Верхотурье. Прикосновение к чуду

Ирина Жгурова
 ВЕРХОТУРЬЕ. ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЧУДУ


…В православном музее монастыря сохранились реликвии, связанные с Симеоном Верхотурским.  Моё внимание привлекли подлинные грамоты, подписанные Борисом Годуновым  и  государём Михаилом; я узнала о связи города с историей самодержавия в России; услышала рассказы о Покровителе Сибири и Урала, посидела на его камне, прикоснулась к его мощам; окунулась в священный источник, испила уникальной воды; была очарована комплексом Кремля; беседовала с интересными людьми из разных городов России.

…Дорога из Тюмени в Верхотурье вела  через города Алапаевск и Нижний Тагил;  Актай, Меркушино и другие уральские деревни. Лёгкой ностальгией улыбнулся плакат с надписью колхоз «Урал» - Красная слобода. Украсил недолгую остановку городок-музей Нижняя Синячиха близ Алапаевска, где рукотворную красоту окружала природная стать Уральского ландшафта.



Дорожный эскиз

У солнца дождь взял разрешенье
зайти на Северный Урал:
Рассеял водное крошенье
на весь асфальтный пьедестал.
Холмами взвысились берёзы,
оставив соснам бег равнин.
Стремглав дорожные откосы
глотают газовый бензин.
Дорога гонит вдаль автобус
то над пролесками, то под;
А тучи пишут серый опус,
закрыв кудрями небосвод.
Втянуло мягкое сиденье
усталость дня в дремотный плен;
Вползает тряской в сновиденье
звучанье струйных кантилен.
Комар, из леса залетевший,
вонзает писком в уши стих
про вечер, сыростью вспотевший,
и нескончаемость пути.
От слёзных взглядов небохмурья
мутит оконное стекло,
но я в прохладу Верхотурья
везу души своей тепло.

2013, 26 июля. Тюмень – Верхотурье, 12 часов в дороге


…В паломническом путешествии пришлось испытать экстрим в виде строгого уклада жизни в Свято-Никольском монастыре Верхотурья: службы, трапезы, проживание. Всё это было возвышенно и красиво, несмотря на аскетизм быта.  26-28 июля здесь почтили память князя Владимира, отца Константина, расстрелянного в 1918-м году,  и 1025-летие крещения Руси.
…Потоком шли люди к Симеону;  в надежде исцеления с инвалидных колясок поднимали и прикладывали на руках тех, кто не мог встать. Люди верили, что  мощи святого обладали реальной силой, ведь многие избавлялись от хвороб чудесным образом с семнадцатого века.

 Симеон Верхотурский изображён на иконах с удочкой и ведром для рыбы на фоне реки Туры у заветного камня в обрамлении уральской природы. В его руках распрямился свиток со словами: «Молю вас, братия, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».
Современными словами, я думаю, это звучало бы так: «Прошу вас, уважаемые земляки, слушайте своё сердце, соблюдайте общечеловеческие законы жизни и не держите зла в душе». 

Запомнилась надпись в Крестовоздвиженском храме монастыря:
«Следите за своими мыслями – они становятся словами,
следите за своими словами – они становятся действиями,
следите за своими действиями – они становятся привычкой,
следите за своими привычками – они становятся характером,
следите за своим характером – он определяет судьбу».

*** Благодать места придавала  уверенность в правильности выбранного пути к вере. В Свято-Никольском мужском монастыре поток исторической информации заполнил память, и я пыталась систематизировать услышанное и увидеденное. Здесь всё связано с именем Симеона Верхотурского, его судьбы и чудесного проявления. Этот человек дворянского происхождения в семнадцатом веке ходил по домам, шил шубы, ловил рыбу, смиренно терпел насмешки, потому что не желал вознаграждения:  уходил, не завершив работы. Он давал жителям советы в лечении, в воздержании от вредных привычек.
 После  смерти праведника спустя полвека, когда уже и забыли о его существовании, гроб с нетленным телом вышел на поверхность, и место стало центром исцеления по вере. Симеон являлся во сне к больным и вылечивал их, вразумлял впавших в пьянство, при этом давая наставления для души.

Его мощи  были перенесены в монастырь, но даже земля с места их выхода на поверхность обладала чудесной силой. Во времена революции останки были осквернены, серебряная рака украдена, а мощи переведены на хранение в запасники  печально известного дома Ипатьева. При Советской власти монастырь  разграбили и превратили в детскую колонию, а третий по величине в стране  Крестовоздвиженский храм был преобразован в склад. Другим храмам города пришлось переживать смутное время тоже непросто – в них устраивали гаражи, бани, пивные. 
…Судьба города Верхотурья, который  до революции  ежегодно посещали более сотни тысяч паломников, связана нитями истории с царской династией. К 300-летию дома Романовых был построен деревянный коттедж для высоких гостей, и его посетила великая княгиня Елизавета. Её пребывание на Урале совпало с известием о начале войны, которая тремя годами позже привела Россию к необратимым последствиям. Русская православная церковь причислила Елизавету Фёдоровну к лику святых: «Та, что приехала в Верхотурье, чтобы поклониться святому Симеону, сама стала святой». Жизнь изумительной женщины жестоко оборвалась в Алапаевске.
Пока власти города раздумывали, стоит ли отдавать заброшенный особняк монастырю, в 2010-м году дом сгорел. То ли бомжи нашалили, то ли хулиганистые подростки поиграли, но архитектурная реликвия погибла. «Замкнула проводка 17 века» - грустно шутили горожане.

На вечерней службе 26 июля в Никольском соборе неоднократно упоминалось имя великомученика Константина.
На центральном месте  у алтаря была установлена икона страстотерпца Николая Александровича для почитания даты четырёхсотлетия дома Романовых и в память о 95-летии гибели царской семьи. Икона являла в храме  чудо мироточения лишь пару дней – её перевезли  в другие храмы.  Природное ли это явление законов физики или проявление знака от мира тонких энергий? Несмотря на раздумья о сущности процесса, ощущение благодати было полным. Люди по очереди подходили к чудесной иконе. Рядом со мной в очереди стоял узнаваемый человек, который в телепрограмме веселил страну. Здесь он был предельно серьёзен. После вечерней службы началось таинство исповеди.

Паломническая жизнь не предполагала комфортных условий: одна часть тюменцев расположилась в гостинице монастыря, другая -  на полу второго этажа храма.  Гостиница образовалась в здании бывшей колонии, архитектура и интерьер которого приближались к тюремным; колоритом впечатляли обвалившиеся стены и затхлость; в комнатках на втором этаже были установлены сеточные кровати и двухъярусные  нары. На втором этаже расположилась трапезная, на потолке в коридоре был подвешен колокол для вещания начала трапезы. На двери «столовой» висело  расписание  служб и правила: проживание до трёх дней  – бесплатно, а если более – то необходимо выполнять посильное послушание. Меню двухразового питания составляли супы, каши, чай. 
При монастыре добровольно и безвозмездно работали трудники. Они деликатно выполняли свои обязанности в трапезной.
К «гостинице» от храма привела узкая тропинка  среди лужайки, украшенная после дождя небольшими лужами, в  одной из которых, не боясь воды, чёрный кот усердной лапой вытаскивал тоненький прутик. Когда ему удалось ухватить неведомый корешок, оттащил в сторонку добычу и стал отчаянно грызть её, как собака косточку, не обращая внимания на прохожих. Похоже, это был корень валерианы.

 …Крестовоздвиженский храм  был величав даже в лесах для ремонта протекающей кровли, что не давало возможности для росписи стен.  Он был восхитительно красив в лучах восходящего и заходящего солнца. Священнодействие утренней субботней службы с песнопениями установленного порядка охватывало меня надеждой на  высшую справедливость. Душа стремилась к освобождению от лишнего, и погружалась в радость общения с миром святости, которое завершилось приложением к мощам святого Симеона.
…На утренней  службе в Никольском храме иконы царя Николая уже не было. Священники разъясняли суть проходящих празднеств. Мощный поток волн веры исходил от окружающих. Я прошла через таинство причастия. 
В этом храме великолепная настенная роспись изображала четыре евангельских сюжета: слева –  избиение,  беседующие Христос и Пилат, справа – распятие и несение креста. При восприятии этих реалистических картин в моём всё поглощавшем мозгу зазвучали арии из оперы  Ллойд-Уэббера, в которой средствами современной музыки пересказана евангельская история, и мелодии передали душевное состояние персонажей, которые живыми образами явились на фресках.

…В отведённом месте продавали монастырскую выпечку, а в церковной лавке  - разные по цене и оформлению иконы и утварь. Самая дорогая икона стоила  около семидесяти тысяч рублей. Изумили миниатюры из эмали ручной работы в металлической оправе. Принимались требы – маленькие листки бумаги с именами в надежде на высшую помощь творением молитвы. Продаваемые иконы излучали свет  и несли для меня воздушную музыку молитв из оперы Алексея Рыбникова.  Я любовалась  копиями полотен известных художников, но выбрала себе образ всея Сибири чудотворца Симеона Верхотурского с удочкой - главного небесного заступника Уральской земли.   

Подвижник Симеон пришёл в село Меркушино после долгого пути из центра Руси к северному Уралу. На берегу реки Туры у него было своё место, где он добывал рыбу для пропитания. Неподалёку от камня, сидя на котором Симеон рыбачил, позже был построен деревянный храм. 
…Огромный Симеонов камень облепили люди, но и мне удалось посидеть на священном месте у раздолья реки. Ёлку, которая росла рядом, растащили паломники по веткам за прошедшие века.
На просторе ромашково-одуванчиковой прибрежной поляны, обрамлённой деревьями, устремился в небо памятный крест в честь образования Верхотурья и памяти святого. В небольшом местном храме Всех Святых Урала и Сибири в эти дни чтили память святого Константина.

Праведник Симеон жил и умер в Меркушино. На месте его захоронения забил святой источник, и в девятнадцатом веке был возведен Свято-Симеоновский храм. В советское время мощи были поруганы, источник засыпан,  храмы и соединявшая их галерея были уничтожены. В новом веке был воссоздан и освящён  Михаило-Архангельский собор. Около него расположилось небольшое кафе, где я попробовала монастырские деликатесы. Манили золотистые оладьи с мёдом, но я попробовала на вкус «сестринского»  мороженого: возникло ощущение, что погрызла кусочек сладко-суховатого маргарина.
В фойе-галерее храма люди набирали из источника воду со вкусом чистоты неба. Симеон был изображён на берегу с удочкой в руках и со свитком. По ступенькам подземелья я спустилась к плите из уральского камня, обозначившей место восхождения гроба на поверхность.  Пожилая монашка охотно отвечала на вопросы, угощала водицей  и проводила помазание  от лампады над плитой.
В этом же храме я подошла к мощам святого Константина с уложенными на груди чёрными высохшими руками, к которым прикладывались поочерёдно все паломники.  Отец Константин, служивший в приходе Меркушино Верхотурского уезда, стал заложником прошлой эпохи на «показательном» расстреле священника и старосты. По пути к месту казни молодой священник Константин отпевал сам себя. Двоих «преступников» заставили рыть могилу и расстреляли на глазах согнанных сельчан. В графе церковной книги «лета умершего» записано «22»…

В Актае за храмом Богородицы «Живоносный источник» выстроилась  очередь желающих погрузиться в холодную купель. После окунания по всем правилам захватило дух так, что трудно было вымолвить слово, но потом наступило необъяснимое блаженство тела и духа – температура чистой воды  в четыре-пять градусов благотворно действовала на кожу и кровь, мобилизуя защитные силы организма.

*** В прошлом веке Григорий Распутин после паломничества вернулся в родное село Покровское и посвятил себя молитвам в вырытой землянке. Когда ему послышался призыв Симеона: «Григорий! Иди странствуй, спасай людей!», то пешком пришёл из Тюмени в Верхотурский монастырь к раке святого Симеона и около двух лет нёс  послушание. Сибирский крестьянин научился грамоте и приблизился к знаниям духовным, когда на монастырской заимке Актай беседовал со старцем Макарием.
Григорий Ефимович рассказывал царской семье о Николаевском монастыре Верхотурья и предлагал Романовым обратить внимание на далекий город и привезти в чудотворные места цесаревича Алексея к мощам праведного Симеона для излечения. Советам сибирского старца внимал Николай Второй: сохранились благодарственные императорские телеграммы священнослужителям Верхотурья.
… По легенде  в  Александровском парке Царского Села, где был установлен Памятный крест Григория Распутина, в день его памяти 29-го декабря распускаются вербы.

…В храме Покровского женского монастыря Верхотурья на утренней службе кристальные голоса охватили купол сверху и плавно спустились вниз со второго этажа, охватывая проникновенными словами старославянского языка светлые взгляды иконных ликов. Богородица «Умиление» обнимала сердца внешней красой, яркостью убранства и обещанием надежды тем, кто искренне верил в её силу. Глаза у лика были полузакрыты, но для тех, кто верит, говорят,  взгляд Богородицы озаряется. Забота добрых женских рук проявилась в чистоте, аккуратности и пышной красоте цветника у входа  - прелести Северного Урала.

…Тёплый вечер наполнился колокольным звоном. Вечерняя нега укрыла территорию музейного комплекса Кремля  Верхотурья. Храм его был уже закрыт, но лучи заходящего солнца смело отразили звезда и улыбки золотых куполов. Здесь приобрели места администрация города, общественные организации  и музей.
Кремль расположился на возвышении у реки Туры, где открылась панорама с рассыпанными домами на противоположном берегу, приятным буйством зелени и трогательно висящим мостом.

…Утренняя воскресная служба  в Крестовоздвиженском храме  была посвящена памяти князя Владимира и 1025-летию крещения Руси. Слова проповеди навели меня на вывод – выживает тот народ, чья вера сильнее. Под звуки мудрых песнопений, я думала о том, что вера может стать национальной идеей и спасти Русь от разрушительной силы безнравственности.
Стоящая рядом со мной девочка наизусть пела молитвы, крестилась и вставала на  колени. Меня умилила её искренность. Я вспомнила группку симпатичных городских девчушек с сигаретами, из нежных губ которых срывался мат.  И это будущие матери русских богатырей!  Ясноокая девочка Верхотурья никогда до такого не снизойдёт. Юный взгляд отразил глаза России. Моя рука коснулась её головы, и она ответила светлой улыбкой.
Я приложила образок Симеона к мощам, чтобы привезти в Тюмень освящённость покровителя рыбаков и  врачевателя. Каждому воздаётся по его вере.  Но одной надежды на снисхождение высших сил недостаточно - надо приложить и своё усердие для достижения цели. А вера - добрая помощь в этом.

По дороге в Тюмень порадовал воображение музей деревянного зодчества под синевой открытого неба Нижней Синячихи: приветливо манили к себе избы прошлых веков, постройки и часовни. Взлетели к небу купола, а за  украшенным кружевной резьбой селом блестела солнышком река Нейва в перекатах холмов. Жаль, что не было времени пройти сквозь красоту уральской старины внутри домов. Участливо прощались с тюменскими путешественниками изумительный храм и уверенный ветряк. Мой фотоаппарат  закончил трёхдневную работу в Верхотурье, не успев от усталости вобрать в свою память раздолье Синячихи, но эта рукотворная прелесть близ восхитительной зелёной холмистости с отблесками водной глади осталась в моём сердце.
… Оконно-дорожная кинолента  протягивала полотна уральско-сибирского пейзажа.  Я везла в утомлённую дневной суетой Тюмень светлую благодать заповедных  мест Верхотурья – центра православия на Урале. Я узнала о праведнике Симеоне, к которому даже Царская Семья обращалась за помощью.

2013, 26-28 июля, Верхотурье – Меркушино - Тюмень




Внемлите себе

Непрерывной очередью шли люди к Симеону;  инвалидов поднимали с колясок и на руках прикладывали к раке. В них жила надежда на исцеление и не прерывалась вера в то, что  мощи святого обладали силой: с семнадцатого века хворобы чудесным образом оставляли страждущих. На иконах Симеон Верхотурский  стоял у прибрежного камня с удочкой и ведром. В его руках распрямился свиток со словами: «Молю вас, братия, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную». Рядом с ним зеленела высокая ель.
Свято-Никольский мужской монастырь Верхотурья с давнего времени жил с именем святого Симеона, его судьбой и проявлением. Подвижник Симеон пришёл в село Меркушино после долгого пути из центральной России к северному Уралу. На берегу реки Туры у него было своё место, где он добывал себе рыбу. Недалеко от камня, сидя на котором Симеон рыбачил, позже был построен деревянный храм. 
В семнадцатом веке этот скромно одетый человек, несмотря на дворянское происхождение, ходил по сельским домам и нанимался на работу, шил шубы. Он смиренно терпел насмешки из-за своего отказа от вознаграждения.  Сельчане странника не понимали, когда он уходил, намеренно не завершив работы, чтобы дать возможность хозяевам приложить свои силы в начатом деле.  Простые люди обращались к нему за советами  в  лечении и  воздержании.
Спустя полвека после  смерти праведника, когда меркушинцы почти забыли о его существовании, гроб с нетленным телом вышел на поверхность, и место стало центром исцеления по вере. Симеон являлся во сне к больным и вылечивал их, вразумлял впавших в пьянство, при этом дав наставления душе. Его мощи  перенесли в монастырь, а земля с места их выхода на поверхность обрела  целебную силу.
Праведник Симеон жил и умер в Меркушино. На месте его захоронения, где поднял воду святой источник, в девятнадцатом веке был возведён  храм. В советское время мощи подверглись поруганию, источник был засыпан,  храмы и соединявшая их галерея погибли в  бездумном уничтожении. 
Революционный ветер осквернил останки, нечистые руки выкрали серебряную раку, мощи попали в запасник  печально известного дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге. Разграбленный Свято-Никольский монастырь  Верхотурья  превратился в детскую колонию, а его величавый Крестовоздвиженский храм стал  служить складом. Возрождение пришло позже.
В новом веке возродился  и Михаило-Архангельский собор села Меркушино. В галерее храма люди вновь набирали из источника воду со вкусом чистого неба. Ступеньки подземелья нисходили к каменной плите, обозначившей место явления гроба на белый свет.
На прибрежном просторе ромашково-одуванчиковой поляны, окружённой деревьями, устремился в небо памятный крест. Огромный Симеонов камень облепили люди, но и мне удалось посидеть на священном месте у раздолья реки. Ёлку, которая когда-то росла рядом, паломники со временем растащили по веткам. 
…В прошлом веке Григорий Распутин после паломничества по Святой Земле вернулся в родное село Покровское и посвятил себя молитвам в вырытой землянке. Когда ему послышался неведомый голос: «Григорий! Странствуй, спасай людей!», то пешком пришёл из Тюмени в Верхотурский монастырь к раке с мощами святого Симеона и два года нёс  послушание. На монастырской заимке Актай сибирский крестьянин научился грамоте и приблизился к духовным знаниям в беседах со старцем Макарием.
Григорий Ефимович поведал императорской семье о монастыре Верхотурья, предложил царствующим Романовым обратить внимание на далекий город и привезти цесаревича Алексея к мощам праведного Симеона для излечения. Советам сибирского старца внимал российский император Николай Александрович: сохранились благодарственные императорские телеграммы священнослужителям Свято-Никольского монастыря.
 Судьба города Верхотурья, в который до октябрьского переворота стремились сотни тысяч паломников, связалась нитями истории с царской династией. К трёхсотлетию дома Романовых  в городе  вырос деревянный коттедж для важных гостей,  где и останавливалась  Великая княгиня Елизавета. Её пребывание на Урале совпало с известием о войне, втянувшей Россию тремя годами позже к необратимому перевоплощению. Русская православная церковь причислила Елизавету Фёдоровну к лику святых: «Та, что приехала в Верхотурье, чтобы поклониться святому Симеону, сама стала святой».  Жизнь изумительной женщины жестоко оборвалась в уральском городе Алапаевске.
Пока власти города раздумывали, стоит ли отдавать этот заброшенный особняк монастырю, на десятом году двадцать первого века дом сгорел. То ли бомжи нашалили, то ли хулиганистые подростки поиграли, но архитектурная реликвия погибла. «Замкнула проводка семнадцатого века» - невесело шутили горожане.
…Утренняя воскресная служба в храме  монастыря посвящалась памяти князя Владимира и крещению Руси. Слова проповеди навели меня на мысль – выживает тот народ, чья вера сильнее. Стоящая рядом девочка пела молитвы с выразительной искренностью. Я вспомнила симпатичных городских девчушек с сигаретами в пальчиках и скверными словами из нежных губ.  Весеннее солнце хмурилось печалью от созерцания будущих мам русских богатырей.  Ясноокая девочка из Верхотурья не снизойдёт до злословия. Её юный взгляд отразил глаза России. Моя рука коснулась головы малышки, и она ответила светлой улыбкой.
(Верхотурье – Меркушино)