на краю земли, в месте встречи трех  гигантов – Неба, Земли и Океана – поняла, что  я – никто, букашка, песчинка, ничего не стоящая перед этой стихией.  Здесь растворяешься в ней и забываешь себя, потому что ты – никто и ничто перед ней.  Океан  в тишине и уединении открывает не  себя, а твое место перед лицом его беспредельного пространства и мощи.


Я была потрясена. Почему океан, а не море, произвел на меня такое потрясающее впечатление? Море же тоже безгранично, но от него не исходило той силы, которую ощущала в океане. Ощущала  всей кожей, всеми фибрами души и тела.


Я спустилась вниз, и словно зависла над океаном. Я боялась пошевелиться. Было страшно! Я стояла над бездной. Вспомнила самоубийц, которые стоят  на каком-нибудь сотом этаже, и стоит только сделать шаг...


Я  ухватилась за какой-то кустарник, не помню уже какой, лишь бы не упасть. Вокруг стали виться чайки. Их было много, они кричали,  мне казалось, что я вторглась в  чужое и страшное пространство, в которое меня не пускают. Ощущение  кошмара и страха  не отпускало меня потом долгое время. Я ощущала себя на краю пропасти.


Чайки готовы были наброситься и склевать меня. Они чего-то хотели от меня, я не могла понять, что. Впечатление  ужаса от океана, от чаек, от того, что  сейчас могу оказаться внизу, произвело такое сильное впечатление, что, не помня себя,  стала карабкаться вверх подальше от этого места. Это было похоже на бегство.


Потом вне себя я побрела куда-то вдоль берега, потом перешла на другую сторону мыса и  увидела огромный средневековый замок в океане, примерно в километре или чуть больше от берега. Я остановилась, долго смотрела на него и думала, как туда добирались строители, как они могли его построить? Потом, пересматривая фотографии, я не могла нигде увидеть этот замок. Его нигде не было!


И до сих пор не могу понять, то ли это был мираж, то ли мое впечатление, нарисовавшее замок в океане, то ли  это  был форт Ла—Латте. Не знаю. Но было полное ощущение, что замок был, я его видела и был он посреди океана, а Ла—Латте стоит на суше!


И никакого розового гранита, которым славится мыс Фреэль, ничего, кроме водной пустыни, молчания и одиночества, потрясших меня.  Я так долго стояла, глядя на замок, что не замечала ни времени, ни того, что меня могут ждать, ничего. Когда, наконец, очнулась и вспомнила, что  не одна, и направилась к машине, встретила шквал упреков, что задержала всех на полчаса.

 
Как они прошли, эти полчаса, не знаю, не помню. Я села в машину и впала в транс. Три часа, которые ехали до ближайшей остановки, ничего не понимала: ни того, куда ехали, ни того, что говорили,  ни осуждений. Я была в прострации…


Ни до, ни после ничего подобного я не переживала. Восторг, преклонение перед океаном, ощущение, что прикоснулась к неведомому миру, радость от того, что нас привезли сюда и какое-то зловещее и одновременно чарующее волшебство долго не отпускали меня. Да и сейчас, когда пишу, не знаю, где я была, когда стояла на берегу...


В одной из песен, посвященных мысу, поется: "Мы отправимся на мыс Фреэль,  чтобы стать бессмертными".


Текст с фотографиями и видео в блоге
http://sotvori-sebia-sam.ru/mys-frehel-parizh-17/