Выхода нет

Леся Ирзун
Красный свет лился откуда–то сверху, падал на руки, окрашивая кожу. Игорь поднял голову: над дверью горела табличка «Выхода нет». Это напомнило о поликлинике, правда, там обычно запрещают входить, а не наоборот.

Игорь оглянулся: квадратная комната, без окон, слабое зеленоватое освещение подрагивало от неровного напряжения в сети, на полу кафель кислотного лимонного цвета, плохо оштукатуренные пустые стены, железная дверь, кондиционированный воздух без запаха, табличка «Выхода нет». Пустота.

Он прошел вдоль стен. Четыре шага, поворот, еще четыре, снова поворот. Проводя рукой по прохладной неровной поверхности, он искал хоть что-нибудь, но никаких щелей или выступов, где могла бы скрываться другая дверь, его пальцы не почувствовали. «Значит, выход один», - подумал Игорь. Он подошел к двери, нерешительно взялся за ручку, периферическим зрением улавливая красное свечение запрещающей таблички.
-Ччччерт!
Игорь вернулся в центр комнаты. Оглянулся. Должен быть другой выход! Он еще раз обошел по периметру все помещение, неожиданно ставшее его тюрьмой. Подпрыгнул, размахивая руками, в надежде, что сработает какая-нибудь сигнализация и сюда ворвутся… Кто, кстати? И что они сделают с ним? Хотя, в принципе, уже не так важно- что, главное- люди. А если они войдут сюда, значит, есть вход. А если есть вход, то, должен быть и выход!

Логика всегда была сильной стороной Игоря. Он даже девушку себе выбрал, опираясь исключительно на логику. Из всех знакомых только она, Мила, была перспективной сотрудницей с возможным повышением в должности, но не карьеристка. Значит, вряд ли станет его начальницей. Она умница, но звезд с неба никогда не хватала, что позволит ему, не сильно напрягаясь в будущем, обеспечить себе постоянный восхищенный взгляд влюбленной женщины. Мягкая, покладистая, она так и просилась усадить ее дома с детьми варить борщ и ждать мужа. Он выбрал себе достойную тень. И все только с помощью логики.

Сигнализация молчала. Да и была ли она здесь? «Итак, что мы имеем?»- попробовал рассуждать Игорь. - «Я в пустой комнате с единственной дверью, над которой висит табличка «Выхода нет». Значит ли это, что выхода, действительно, нет или надо мной просто пошутили. А, может, проверка? И знает ли кто-нибудь, что я нахожусь здесь? Что будет, если я открою дверь? Меня убьет током? Отравит газом? Готов ли я проверить, что находится за дверью?» Последний вопрос он произнес вслух. Но ответить на него было некому.

- Эй! Ау! Есть там кто?- задрав голову, Игорь прислушался к эху собственного голоса, казавшемуся чем-то инородным в этом очищенном от жизни пространстве.
Освещение продолжало подрагивать, усиливая эффект  тишины.
- Слышит меня кто-нибудь? – Игорь со всей силы ударил кулаками в дверь. Металл отозвался легким гулом.
«Это точно какой-то эксперимент, если я, конечно, не параноик… или, возможно, я просто сплю» ,- адреналин гулко стучал в ушах, мешая думать. Игорь сел на пол, напротив двери и замер, глядя на табличку. « Похоже, и правда, нет выхода…»- подумал он. Это было первое поражение.

Сколько себя помнил, Игорь всегда верил, что безвыходных ситуаций не бывает. «Даже если ты - Алиса, упавшую в кроличью нору, ищи пузырек или гриб с надписью «Выпей меня» или «Съешь меня»,- говорила его бизнес-тренер Анна, поправляя очки в роговой оправе. Какая красивая девушка! Игорь всегда таким верил. Женщина, если она красивая, то это почти Мадонна: обмануть не может! Прильнешь к ее груди и забываешь обо всех тяготах мира. Поэтому Игорь истово верил всем словам своего бизнес- тренера. Однажды, он по заданию Анны попытался придумать безвыходную ситуацию: не получилось! А сейчас он сам в ней оказался. По самые уши, не по своей воле. И никаких волшебных пузырьков или грибов рядом не наблюдалось. Только категоричная табличка, запрещающая открывать дверь и грозящая страшным наказанием за непослушание – еще большей неизвестностью.
По спине мерзенько и подло поползла струйка пота. Уверенно миновав зону «между лопаток», направилась к пояснице. «Разве здесь душно?»- Игорь с удивлением подумал, что не заметил этого раньше. Организм выбросил в кровь новую порцию адреналина. Ладони покрылись испариной, в ушах зашумело еще сильнее, перед глазами возникли мелкие черные точки – предвестники начинающейся мигрени.

Игорь отвернулся от двери, лег на спину, запрокинул голову. Комната перевернулась, теперь табличка висела вверх тормашками, но смысл ее от этого не менялся. Игорь раскинул руки, пытаясь максимально заполнить собой пространство, закрыл глаза. Под прикрытыми веками происходило какое-то «цветопредставление»: разноцветные круги пульсировали, выплывая из темноты, пытаясь оттеснить друг друга и просочиться прямо в мозг.

- Какой шарик ты хочешь? Красный или зеленый? – мама склонилась над Игорем, поправив ему сползающие шорты.
Шарики... Такие красивые! Красный, желтый, синий, зеленый… Они рвались  в небо. Игорь испугался, что продавец их не удержит.
- Ну же! Выбирай! – торопила мама, пока Игорь, задрав голову, с восторгом разглядывал беснующиеся на ветру воздушные шары.
- Синий, - прошептал завороженный мальчик. От предчувствия обладания таким сокровищем голос у него куда-то пропал.
- Какой? Говори громче!
- Сииииний! – почти крикнул Игорь, испугавшись, что мама может передумать. – Синий!
Продавец, усмехнувшись, намотал нитку на маленькое запястье и кончик ее положил на ладошку, тут же сжавшуюся в кулачок.
- Сколько с меня? – спросила мама, а Игорь осторожно махал рукой, позволяя шарику двигаться, и все сильнее сжимая пальцами нитку.
Я тебя не отпущу! Иллюзия полета, иллюзия свободы…

Игорь открыл глаза: комната никуда не исчезла, табличка не погасла. Кто-нибудь обязательно должен прийти. Иначе не бывает.
- Эй, там, за дверью! Есть кто? - звонкий женский голос раздался неожиданно.
Игорь вскочил, отчего голова его закружилась, а перед глазами потемнело.
- Я тут! - он отчаянно моргал, восстанавливая зрение. - Я здесь! Не уходите! Пожалуйста!
Игорь подбежал к двери, прижался ухом к прохладному металлу, вслушиваясь.
- Да мне некуда уходить... - в голосе звучала растерянность.- Почему вы меня заперли?
- Я? Я запер вас? Что за бред... Да я торчу в этой пустой комнате под дверью с табличкой «Выхода нет» уже...
- У меня такая же табличка! - перебил его голос. - Что это значит?
- Не знаю, - Игорь снова сел на пол, прислонившись спиной к двери.- Я думал, вы ответите мне на этот вопрос.
С той стороны ответа не последовало. Игорь ждал. Потом еще... И еще... В конце концов он не выдержал:
-Эй! Вы еще там?
- Да.
- А почему молчите?
- А что говорить? Вы дверь пробовали открывать?
- Нет. А вы?- спросил Игорь с легкой надеждой, что она точно попробовала, и дверь оказалась заперта. Хотя... - Подождите! Моя дверь ведет к вам в комнату! А ваша - ко мне!
- С чего вы взяли?
- Вы сейчас где? В смысле, относительно двери?- сердце Игоря колотилось от неожиданной догадки.
- Прямо около нее. Сижу на полу. Кстати, прохладно...
- И я тоже рядом с дверью! И ваш голос звучит где-то… Почти над моим ухом! Это значит..
- Что у нас общая дверь! - в голосе девушки зазвучала радость.

Игорь вскочил, прошелся по комнате. Это же меняет дело!  Теперь он точно знает, куда ведет эта дверь. И, скорее всего, его не убьет, когда он ее откроет. Скорее всего... А если он ошибается? Между ними может оказаться узкий коридор, в который, действительно, входить нельзя ни при каких обстоятельствах.
- Если вы откроете свою дверь, окажетесь в моей комнате. Слышите? - девушка  легонько стукнула по двери.
Игорь вздрогнул, стучали совершенно точно в его дверь.
- Это ты стучала? - от волнения он перешел на «ты».
- Да.
Две комнаты соединены одной дверью. С двух сторон висит табличка «Выхода нет». Если между комнатами нет коридора, то как он и она попали сюда?
- Как тебя зовут?
- Лина.
- Лина, отлично... Слушай, Лина, - Игорь прижался к двери, стараясь говорить, как можно громче, - ты должна проверить свою комнату. Ищи другой выход. Тебе нужна любая щель, любой выступ, за которым может скрываться еще одна дверь!
- Я уже смотрела, ничего нет.
-Значит, смотри лучше! - почти прокричал он.
Потом вздохнул, понимая, что так он делу точно не поможет.
- Извини, - продолжил он спокойнее,- я проверил свою комнату очень внимательно. У меня только одна дверь и ведет она к тебе. Но как то же мы сюда попали? Понимаешь, к чему я это говорю?
- Значит, что-то должно быть здесь, у меня, - еле слышно пробормотала Лина.
- Да! Именно!
Тишина. Легкий шорох. Игорь практически вжался ухом в дверь.
- Нашла?
- Нет пока.
- Ищи лучше! Там что-то должно быть!
- Ничего.
- Быть такого не может!
- Иди сам и посмотри, раз такой умный!
Игорь в нерешительности взялся за дверную ручку. Возможно, именно сейчас это все может закончиться. Табличка предупреждающе мерцала красным.
- Боишься, - она даже не спрашивала, утверждала.- Я могла бы соврать, сказав, что нашла выход. И тебе пришлось бы открыть дверь.
- Почему тогда не соврала? - Игорь устало опустился на пол.
Понимая, что, не смотря на свое дикое желание вырваться отсюда, он не может нарушить чей-то запрет, Игорь почувствовал себя ничтожеством. Это было чертовски неприятное открытие.
- Потому что выход только один. И он там, где горит чертова табличка! И это, к сожалению, единственная правда. Решай, ты или я.
- В смысле?
- Кто откроет дверь?
Она говорила так спокойно, будто спрашивала, кто пойдет в магазин за хлебом. Игорь уронил голову на руки. Хотелось пить. Его тюрьма явно не приспособлена для содержания в ней живых существ. Скоро потребности займут все его мысли. С этим надо что-то делать. С другой стороны, если дверь одна и ведет она в соседнюю комнату, к Лине, то открыв ее, на свободе не окажешься.
- Ты думаешь о том же, о чем и я? - звонкий голос прервал размышления Игоря.
- Не знаю. Я не читаю твои мысли.
- А я думаю, что открыв дверь, потеряю надежду выбраться отсюда. Ведь это всего лишь дверь к тебе.
- Всего лишь. Да.
Она замолчала, обдумывая что-то. Даже разделяющую их преграду Игорь чувствовал ее напряжение.
- Я попробую,-  вдруг сказала она.
Игорь вскочил на ноги. Руки стали липкими от пота, сердце опять заколотилось, стремясь разорваться в клочья. Он сделал шаг назад, ожидая, что дверь сейчас распахнется. С той стороны нажали на ручку. Щелчок, легкий шорох. Еще шорох. Тишина. Дверь не шелохнулась.
- Лина?
Тишина.
- Лина, ты там? Ты открыла дверь?
Тишина.
- Лина! Черт тебя побери! Если это трюк, чтобы я первый сделал это... Как глупо! Лина?
Тишина. Тишина. Тишина.
- Лина! Это уже не смешно!

Он не знал, сколько времени просидел на холодном полу, прижавшись спиной к двери, запрокинув голову и наблюдая за мерцанием таблички. Он думал, просчитывал все возможные варианты, но задача не решалась. Всякий раз он приходил к одному выводу: либо она на свободе, либо мертва. Постепенно он стал склоняться к мысли, что это одно и то же.
Что там по теории вероятности? Игорь пытался привести чувства и мысли в порядок. Сколько он еще в состоянии находиться здесь? А если, выйдя за дверь, ему предстоит длительный путь наверх? Почему наверх? За все это время он стал воспринимать запертую комнату, как глубокую нору, дно колодца или шахты. Необычность ситуации заставила его допускать любой возможный и не возможный исход.

Он спорил сам с собой, ругался, кричал. Убеждал невидимого собеседника: не так важно «куда», важнее «как долго»? Сколько продлится его путь отсюда после того, как он откроет дверь. Если, конечно, после этого что-то будет… Могут понадобиться силы. А он уже сейчас от стресса, голода и жажды мало на что способен. 

Табличка продолжала мерцать красным. Неожиданно благом показалась возможность просто уснуть.  Заснуть прямо здесь, на полу, не думая ни о чем. И пусть произойдет то, что должно.

Мерцание. Мерцание… Значит, выхода нет?
- Выход есть всегда,- Игорь встал, взялся за ручку двери, нажал на нее, чувствуя, как она мягко идет вниз. Щелчок.

Игорь вдохнул поглубже, бросил взгляд на запрещающую надпись и открыл дверь.