Веслав Мысливский. Трактат о лущении фасоли 14-2

Константин Кучер
(с польского, отрывок из романа)

Он вылил остаток пива из банки в свой бокал и уставился на шумевший перед нами залив, снова погрузившись в молчание. Наверное, уже я должен был что-то сказать, мне даже показалось, что он ожидал этого от меня. Но ничего мне не приходило в голову, помимо того, что ближе к вечеру надо бы уехать. Я понимал, что сейчас – совсем не время, чтобы сказать ему об этом.

И я спросил его, словно бы так, промежду прочим:

- А где могилы, о которых мне пан писал, что там больше всего грибов?

- А что, пан хотел бы сходить по грибы? Нет, не сейчас, не сейчас. - И сорвался с места. - Принесу еще пива. А может сделать что-то из еды? Пан не проголодался? Чуть позже - сделаю. Я привез цыплят на вертеле, так их надо только подогреть.

Через минуту, возвращаясь с новыми банками пива, он вдруг остановился на полпути:

- Пусть пан вон там посмотрит. Какая-то новенькая. Никогда ее здесь не видел. Надо бы узнать, кто такая. Да, там. Ну, посмотрите. - Поставил банки с пивом на стол, пооткрывал, налил себе, мне. - Скажу пану, одно только меня здесь и держит. Иначе давно бы продал. - Пригубил немного пива и опять начал оглядываться, словно другими глазами, почти хищными, одаривая меня, время от времени, не то улыбкой, не то насмешливой гримасой.

- Та тоже нечего. Вон там, в лодку садится. Ее я знаю. Ой, любит, любит, а что и как умеет! А я покажу пану ещё одну, соседку, двумя домиками дальше. Только она, наверное, еще не приехала.

Скажу пану, я слушал его и не верил, что то - пан Роберт. Тот самый пан Роберт из тех
всех его писем, открыток, телефонных звонков. И я думал, что же в нем - правда, если брать всё вместе - и то, что он сейчас говорил, и то, что писал мне в течение стольких лет. А может ни одно, ни другое? Я ничего не понимал.

- Или вон, на ту пусть пан посмотрит. Берегом залива идет. Даже смотрит в нашу сторону. Это – единственное, что меня ещё держит здесь, при всех наших неудобствах. Потому что здесь пан словно у самой природы такую берет. А взять у природы, не то же самое, что с улицы или из кафе. Эх, природа, природа. И самого скрюченного выпрямит.

И чего она там копается? О, ложится. Будет загорать. Целыми часами может лежать на солнце. С начала лета уже загорела, как негритянка. Но если быть откровенным, не очень люблю таких, загорелых. Хотя,  с загорелыми намного проще. Мучились, вылеживали на солнце, так не хотят, чтобы их труды пропали зря. И уж конечно, мучились не для своих баранов – законных супругов.

Им рекомендуют животы подтягивать на байдарках, каноэ. Потому, как: долго ли можно после свадьбы? Год-два и - довольно верности. К счастью, мир отбросил все свои традиции, привычки, предрассудки. Человек сегодня уже не может себе позволить длительные отношения. Каждый за чем-то гонится, к чему-то стремится, поэтому кто-то другой ему – как пудовая гиря на ногах. Разговаривать уже не хочет, а нужно. Не о чем, а надо. Конечно, может и так случиться, что брак – до самой смерти. Но это - уже памятники. Ещё недолго и к таким будут водить экскурсии, как в замки, соборы, музеи. Супружество, по правде говоря, сегодня - общество с ограниченной ответственностью. Распадается одно, основывается другое. И начинает закручиваться по новой, чтобы хоть как-то, чтобы дальше, чтобы до конца.

Ни черта не стоит эта наша жизнь, скажу я пану. Все эти наши розовые сны, мечты, начинания. - Вдруг глаза его заискрились. - О, глядите. Приехала. Ну, та - соседка. Увидит её пан, когда она купальник наденет. Взгляда от неё не отвести. Иногда топлес загорает. Конечно, и сюда докатилось. Почему бы и нет. В таких делах нет ни границ, ни языков, ни всяких там фиглей-миглей. Думаю, как-то пригласить её покататься на  лодке. Может, представится такая возможность.

Ну да, здороваемся. Но что-то меня сдерживает, не могу себя перебороть. Кажется, вот-вот - а тут смелость, как назло, незнамо куда девается. Может, для начала лучше бы ее на ежевику пригласить? Та, наверное,  уже поспела. Следующим воскресеньем пойду в лес, посмотрю. Только она может не захотеть, о ежевику ведь и уколоться - проще простого. Жаль, уже отошла земляника.

Только это меня и держит. Пусть пан сам скажет, что на самом деле человек имеет от жизни? От всех этих забот, огорчений, бессонных ночей? А если пан к ним ещё прибавит болезни, другие несчастья. Что в результате? Посидел бы пан вот так - весь день - в моем магазине. С сувенирами. Хe! хe! хe! Продам к чертям собачьим и этот магазин!

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/08/08/548